ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-181/22 от 24.05.2022 Заднепровского районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Г. Смоленск Дело № 2 -181/22

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2022 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в лице председательствующего судьи Журавлевой В.В.,

при секретаре Шилиной О.Н.,

с участием прокурора Самуся А.А.,

представителя ответчика Моргунова О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смоленского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры,

У С Т А Н О В И Л

Смоленский транспортный прокурор предъявил иск к ОАО «РЖД» о понуждении к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры.

В уточненном исковом заявлении просил обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здания железнодорожных вокзалов и пассажирские платформы станций Красный Бор, Гнездово и Гусино приспособлениями для инвалидов:

1. На станции Красный Бор

- устроить пандус при входе с перепадом высот в зал ожидания (п. 6.1.1.4 СП 417.1325800.2020);

- обустроить вход в зал ожидания конструкциями для защиты от атмосферных осадков - навесами, козырьками (п. 6.1.1.4 СП 417.1325800.2020);

- установить при входе в здание вокзала на расстоянии 1,5 - 2 м с правой стороны информационную тактильную мнемосхему, информирующую о расположении помещений и мест получения услуги и направления движения к ним (п. 6.5.12 СП 59.13330.2020);

- установить тактильные предупреждающие указатели не менее чем за 0,8 м до объекта информации, входа, обустроить тактильное обозначение путей следования (п. 6.2.3 и 6.5.12 СП 59.13330.2020);

- устроить контрастно окрашенную поверхность на участке пола перед дверными проемами, выполненную краской или из полимерного материала (в том числе из холодного пластика для тактильной разметки) (п. 10.2.10 СП 136.13330.2012);

- установить указатели доступности для инвалидов на креслах - колясках входов и выходов в здание, специальные зоны отдыха и ожидания, зоны предоставления услуг, доступные пути эвакуации, зоны посадки/высадки инвалидов на креслах-колясках на платформе (п. 6.5.1 СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 51671-2020, ГОСТ Р 52131-2019);

- установить в зале ожидания системы информационного обеспечения пассажиров о времени отправления и прибытия поездов, условиях перевозки, стоимости проезда, услугах, льготах: информационные стенды, щиты, электронные табло, индукционные системы - технические средства дополнительного озвучивания - для лиц с нарушением зрения и слуха (п. 10.3.1 СП 136.13330.2012, п. 6.27 СП 138.13330.2012, п. 10.29 СП 417.1325800.2020, параметры визуальной информации по ГОСТ Р 51671-2020);

- обозначить границы опасной зоны у края платформы визуальным и тактильным обозначением, выполненным контрастной противоскользящей сигнальной полосой на поверхности асфальтового покрытия и предупреждающими тактильными указателями (п. 8.4.12 СП 59.13330.2020, п. 6.35 СП 138.13330.2012, ГОСТ Р 52875-2018);

- организовать предупредительное мощение в виде тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875-2018 вокруг отдельно стоящих препятствий (отдельно стоящих опор освещения, стоек и других препятствий) (п. 5.1.10 СП 59.13330.2020, табл. 10.2 СП 136.13330.2012).

2. На станции Гнездово

- установить при входе в здание вокзала на расстоянии 1,5 - 2 м с правой стороны информационную тактильную мнемосхему, информирующую о расположении помещений и мест получения услуги и направления движения к ним (п. 6.5.12 СП 59.13330.2020);

- установить тактильные предупреждающие указатели не менее чем за 0,8 м до объекта информации, входа, обустроить тактильное обозначение путей следования (п. 6.2.3 и 6.5.12 СП 59.13330.2020);

- устроить контрастно окрашенную поверхность на участке пола перед дверными проемами, выполненную краской или из полимерного материала (в том числе из холодного пластика для тактильной разметки) (п. 10.2.10 СП 136.13330.2012);

- установить указатели доступности для инвалидов на креслах - колясках входов и выходов в здание, специальные зоны отдыха и ожидания, зоны предоставления услуг, доступные пути эвакуации, зоны посадки/высадки инвалидов на креслах-колясках на платформе (п. 6.5.1 СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 51671-2020, ГОСТ Р 52131-2019);

- установить в зале ожидания системы информационного обеспечения пассажиров о времени отправления и прибытия поездов, условиях перевозки, стоимости проезда, услугах, льготах: информационные стенды, щиты, электронные табло, индукционные системы - технические средства дополнительного озвучивания - для лиц с нарушением зрения и слуха (п. 10.3.1 СП 136.13330.2012, п. 6.27 СП 138.13330.2012, п. 10.29 СП 417.1325800.2020, параметры визуальной информации по ГОСТ Р 51671-2020);

- обозначить границы опасной зоны у края платформы визуальным и тактильным обозначением, выполненным контрастной противоскользящей сигнальной полосой на поверхности асфальтового покрытия и предупреждающими тактильными указателями (п. 8.4.12 СП 59.13330.2020, п. 6.35 СП 138.13330.2012, ГОСТ Р 52875-2018);

- организовать предупредительное мощение в виде тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875-2018 вокруг отдельно стоящих препятствий (отдельно стоящих опор освещения, стоек и других препятствий) (п. 5.1.10 СП 59.13330.2020, табл. 10.2 СП 136.13330.2012).

