ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1820/18 от 28.09.2018 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

Дело № 2-1820/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2018 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего Шнайдер О.А.,

при секретаре Сатлаевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ш.С.Г. к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о взыскании социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Республики Алтай,

УСТАНОВИЛ:

Ш.С.Г. обратился в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с исковым заявлением к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о взыскании социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения в размере 581 500 руб. за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилого фонда, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Республики Алтай. Требования мотивированы тем, что истец на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ включен в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на проведение жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года, по адресу: <адрес>, утвержденный распоряжением Главы Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени указанная социальная выплата истцу не выплачена, в связи с отсутствием финансирования. Учитывая площадь поврежденного жилого помещения в размере 116,3 кв.м., истец просит взыскать с ответчика социальную выплату в размере 581 500 руб.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявившего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Истец Ш.С.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Арбанаков Г.Н. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Ссылаясь, что Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай является ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица Министерства финансов Республики Алтай Арбанкаова Д.Г. возражала относительно удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай Николаева М.Н. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ полагала требования истца подлежащими удовлетворению.

Третьи лица Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В письменных возражениях на исковое заявление представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации просил в удовлетворении заявленных требований отказать, дело рассмотреть в его отсутствие. Также указал, что само по себе наличие в уполномоченном государственном органе Республики Алтай списка граждан и его пополнение (изменение) независимо от законодательно установленных сроков его составления не является основанием для взыскания за счет средств федерального бюджета средств на проведение капитального ремонта. Ш.С.Г. на день объявления режима ЧС в 2014 году всем законодательно установленным критериям не соответствовал, поэтому вопросы финансового обеспечения пострадавших в наводении граждан, не включенных по каким-либо причинам уполномоченными государственными органами Республики Алтай либо органами местного самоуправления, расположенными на территории Республики Алтай, в соответствующий список граждан должны быть разрешены непосредственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Распоряжением Правительства Республики Алтай N 315-р от 29 мая 2014 года в связи с резким ухудшением паводковой обстановки на реках Республики Алтай на территории Республики Алтай с ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 11 июня 2014 года № Пр-1358 Правительству Российской Федерации предписано определить объем средств, требующихся для устранения последствий паводка на территориях, в том числе Республики Алтай, приняв во внимание необходимость компенсации расходов на капитальный ремонт поврежденного жилья (пункт 1).

Поручением Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №Пр-2166 Правительству Российской Федерации предписано выделить в 2014-2015 годах средства из федерального бюджета бюджетам, в том числе Республики Алтай, на капитальный ремонт жилищного фонда, пострадавшего в результате паводка (пункт 1).

Постановлением Правительства Республики Алтай от 13 октября 2014 года № 295 утвержден Порядок предоставления социальной выплаты гражданам на проведение капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Республики Алтай (далее по тексту – Порядок № 295), который определяет правила предоставления социальной выплаты гражданам на проведение капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Республики Алтай.

Вступившим в законную силу решением Горно-Алтайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу возложена на Министерство регионального развития Республики Алтай обязанность включить Ш.С.Г. в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилых помещений, поврежденных в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Республики Алтай.

На основании указанного решения суда истец включен Министерством регионального развития Республики Алтай в список на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений, данный факт не оспаривается участниками процесса.

Согласно Списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений, утвержденного распоряжением Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 30.06.2016 года № 369-рГ, в редакции от 05.07.2018 года № 362-рГ, размер государственной поддержки собственнику Ш.С.Г. поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 581 500 руб., исходя из расчета 116,3 кв.м. площади поврежденного жилищного фонда * 5 тыс. руб. стоимости 1 кв.м. поврежденного жилищного фонда (п. 40.1).

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГШ.С.Г. является собственником жилого дома, общей площадью 194 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В настоящий момент истец социальную выплату не получил, что также не оспаривается участниками процесса, как не оспаривается участниками процесса и размер испрашиваемой истцом социальной выплаты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2014 года № 1365 утверждены Правила предоставления в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее по тексту – Правила № 1365), которым установлен порядок и условия предоставления в 2014 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации. Данные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2014 год.

Согласно п. 7 Правил № 1365 трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.

Предоставление таких трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения.

В силу положений соглашения заключенного между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Алтай ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обязуется предоставить в 2014 году <адрес> иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Российской Федерации, в размере 1 325 666 600 рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2015 года № 447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, которым установлен порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации. Данные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2015 год.

