ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1820 от 31.12.9999 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Отметка об исполнении решения Дело 2-1820/ 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Алёшиной ЕЭ,

при секретаре Абрамовой ОВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перфилова А.В. к Управлению Судебного Департамента в Ростовской области о приватизации жилого помещения,

установил:

Перфилова АВ обратилась в суд с настоящим иском к Управлению Судебного департамента в Ростовской области о признании права собственности на  в порядке приватизации.

Требования Истца мотивированы тем, что в соответствии с постановлением Совета судей Ростовской области от 22 октября 2010 года Управлению Судебного департамента в Ростовской области выделены денежные средства в сумме 2000 000 рублей на приобретение квартиры для судьи Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону Перфиловой АВ, не имеющей собственного жилья. ДД.ММ.ГГГГ между Перфилова А.В. и Управлением Судебного департамента в Ростовской области заключен договор найма служебного помещения. С  г Истица проживает в квартире без регистрации, оплачивает коммунальные услуги с , обеспечивает сохранность жилого помещения, поддерживает жилое помещение в надлежащем состоянии, произвела замену оконных рам, заменила сантехническое оборудование. Истица полагает, что имеет право на приватизацию занимаемой ею квартиры на основании статьи 217 ГК РФ, Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», просит признать за ней право собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.

Истица, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась, представила заявление с просьбой о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие, требования поддержала, просила удовлетворить.

Ответчик – Управление Судебного департамента в Ростовской области, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил отзыв, в котором просил об отказе в иске, просил о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя Ответчика.

В отсутствие не явившихся лиц гражданское дело рассмотрено в порядке статьи 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Перфилова АВ подала заявление о постановке на жилищный учет в ДД.ММ.ГГГГ.

Решением жилищной комиссии по учету судей, работников аппаратов судов общей юрисдикции Ростовской области, Управления Судебного департамента в Ростовской области, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ Перфилова АВ, судья Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на квартирный учет.

22 октября 2010 года Советом судей Ростовской области принято решение о выделении 2000000 рублей на покупку квартиры для судьи Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону Перфиловой АВ. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Судебного департамента в Ростовской области заключен с  государственный контракт ( договор) купли-продажи № о приобретении трехкомнатной , общей площадью 53, 5 кв.м, в том числе жилой площадью 33, 8 кв.м, на третьем этаже восьмиэтажного жилого дома (литера В) по .

На основании п.п 5.1 указанного контракта Управление Судебного департамента в Ростовской области перечислило 2000000 рублей на счет продавца. Перечисление указанной суммы (2000000 рублей) произведено Управлением безвозмездно в порядке целевого использования средств федерального бюджета Российской Федерации для приобретения квартиры для федерального судьи Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону Перфиловой АВ.

ДД.ММ.ГГГГ Истицей передано в счет оплаты за спорную квартиру , что подтверждается распиской  в получении указанной суммы.

После заключения государственного контракта (договора) купли-продажи Перфилова АВ в квартиру вселилась, проживает в ней без регистрации, оплачивает коммунальные услуги с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между Управлением Судебного департамента в Ростовской области и Перфиловой АВ заключен договор найма служебного жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ за Управлением Судебного департамента в Ростовской области зарегистрированное право оперативного управления на , общей площадью 53, 5 кв.м, расположенной  в , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 19 п.3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (с последующими изменениями) «О статусе судей в Российской Федерации» судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную площадь в размере 20 кв.метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Нуждающимся в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи признаются судьи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнения полномочий, возложенных федеральным законом, Правительством Российской Федерации издано Постановление от 06 декабря 2005 г. № 737 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 году». Согласно пункту 1 ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2005 год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшении жилищных условий судей, прокуроров и следователей прокуратуры, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Постановлениями от 17 июля 2006 года № 440 и от 23 февраля 2007 года № 126 Правительство Российской Федерации пролонгировало действие данной нормы на 2006 и 2007 годы.

Аналогичный порядок приобретения жилых помещений для судей с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями».

Между тем, Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 31 января 2008 г. № 2-П положение п.2 ст. 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым – снижения уровня гарантий материального обеспечения судей признано не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения

и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 (ред. от 11.06.2008 г.) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Правилами статьи 1 Закона определено, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном фонде.

В соответствии со статьей 2 Закона, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

На основании статьи 4 Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Правилами статьи 6 Закона определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно статьи 7 Закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.08.1993 г. № 8 (ред.02.07.2009) «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

В п. 8. указанного Постановления определено, что, исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1,2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст. 7,8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Как определено в п. 2.2. Постановления Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 г. № 6-П «По делу о проверки конституционности положений пп.1 п. 2 ст. 2 ФЗ «О введение в действие ЖК РФ» и ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ (в ред. ст. 12 ФЗ «О введение в действие ЖК РФ») в связи с запросом Верховного Суда РФ и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова, З.Х. Орловой», гарантируемое статьей 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (статья 17, часть 2, Конституции Российской Федерации). Данное право - исходя из того, что приватизация жилья определяется в статье 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, - появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.

Из п. 3.1 вышеуказанного Постановления КС РФ следует, что, установив в статье 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") запрет на бесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений, предоставленных им после 1 марта 2005 года по договорам социального найма из государственного и муниципального жилищных фондов, и обосновав это тем, что с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации договоры социального найма жилых помещений заключаются на новых условиях, федеральный законодатель фактически поставил таких граждан в неравное положение с гражданами, получившими жилье до указанной даты и, следовательно, сохранившими право на приватизацию в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда.

Между тем, единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 года является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 1 марта 2005 года оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты - на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и потому не предопределяет каких-либо его особенностей. Следовательно, и после 1 марта 2005 года правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления.

Конституционный Суд Российской Федерации, анализируя положения законодательства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность (Постановление от 3 ноября 1998 года N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").

Из приведенной правовой позиции следует, что запрет на приватизацию тех или иных объектов государственного или муниципального жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов. Жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после 1 марта 2005 года, были предоставлены из государственного или муниципального жилищного фонда, т.е. в период общего срока действия норм о бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов правовой режим этих помещений является одинаковым, что не предполагает различий в правах, приобретаемых указанными гражданами.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Перфилова АВ ранее не реализовала предоставленное ей право на получение жилого помещения в соответствии с п.3 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», принимая во внимание гарантированную Конституцией Российской Федерации недопустимость снижения законодательно закрепленного уровня материального и социального обеспечения судей, суд приходит к выводу о том, что истица имеет право на предоставления ей жилого помещения в собственность бесплатно.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-197, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за Перфилова А.В. право собственности в порядке приватизации на , общей площадью 53,5 кв.м, в том числе жилой площадью 33,8 кв.м, расположенную на 3 этаже восьмиэтажного дома литера В по адресу: .

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10-ти дней после составления мотивированной части решения..

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Алёшина Е.Э.