ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1821/2020640045-01-2020-001906-63 от 30.06.2020 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Кировский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Избаш М.В.,

при секретаре Абакарове И.М.,

с участием представителя истца Ткаченко Л.Н., представителя ответчика Брыкова Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственной жилищной инспекции Саратовской области к общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания СтройДом» о признании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома недействительным,

установил:

Государственная жилищная инспекция Саратовской области (далее – ГЖИ) обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ООО «Управляющая компания СтройДом», мотивируя свои требования тем, что 27 марта 2020 года в адрес Государственной жилищной инспекции Саратовкой области от ООО «УК «СтройДом» поступил протокол общего собрания собственников многоквартирного дома №1 от 23 марта 2020 года.

В ходе анализа решения общего собрания на предмет соблюдения обязательных требований к порядку проведения общего собрания собственников многоквартирного дома должностными лицами инспекции установлены нарушения, наличие которых является основанием для признания решения общего собрания собственников многоквартирного дома недействительным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.

В соответствии со статьей 44.1. ЖК общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводится, в том числе посредством очно-заочного голосования.

В соответствии с частью 4 статьи 45 ЖК лица, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

Аналогичная норма установлена приказом Минстроя России от 31.07.2014 № 411 /пр "Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах" (далее - Приказ N 411/пр).

Согласно реестру отправлений заказной корреспонденции списки №№3,4,5 от 14.02.2020 года приняты почтовым отделением 17.02.2020 г., что подтверждается штемпелем почтового отделения, а также платежными квитанциями.

Таким образом, сообщения о проведении общего собрания были направлены позднее чем за 10 дней до начала голосования.

Кроме того, согласно реестра собственников многоквартирного дома (Приложение №3) собственников помещений составляет 403. Однако, количество направленных уведомлений - 306.

Таким образом, уведомления о предстоящем собрании направлены не всем собственникам многоквартирного дома, что является грубым нарушением порядка уведомления.

В соответствии с частью 1 статьи 48 ЖК РФ, каждый собственник помещения в многоквартирном доме обладает правом голосования на общем собрании собственников помещений в этом доме.

В соответствии с частью 3 статьи 48 ЖК РФ количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Таким образом, количество голосов, которым обладает собственник конкретного помещения (помещений) в многоквартирном доме, пропорционально площади помещения (помещений), принадлежащего (принадлежащих) указанному собственнику на праве собственности.

В силу п. 5 ст. 48 ЖК РФ голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников.

В соответствии с частью 5.1 ст. 48 ЖК РФ, пунктом 12 раздела 7 Приказа N 411/пр в решении собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны: а) сведения о лице, участвующем в голосовании; б) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; в) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".

Подпунктом «ж» пункта 20 Требования установлено, что письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом «а» пункта 13 указанных Требований, дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.

Из системного толкования жилищного законодательства следует, что жилищное законодательство устанавливает требование: один собственник - одно решение (лист голосования, бюллетень) и не предполагает указание в решении собственника помещения волеизъявления нескольких лиц.

Из анализа предоставленных бюллетеней установлено, что в бюллетенях собственников помещений указаны 2 и более собственника.

Кроме того, бюллетени собственников помещений не представлены в оригинале, являются ненадлежащими заверенными копиями.

В решениях собственников помещений: № не указаны доли в праве общей долевой собственности.

В решениях собственников помещений № не указаны площади помещения, принадлежащих собственнику на праве собственности.

Пунктом 8 Приказ 411/пр утверждено, что голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

В силу пункта 1 статьи 47 Жилищного кодекса РФ в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 данного кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (передачи в место или по 2 адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).

В соответствии с ч. 3 ст. 45 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (ч. 4 ст. 48 ЖК РФ).

Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются.

Учитывая вышеизложенное собрание собственников помещений, проводимого в очно-заочной голосования в многоквартирном <адрес> в период с 21 февраля по 20 марта 2020 года, оформленное протоколом от 23 марта 2020 года проведено с нарушением требований действующего жилищного законодательства.

Выявлены нарушения статей 4 ст. 45, ч.1,2 ст. 47, ч. 3, 5, 5.1 ст. 48 ЖК РФ, п. 4 раздела 4 приказа N 411/пр, пунктов 11, 12 раздела 7 Приказа N 411/пр, п. 9 раздела 2 требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр.

На основании изложенного, ГЖИ просит признать решение собственников многоквартирного <адрес>, оформленное протоколом от 23 марта 2020 года недействительным.

Представитель истца Ткаченко Л.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме, дав объяснения, аналогичные описательной части решения.

Представитель ответчика Брыков Н.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, следуя закрепленному ст. 12 ГПК РФ, а также ст. 123 Конституции РФ принципу состязательности сторон, суд приходит к следующим выводам.

Государственная жилищная инспекция Саратовской области осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 12 мая 2005 года .

В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Саратовской области, утвержденного Правительством саратовской области от 12 мая 2005 года- Государственная жилищная инспекция Саратовской области является органом исполнительной власти области и осуществляет региональный государственный жилищный надзор.

В соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, в том числе требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

Государственный жилищный надзор осуществляется в соответствии с Федеральным законом №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон 294-ФЗ).

Закон 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.

В соответствии со статьей 44.1. ЖК общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводится, в том числе посредством очно-заочного голосования.