3. На станции Гусино.

- установить при входе в здание вокзала на расстоянии 1,5 - 2 м с правой стороны информационную тактильную мнемосхему, информирующую о расположении помещений и мест получения услуги и направления движения к ним (п. 6.5.12 СП 59.13330.2020);

- установить тактильные предупреждающие указатели не менее чем за 0,8 м до объекта информации, входа, обустроить тактильное обозначение путей следования (п. 6.2.3 и 6.5.12 СП 59.13330.2020);

- устроить контрастно окрашенную поверхность на участке пола перед дверными проемами, выполненную краской или из полимерного материала (в том числе из холодного пластика для тактильной разметки) (п. 10.2.10 СП 136.13330.2012);

- установить указатели доступности для инвалидов на креслах - колясках входов и выходов в здание, специальные зоны отдыха и ожидания, зоны предоставления услуг, доступные пути эвакуации, зоны посадки/высадки инвалидов на креслах-колясках на платформе (п. 6.5.1 СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 51671-2020, ГОСТ Р 52131-2019);

- установить в зале ожидания системы информационного обеспечения пассажиров о времени отправления и прибытия поездов, условиях перевозки, стоимости проезда, услугах, льготах, времени работы билетной кассы: информационные стенды, щиты, электронные табло, индукционные системы - технические средства дополнительного озвучивания - для лиц с нарушением зрения и слуха (п. 10.3.1 СП 136.13330.2012, п. 6.27 СП 138.13330.2012, п. 10.29 СП 417.1325800.2020, параметры визуальной информации по ГОСТ Р 51671-2020);

- обозначить границы опасной зоны у края платформы визуальным и тактильным обозначением, выполненным контрастной противоскользящей сигнальной полосой на поверхности асфальтового покрытия и предупреждающими тактильными указателями (п. 8.4.12 СП 59.13330.2020, п. 6.35 СП 138.13330.2012, ГОСТ Р 52875-2018);

- организовать предупредительное мощение в виде тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875-2018 вокруг отдельно стоящих препятствий (отдельно стоящих опор освещения, стоек и других препятствий) (п. 5.1.10 СП 59.13330.2020, табл. 10.2 СП 136.13330.2012).

- устроить переход, соединяющий береговую и островную платформы на уровне верха головок рельсов шириной не менее 3.0 м с тактильными наземными указателями (п. 9.4 СП 119.13330.2017).

В обоснование иска указано, что здания железнодорожных вокзалов и пассажирские платформы станций Красный Бор, Гнездово и Гусино, принадлежащие ответчику на праве собственности, не оборудованы указанными приспособлениями для инвалидов, однако на данных станциях осуществляют остановку пригородные поезда. Отсутствие указанных приспособлений нарушает права инвалидов на доступность и пользование услугами железнодорожного транспорта.

В судебном заседании прокурор Самусь А.А. уточненный иск поддержал и пояснил, что проведение указанных мероприятий не требует капитального ремонта или реконструкции зданий и, следовательно, возможно применительно к существующим станциям. В случае недостаточности срока исполнения решения он может быть увеличен с учетом доводов ответчика.

Представитель ответчика Моргунов О.В. иск не признал и пояснил, что требования закона, на которые ссылается истец, распространяются на вновь вводимые в эксплуатацию или прошедшие реконструкцию, модернизацию объекты. Указанные железнодорожные станции построены до 1952 года, проектными решениями зданий установка дополнительных устройств для инвалидов не предусмотрена, проведение указанных работ возможно только при реконструкции, а до этого необходимо принимать разумные меры, обеспечивающие минимальные потребности инвалидов. В этих целях железнодорожные станции прошли паспортизацию с составлением мероприятий по обеспечению условий доступности для маломобильных групп населения, согласованных с Всероссийским обществом инвалидов. 04.05.2021 года Московской дирекцией пассажирских обустройств заключен договор со специализированной организацией для оказания помощи маломобильным пассажирам, для этого необходимо сделать заявку по телефону. Кроме того, создан Центр содействия мобильности. Доказательства нарушения прав инвалидов со стороны ответчика отсутствуют. Прокуратура не является уполномоченным органом по осуществлению государственного надзора в области транспортной безопасности. ОАО «РЖД» была разработана программа реконструкции и капитального ремонта станций на 2020-2035 г.г., в первую очередь обустраивались станции категорий «А» и «В» с большей проходимостью, спорные станции отнесены к категории «D» - проходимость 0 инвалидов. Введенные весной 2022 года внешнеэкономические санкции затрагивают интересы ОАО «РЖД» и влекут экономические потери. В связи с этим ранее разработанные программы пересматриваются. В случае удовлетворения иска срок для исполнения решения должен составлять не менее трех лет.