Согласно п. 7 Правил № 447 трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.

Предоставление трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении трансфертов.

В силу названного пункта Правил № 447 28 мая 2015 года между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Алтай заключено соглашение /С, по условиям которого Минстрой России обязуется предоставить в 2015 году <адрес> иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Российской Федерации, в размере 71 094 350 рублей.

Согласно п. 11 Порядка № 295 Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, после поступления средств федерального бюджета в республиканский бюджет Республики Алтай на предоставление социальных выплат, в течение 5 рабочих дней доводит утвержденный список, указанный в пункте 8 настоящего Порядка, до бюджетных учреждений Республики Алтай в сфере социальной поддержки населения Республики Алтай.

В силу того, что ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации, суд приходит к выводу, что истец, включенный в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт, поврежденных жилых помещений, и не получивший такой выплаты, имеет право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, за счет средств федерального бюджета.

По истечению 2015 финансового года иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, не были израсходованы Республикой Алтай в полном объеме, остатки данных трансфертов были возвращены в доход федерального бюджета.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отклонен запрос о предоставлении иных межбюджетных трансфертов для осуществления социальной выплаты гражданам, включенным в списки на проведение капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Республики Алтай, на основании судебных решений.

В соответствии с п. 2.2 Протокола Всероссийского селекторного совещания под председательством К.Д.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, высшим должностным лицам субъектов РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ предписано представить федеральным органам исполнительной власти – главным распорядителям средств федерального бюджета обоснования потребности в использовании остатков иных межбюджетных трансфертов, представленных в 2015 году, на те же цели в 2016 году (при наличии указанной потребности).

ДД.ММ.ГГГГ Правительство Республики Алтай ходатайствует о подтверждении остатков иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Алтай на финансирование расходных обязательств субъекта РФ (муниципальных образований) по реализации мероприятий на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Республики Алтай. В обоснование остатка в размере 117 110 267 руб. 50 коп. направлен список граждан Республики Алтай, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате паводка и нуждающихся в капитальном ремонте.

Аналогичное ходатайство Правительством Республики Алтай направлено в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 11, 12 Порядка № 295 Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай доводит до бюджетных учреждений Республики Алтай в сфере социальной поддержки населения утвержденный список, а бюджетные учреждения осуществляют перечисление социальной выплаты гражданам со счета Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай.

Поскольку ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации, системный анализ названных правовых норм и соглашений между Минстроем России и Правительством Республики Алтай позволяет прийти к выводу, что граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, за счет средств федерального бюджета.

Определяя правовую природу данных выплат, не являющихся компенсационной выплатой за неправомерные (ст.ст. 16, 1069 ГК РФ) и правомерные (ст. 16.1 ГК РФ) действия государственных органов, заявленные исковые требования граждан сводятся к понуждению Российской Федерации к исполнению своих расходных обязательств. В то же время исполнение государством своих расходных обязательств осуществляется в строгом соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, принятыми правилами и порядками доведения соответствующих бюджетных ассигнований до получателей.

Межбюджетные отношения – взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (статья 6 БК РФ).

Таким образом, участниками межбюджетных отношений являются публично-правовые образования, в рассматриваемом случае Российская Федерация и Республика Алтай.

Поскольку граждане не являются и не могут являться участниками межбюджетных отношений, то они в сложившейся ситуации не вправе напрямую требовать от Российской Федерации исполнения своих расходных обязательств, так как денежные средства на проведение капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Республики Алтай, предоставляются Российской Федерацией Республике Алтай в форме иных межбюджетных трансфертов при наличии обязательного условия – наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда (п. 4 Правил № 447, п. 5 Правил № 1365), которым в Республике Алтай является вышеуказанный Порядок № 295. В соответствии с данным Порядком № 295 денежные средства на проведение капитального ремонта жилых помещений предоставляются гражданам в форме социальной выплаты.

Однако, несмотря на то, что граждане не являются участниками межбюджетных отношений, исполнение судебных решений о включении истцов в список граждан на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Республики Алтай, не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов.

Таким образом, суд полагает исковые требования Ш.С.Г. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ш.С.Г. к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о взыскании социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Республики Алтай, удовлетворить.

Взыскать с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в пользу Ш.С.Г. социальную выплату на проведение капитального ремонта жилого помещения в размере 581 500 руб. за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилого фонда, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Республики Алтай.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

Судья О.А. Шнайдер

Мотивированное решение составлено 28 сентября 2018 года.