В соответствии с частью 4 статьи 45 ЖК лицо, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

Аналогичная норма установлена приказом Минстроя России от 31.07.2014 № 411 /пр "Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах" (далее - Приказ N 411/пр).

В соответствии с частью 1 статьи 48 ЖК РФ, каждый собственник помещения в многоквартирном доме обладает правом голосования на общем собрании собственников помещений в этом доме.

В соответствии с частью 3 статьи 48 ЖК РФ количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Таким образом, количество голосов, которым обладает собственник конкретного помещения (помещений) в многоквартирном доме, пропорционально площади помещения (помещений), принадлежащего (принадлежащих) указанному собственнику на праве собственности.

В силу п. 5 ст. 48 ЖК РФ голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников.

В соответствии с частью 5.1 ст. 48 ЖК РФ, пунктом 12 раздела 7 Приказа N 411/пр в решении собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны: а) сведения о лице, участвующем в голосовании; б) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; в) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".

Подпунктом «ж» пункта 20 Требования установлено, что письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участии в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом «а» пункта 13 указанных Требований, дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.

Из системного толкования жилищного законодательства следует, что жилищное законодательство устанавливает требование: один собственник - одно решение (лист голосования, бюллетень) и не предполагает указание в решении собственника помещения волеизъявления нескольких лиц.

Пунктом 8 Приказ 411/пр утверждено, что голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

В силу пункта 1 статьи 47 Жилищного кодекса РФ в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 данного кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (передачи в место или по 2 адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).

В соответствии с ч. 3 ст. 45 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (ч. 4 ст. 48 ЖК РФ).

В судебном заседании установлено, что как следует из искового заявления, 27 марта 2020 года в адрес Государственной жилищной инспекции Саратовкой области от ООО «УК «СтройДом» поступил протокол общего собрания собственников многоквартирного <адрес> от 23 марта 2020 года.

Согласно реестру отправлений заказной корреспонденции списки № от 14.02.2020 года приняты почтовым отделением 17.02.2020 г., что подтверждается штемпелем почтового отделения, а также платежными квитанциями.

Таким образом, сообщения о проведении общего собрания были направлены позднее чем за 10 дней до начала голосования.

Кроме того, согласно реестра собственников многоквартирного дома (Приложение №3) собственников помещений составляет 403. Однако, количество направленных уведомлений - 306.

Из анализа предоставленных бюллетеней по мнению представителя истца, установлено, что в бюллетенях собственников помещений указаны 2 и более собственника.

Кроме того, бюллетени собственников помещений не представлены в оригинале, являются ненадлежащими заверенными копиями.

В решениях собственников помещений: № не указаны доли в праве общей долевой собственности.

В решениях собственников помещений № не указаны площади помещения, принадлежащих собственнику на праве собственности.

Однако указанные доводы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Как следует из пояснений представителя ответчика и представленных им доказательств, в феврале 2015 г. решением собственников жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. <адрес> было принято решение об определении порядка уведомления собственников об итогах собрания, принятых решениях и о вновь проводимых собраниях путем размещения объявления на подъездных дверях.

В дополнении к размещенным объявлениям на подъездных дверях, ООО «УК «Стройдом» принято решение дополнительно произвести рассылку уведомлений заказными письмами.

В соответствии с Приказом Министерства строительства и жилишно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. № 411/пр «Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендации по порядку организации и проведению обших собственников помещений в многоквартирных домах» Разделом 7-Проведение общего собрания собственников заочного голосования пунктом 12 указаны методические рекомендации к оформлению решения собственника по вопросам, поставленным на голосовании.

В решении собственника должны быть указаны: сведения о лице, участвующем в голосовании; сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против», «воздержался».

Заполнение бюллетеней голосования не нарушают действующее жилищное законодательство, которое в свою очередь не содержит конкретных требований или правил по форме и заполнению решений собственников по вопросам поставленным на голосование общего собрания.

Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.

Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.

В соответствии с приведенными выше нормами права для признания решения собраний недействительными в данном случае требуется совокупность условий: допущенные нарушения являются существенными и принятое решение повлекло за собой причинение убытков собственнику спорного объекта недвижимости.

Доказательств того, что решением общего собрания прав собственников общего имущества повлекло за собой причинение убытков собственникам указанного многоквартирного жилого дома суду предоставлено не было.

Протокол был составлен в письменной форме, установленные ч. 5 ст. 181.2 ГК РФ требования к содержанию протокола (сведения о собственниках, сведения о лицах, принявших участие в голосовании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня, сведения о лицах, подписавших протокол), были соблюдены.

В соответствии со ст. 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания: противоречит основам правопорядка или нравственности.

Доказательств наличия указанных в ст. 181.5 ГК РФ в оспариваемом решении истцом суду не представлено.

Таким образом, требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку протокол общего собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.<адрес> проведенного в форме очно-заочного голосования от 23.03.2020г. соответствует действующему жилищному законодательству, каких-либо нарушений при проведении общего собрания, а также при принятии решений ответчиком не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований государственной жилищной инспекции Саратовской области к общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания СтройДом» о признании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома недействительным, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кировский районный суд г. Саратова.

Срок изготовления мотивированного решения – 08 июля 2020 года.

Судья М.В. Избаш