ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1822/2021 от 15.09.2021 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 сентября 2021 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Куреновой А.В.,

при секретаре судебного заседания Романовой О.С.,

в присутствии представителя ответчика ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области Макаровой Ю.А., действующей на основании доверенности от 01.06.2021 № НК-09/4097, действительной по 31.12.2022,

в отсутствии истца Андрус Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1822/2021 по иску Андрус Натальи Ивановны к Государственному учреждению –Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно незаконным, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

Установил:

В обоснование иска Андрус Н.И. указала, что является пенсионером по старости с 03.03.2015. С 08.04.2019 по 08.08.2019 ездила на отдых в Москву. Стоимость проезда составила 29 894,70 рубля. Решением пенсионного органа № 048-760843/19 от 30.12.2019 компенсация стоимости проезда произведена частично, в размере 9 862,70 рубля. В остальной части отказано по причине того, что по маршруту Москва – Братск было предоставлено уведомление о покупке авиабилета и посадочный талон. Просит признать решение пенсионного органа № 048-760843/19 от 30.12.2019 незаконным в части отказа в компенсации стоимости проезда, взыскать компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 20 032 рубля.

Истец Андрус Н.И. в судебное заседание не явилась. О времени, дне и месте судебного заседания надлежаще извещена. Согласно телефонограмме от 15.09.2021 просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Макарова Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года установлена на федеральном уровне Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно Правилам компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176, компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Компенсация может производиться в виде: предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно; возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил. Компенсация производится 1 раз в 2 года. Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями. Выплата указанной компенсации производится в порядке, в котором пенсионеру осуществляется выплата пенсии.

Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 Усть-Илимск и Усть-Илимский район Иркутской области включены в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 02.02.2006 N 38-О по запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно установил, что нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил, не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пенсионерам - получателям трудовых пенсий по старости и инвалидности расходов на оплату стоимости проезда к любому месту, избранному ими для проведения отдыха, в том числе самостоятельно организованного, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционно-правовой смысл указанных нормативных положений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Из справки УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области от 23.07.2020, копии трудовой книжки установлено, что Андрус Н.И. является пенсионером по старости с 03.03.2015.

Согласно заявлению от 27.12.2019, Андрус Н.И. обратилась в УПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области за возмещением расходов за проезд по маршруту Усть-Илимск – Иркутск (ж/д, стоимость 2 234,60 рублей), Усть-Илимск - Иркутск (ж/д, стоимость 2 088,70), Братск – Москва (авиа, стоимость 7 959), Москва – Братск (авиа, стоимость 20 032 рубля).

Решением пенсионного органа УПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 048-760843/19 от 30.12.2019 Андрус Н.И. произведена оплата компенсации расходов на оплату стоимости проезда в размере 9 862,70 рублей по маршруту Усть-Илимск – Иркутск, Иркутск – Москва.

Согласно уведомлению № 048-760843/19 от 30.12.2019, Андрус Н.И. отказано в компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Москва - Братск по причине представления уведомления о покупке билета вместо маршрутной квитанции электронного билета, установленной формы, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 08.11.2005 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации».

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, 21.06.2021 внесена запись о прекращении юридического лица ГУ УПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе путем присоединения к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.

Пунктом 2 статьи 58 ГК РФ предусмотрено, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Таким образом, ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, к которому перешли все права и обязанности ГУ УПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе, является надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем истцом обоснованно заявлены требования к ГУ ОПФР по Иркутской области.

В соответствии со статьей 105 Воздушного кодекса Российской Федерации билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.

Форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации установлена Министерством транспорта Российской Федерации Приказом от 08.11.2006 N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации». Билет имеет следующую структуру: электронный полетный купон, электронный контрольный купон, электронный агентский купон, маршрут-квитанция. При этом наличие электронного полетного купона и маршрут/квитанции является обязательным.

Согласно статье 2 Приказа, маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиации (далее - электронный билет) представляет собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме. В структуру электронного билета входит, в том числе маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок).

Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок), электронный полетный, электронный контрольный, электронный агентский купоны содержат следующие сведения о перевозке пассажира и багажа: сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; дату отправления рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются); наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования; дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета.

Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру обязательно. Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности (подпункт «а» пункта 2 статья 1 Приложения к Приказу Минтранса РФ от 08.11.2006 N 134)

Из анализа вышеуказанных норм следует, что маршрутная квитанция является бланком строгой отчетности, оформляется и выдается пассажиру (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) в подтверждение оплаты проезда, следовательно, может быть распечатана на бумажном носителе.

Из уведомления о покупке билетов следует, что 03.08.2019 Андрус Н.И. приобретен билет № 421 2408515806 по маршруту следования 06.08.2019 Москва – Братск, стоимостью 20 602 рубля, из которых тариф – 17 550 рублей, сбор – 2 482 рубля, сбор ПРТ – 570 рублей.

Факт проезда Андрус Н.И. по данному маршруту подтвержден посадочным билетом.

Согласно справочной информации авиаперевозчика АО «Авиакомпания «Сибирь» от 19.08.2021, стоимость билета № 421 2408515806, оформленного на имя пассажира Андрус Наталья на рейс S7-121 от 06.08.2019 по маршруту Москва – Братск, составила 20 032 рубля (тариф базовый эконом без багажа 17 550 рублей плюс таксы 2 482 рубля).

Оценивая содержание проездных документов, суд приходит к выводу о том, что представленными документами подтверждается проезд Андрус Н.И. по маршруту Москва – Братск к месту отдыха и обратно и стоимости проезда в размере 20 032 рубля. Ненадлежащее оформление перевозчиком проездных документов не должно влиять на право на получение компенсации за проезд к месту отдыха и обратно.

Анализ выше указанных положений позволяет суду сделать вывод, что государством гарантируется право всех лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, на компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Работники такую компенсацию получают по месту осуществления трудовой деятельности за счет работодателя, а неработающие пенсионеры - из Пенсионного фонда РФ.

Судом установлено, что Андрус Н.И. является пенсионером, проживает в г. Усть-Илимске, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в связи с чем имеет право на компенсацию проезда к месту отдыха и обратно 1 раз в два года.

При таких обстоятельствах решение УПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе № 048-760843/19 от 30.12.2019 в части отказа истцу в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Москва – Братск является незаконным, поэтому требование истца подлежит удовлетворению, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 20 032 рубля в качестве компенсации стоимости проезда.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Андрус Натальи Ивановны удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 048-760843/19 от 30.12.2019 в части отказа Андрус Наталье Ивановне в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно незаконным.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области в пользу Андрус Натальи Ивановны компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 20 032 рубля.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья А.В. Куренова

Резолютивная часть решения оглашена 15.09.2021

Мотивированное решение изготовлено 16.09.2021