Представитель третьего лица - Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, возражений на иск не представил.

Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, выслушав эксперта, исследовав заключение эксперта, письменные доказательства, суд удовлетворяет иск.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

- условия для беспрепятственного пользования, в том числе железнодорожным транспортом, в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации;

- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В силу п.3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Между тем, в силу ч.4 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Как разъяснил Конституционный суд РФ в Определении от 18 июля 2019 г. N 1943-О, закрепляя в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, - обязанность собственников этих объектов осуществлять по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что здания железнодорожных вокзалов и пассажирские платформы станций Красный Бор, Гнездово и Гусино принадлежат ОАО «РЖД» на праве собственности (л.д. 101-129).

Указанные станции входят в перечень железнодорожных станций Смоленского центра организации работы железнодорожных станций Дирекции управления движением Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (л.д. 95-98).

Из объяснений представителя ответчика, паспортов доступности остановочных пунктов для пассажиров-инвалидов (л.д. 227-238) следует, что указанные железнодорожные станции были построены до 1952 года и не оборудованы приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, их реконструкция в план мероприятий ОАО «РЖД» не включена.

С учетом приведенных норм и разъяснений существующие объекты транспортной инфраструктуры должны быть полностью приспособлены для инвалидов с учетом действующих норм, если это возможно без проведения реконструкции.

По заключению строительно-технической экспертизы, выполненной экспертом ФИО8, работы по оборудованию зданий вокзалов и платформ указанными в исковом заявлении приспособлениями для инвалидов не требуют реконструкции или капитального ремонта, возможны в рамках приспособления и текущего ремонта зданий, с учетом технических регламентов, предусмотренных действующим законодательством (т.2 л.д. 10-56).

В судебном заседании эксперт ФИО8 заключение поддержала, пояснила, что техническая возможность обустройства станций указанными приспособлениями имеется.

Заключение составлено экспертом, имеющим соответствующее образование, стаж работы, не заинтересованным в исходе дела, оно мотивировано и сторонами не оспаривалось. С учетом изложенных обстоятельств, не доверять заключению эксперта не имеется оснований.

Приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов, перечисленные в исковом заявлении, предусмотрены действующими нормами СП 417.1325800.2020 "Железнодорожные вокзальные комплексы. Правила проектирования", "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", СП 136.13330.2012 "Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения", СП 138.13330.2012 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования", СП 119.13330.2017 "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм", что не оспаривалось ответчиком.

На основании исследованных доказательств суд приходит к выводу о возможности полного обустройства спорных объектов транспортной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов в рамках их приспособления, без проведения реконструкции зданий, сооружений, поэтому ссылка ответчика на принятие мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, не состоятельна.

Доводы представителя ответчика об отсутствии у прокурора полномочий по надзору в сфере транспортной безопасности, не исключает право прокурора обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту интересов неопределенного круга лиц на основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При определении срока исполнения решения суд учитывает объем работ, необходимость определения источника финансирования, утверждения расходов, и потому в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ возлагает на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с положениями ст.103 ГПК РФ с ОАО «РЖД» подлежит взысканию в доход бюджета госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 6000 рублей.

Согласно ч.2 ст. 85 ГПК РФ в случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт обязан провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной.

Обязанность по предварительной оплате экспертизы определением суда от ДД.ММ.ГГГГ была возложена на истца.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ определение отменено, расходы по проведению экспертизы определено осуществить за счет средств федерального бюджета.

Расходы на проведение экспертизы составили 94700 рублей (т.2 л.д.6), оплата экспертизы не произведена.

Поскольку иск удовлетворен, расходы на производство экспертизы должны быть возложены на ответчика в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194, 195, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Смоленского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здания железнодорожных вокзалов и пассажирские платформы станций Красный Бор, Гнездово и Гусино приспособлениями для инвалидов:

1. На станции Красный Бор

- устроить пандус при входе с перепадом высот в зал ожидания;

- обустроить вход в зал ожидания конструкциями для защиты от атмосферных осадков - навесами, козырьками;

- установить при входе в здание вокзала на расстоянии 1,5 - 2 м с правой стороны информационную тактильную мнемосхему, информирующую о расположении помещений и мест получения услуги и направлении движения к ним;

- установить тактильные предупреждающие указатели не менее чем за 0,8 м до объекта информации, входа, обустроить тактильное обозначение путей следования;

- устроить контрастно окрашенную поверхность на участке пола перед дверными проемами, выполненную краской или из полимерного материала (в том числе из холодного пластика для тактильной разметки);

- установить указатели доступности для инвалидов на креслах - колясках входов и выходов в здание, специальные зоны отдыха и ожидания, зоны предоставления услуг, доступные пути эвакуации, зоны посадки/высадки инвалидов на креслах-колясках на платформе;

- установить в зале ожидания системы информационного обеспечения пассажиров о времени отправления и прибытия поездов, условиях перевозки, стоимости проезда, услугах, льготах: информационные стенды, щиты, электронные табло, индукционные системы - технические средства дополнительного озвучивания - для лиц с нарушением зрения и слуха;

- обозначить границы опасной зоны у края платформы визуальным и тактильным обозначением, выполненным контрастной противоскользящей сигнальной полосой на поверхности асфальтового покрытия и предупреждающими тактильными указателями;

- организовать предупредительное мощение в виде тактильно-контрастных наземных указателей вокруг отдельно стоящих препятствий (отдельно стоящих опор освещения, стоек и других препятствий);

2. На станции Гнездово

- установить при входе в здание вокзала на расстоянии 1,5 - 2 м с правой стороны информационную тактильную мнемосхему, информирующую о расположении помещений и мест получения услуги и направления движения к ним;

- установить тактильные предупреждающие указатели не менее чем за 0,8 м до объекта информации, входа, обустроить тактильное обозначение путей следования;

- устроить контрастно окрашенную поверхность на участке пола перед дверными проемами, выполненную краской или из полимерного материала (в том числе из холодного пластика для тактильной разметки);

- установить указатели доступности для инвалидов на креслах - колясках входов и выходов в здание, специальные зоны отдыха и ожидания, зоны предоставления услуг, доступные пути эвакуации, зоны посадки/высадки инвалидов на креслах-колясках на платформе;

- установить в зале ожидания системы информационного обеспечения пассажиров о времени отправления и прибытия поездов, условиях перевозки, стоимости проезда, услугах, льготах: информационные стенды, щиты, электронные табло, индукционные системы - технические средства дополнительного озвучивания - для лиц с нарушением зрения и слуха;

- обозначить границы опасной зоны у края платформы визуальным и тактильным обозначением, выполненным контрастной противоскользящей сигнальной полосой на поверхности асфальтового покрытия и предупреждающими тактильными указателями;

- организовать предупредительное мощение в виде тактильно-контрастных наземных указателей вокруг отдельно стоящих препятствий (отдельно стоящих опор освещения, стоек и других препятствий);

На станции Гусино.

- установить при входе в здание вокзала на расстоянии 1,5 - 2 м с правой стороны информационную тактильную мнемосхему, информирующую о расположении помещений и мест получения услуги и направления движения к ним;

- установить тактильные предупреждающие указатели не менее чем за 0,8 м до объекта информации, входа, обустроить тактильное обозначение путей следования;

- устроить контрастно окрашенную поверхность на участке пола перед дверными проемами, выполненную краской или из полимерного материала (в том числе из холодного пластика для тактильной разметки);

- установить указатели доступности для инвалидов на креслах - колясках входов и выходов в здание, специальные зоны отдыха и ожидания, зоны предоставления услуг, доступные пути эвакуации, зоны посадки/высадки инвалидов на креслах-колясках на платформе;

- установить в зале ожидания системы информационного обеспечения пассажиров о времени отправления и прибытия поездов, условиях перевозки, стоимости проезда, услугах, льготах, времени работы билетной кассы: информационные стенды, щиты, электронные табло, индукционные системы - технические средства дополнительного озвучивания - для лиц с нарушением зрения и слуха;

- обозначить границы опасной зоны у края платформы визуальным и тактильным обозначением, выполненным контрастной противоскользящей сигнальной полосой на поверхности асфальтового покрытия и предупреждающими тактильными указателями;

- организовать предупредительное мощение в виде тактильно-контрастных наземных указателей вокруг отдельно стоящих препятствий (отдельно стоящих опор освещения, стоек и других препятствий);

- устроить переход, соединяющий береговую и островную платформы на уровне верха головок рельсов шириной не менее 3.0 м с тактильными наземными указателями.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход бюджета госпошлину в размере 6000 (шести тысяч) рублей.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу Смоленского регионального отделения общероссийского общественного фонда «Центр качества строительства» 94700 (девяносто четыре тысячи семьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме вынесено 31.05.2022 г.