ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1822/2022 от 11.05.2022 Щелковского городского суда (Московская область)

Дело № 2-1822/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2022 года г.о. Щёлково

Щёлковский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Кулагиной И.Ю.,

при секретаре судебного заседания Харькине А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО7 к Администрации городского округа <адрес> о признании решения незаконным, обязании восстановить нарушенное право путем заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Щелковский городской суд <адрес> суд с исковым заявлением Администрации городского округа <адрес> о признании решения незаконным, обязании восстановить нарушенное право путем заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов.

В обоснование заявленных требований указала, что посредством портала государственных услуг <адрес> обратилась в Администрацию городского округа <адрес> с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов». Просила Администрацию предоставить ей в аренду земельный участок с кадастровым номером необходимый для использования расположенного на нем объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>кадастровый ), который принадлежит ей на праве собственности на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ФИО1 с ООО «Монино Клаб». Запись о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении государственной услуги истцу было отказано ввиду наложения границ земельного участка истца на земли государственного лесного фонда.

Истец полагает указанное решение незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет как земли населенных пунктов с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Следовательно, в силу закона, сведения о наличии пересечений, не выявленных в ЕГРН, не могут являться основанием к отказу в предоставлении земельного участка без проведения торгов, поскольку пересечение с границами лесного фонда не ограничивает оборотоспособности испрашиваемого земельного участка. Просит суд признать незаконным решение Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ФИО1 в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером , обязать Администрацию городского округа <адрес> предоставить указанный участок в аренду без проведения торгов, обязав заключить и направить договор в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца - адвокат Сушков В.В., действующий на основании доверенности и ордера, заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель Администрации городского округа Щелково ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, доводы представленного в материалы дела отзыва поддержала (л.д.62-67), пояснила, что оспариваемое решение принято в связи с наличием в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности <адрес> (ИСОГД МО) информации о пересечении границ земельного участка с иными лесничествами. Также указала, что испрашиваемый земельный участок относится к землям Министерства обороны РФ.

В судебное заседание третьи лица Министерство обороны РФ и ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ", Министерство обороны Российской Федерации, Управление Росреестра по <адрес>, не явились, извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, письменных возражений на иск не представили.

С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.

ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ" в материалы дела представили отзыв на исковое заявление из содержания которого следует, что сведения о границах лесничеств и лесопарков Минобороны России, располагающихся на территории <адрес>, представлены в Мособлархитектуру письмом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГдсп. Из материалов лесоустройства Монинского участкового лесничества Московского лесничества Минобороны России следует, что границы земельного участка с кадастровым номером налагаются на границы Монинского участкового лесничества Московского лесничества Минобороны России в квартале 46 лесотаксационным выделе 5. Просили в иске отказать, поскольку на землях обороны и безопасности могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель (часть 1 статьи 121 Лесного кодекса РФ).

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник здания, сооружения без права пользования земельным участком, на котором они расположены, лишен возможности реализовать правомочие пользования этим имуществом, поскольку указанные объекты физически связаны между собой.

В связи с этим, положения статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, являющейся общей нормой, предусматривающей основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, подлежат применению в единстве с положениями статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федераци, являющейся по отношению к ней специальной нормой, предусматривающей особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, то есть исключением из общего правила.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ), что подтверждается договором купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и ООО «Монино Клаб».

Право собственности ФИО1 на недвижимое имущество зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Как следует из выписки из ЕГРН, принадлежащий истцу объект незавершенного строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером

Согласно сведениям об объекте, размещенным на официальном сайте Росреестра в сети Интернет, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером площадью 1000 +/-22 кв.м. относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, истец имеет исключительное право на приобретение в аренду земельного участка с кадастровым номером без проведения торгов.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского округа Щелково отказала ФИО1 в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов в связи с наложением границ на земли государственного лесного фонда (сельских лесов) при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Между тем, статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, такое основание для отказа не предусмотрено.

В представленной Администрацией Информации Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленной на основании ИСОГД МО, содержатся сведения о том, что испрашиваемый земельный участок не имеет пересечения с землями лесного фонда по сведениям ЕГРН, но имеет пересечение с иными лесничествами.

При этом в Информации от ДД.ММ.ГГГГ указано, что испрашиваемый земельный участок имеет категорию земель – земли населенных пунктов и вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство. Также в Информации содержатся сведения о том, что земельный участок расположен в границах населенного пункта Рабочий <адрес> в зоне Ж-2 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами в соответствии с Генеральным планом городского поселения Монино, утвержденного решением Совета депутатов Щелковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-НПА.

Кроме того, согласно справке Комитета лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ площадь наложения на земли лесного фонда земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040517:661 составляет 0 кв.м.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли населенных пунктов (подпункт 2), земли лесного фонда (подпункт 5).

В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 14 Закона N 172-ФЗ отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Вне зависимости от указанной даты земельный участок относится к землям населенных пунктов всегда, если в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении его границ земельный участок находится в границах населенного пункта (статья 14 Федерального закона N 172-ФЗ) (п. 5 Письма Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N ).

Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу пункта 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда ограничены в обороте.

В соответствии со статьей 7, пунктом 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств, лесопарков, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67,96 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно по материалам лесоустройства и данных государственного кадастрового учета лесных участков.

Согласно части 2 статьи 4.2. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничение прав на лесные участки, обременение лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Исходя из приведенных норм следует, что данные о государственном кадастровом учете лесных участков, в составе земель лесного фонда должны содержаться не только в лесоустроительной документации, но и в государственном кадастре недвижимости.

Принимая оспариваемое решение, ответчик установил факт наложения испрашиваемого земельного участки на земли лесного фонда с помощью Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности <адрес> (ИСОГД МО) в системе координат МСК-50.

Вся информация о границах лесничеств и лесопарков содержится Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности <адрес> ИСОГД МО), одной из составных частей которой является Ведомственная информационная система обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес> (ВИС ГУАГ МО).

Программа ИСОГД представляет собой совокупность информационных подсистем и ресурсов, обеспечивающих сбор, обработку, актуализацию и использование семантических и графических данных для обеспечения осуществления градостроительной деятельности на территории <адрес>, совершенствования архитектурно-художественного облика городов, поселений и иных населенных пунктов <адрес>, действующая на основании Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности <адрес>».

Данная программа носит ведомственный характер и была введена только в 2016 году.

Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанных информационных программах, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости).

Принятие Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями государственного лесного реестра.

Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ не содержит порядок и процедуру исключения земельных участков из состава земель лесного фонда, тогда как вносит изменения в ряд нормативных актов, в целях устранения противоречий государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусматривающую, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН (пункт 5).

В соответствии с пунктом 6 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Согласно пункту 7 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений.

Федеральный закон N 218-ФЗ устанавливает три основных способа устранения противоречий сведений ЕГРН и государственного лесного реестра: в порядке уточнения границ участка, не являющегося согласно сведениям ЕГРН лесным участком; в ходе устранения реестровой ошибки; посредством снятия с государственного кадастрового учета лесных участков, сведения о которых совпадают со сведениями ЕГРН об иных лесных участках.

Каждый из этих способов зависит от наличия определенных обстоятельств и не может быть выбран произвольно кем-либо, в том числе заявителем (п. 18 письмо Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ "О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ").

Кроме того согласно статьи 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» («Закон о лесной амнистии»), пункта 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный Лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или право удостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

В ЕГРН отсутствуют сведения о наличии пересечений с лесными участками. Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости в настоящий момент не содержится, следовательно, земельный участок с кадастровым номером 50:14:0040517:661 в соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» не может быть отнесен к землям лесного фонда.

Иными надлежащими доказательствами факт наложения, испрашиваемого истцом земельного участка на земли лесного фонда не подтвержден.

С учетом изложенного, доводы ответчика о наличии пересечений с землями лесного фонда суд находит необоснованными, противоречащими действующему законодательству Российской Федерации, в связи с чем, не может являться основанием к отказу в перераспределении земельного участка.

В судебном заседании не нашел своего подтверждения и довод ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям Министерства обороны РФ.

Судом установлено, что предыдущий собственник недвижимого имущества, находящегося на испрашиваемом земельном участке, ООО «Монино Клаб» обращалось в Арбитражный суд <адрес> с исковым заявлением к Администрации городского округа <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков, в том числе и земельного участка с кадастровым номером

В качестве третьих лиц к участию в указанном деле были привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Государственное казенное учреждение «Центральное территориальное учреждение по имущественным отношениям» Министерства обороны Российской Федерации.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № исковые требования были удовлетворены.

Указанным решением было установлено, что земельный участок, на котором расположен принадлежащий истцу объект незавершенного строительства, входил в состав земельного участка общей площадью 65,8 га, выведенного из земель Министерства обороны постановлением Главы Администрации поселка Монино от ДД.ММ.ГГГГ и решением Малого совета Монинского поселкового совета народных депутатов мс от ДД.ММ.ГГГГ.

При рассмотрении указанного дела, судом проверены представленные сторонами документы, подтверждающие факт отчуждения земли под индивидуальное жилищное строительство из земель фонда Минобороны СССР, принадлежащих академии им. ФИО4 (Акт приема-передачи 80 га земель, постановление от ДД.ММ.ГГГГ-п об отводе земельного участка под строительство индивидуальных жилых домов, постановление от ДД.ММ.ГГГГ-п о принятии в муниципальную собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 158600 кв.м. с КН ). Арбитражным судом также установлено, что впоследствии (в 2013 году) земельный участок с разделен, в результате образованы земельные участки под отдельными объектами незавершенного строительства (индивидуального жилищного строительства); объект с кадастровым номером расположен в границах земельного участка с кадастровым номером

В соответствии с частью 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

При этом ответчиком и третьими лицами не представлены суду сведения о правах Министерства обороны РФ либо подведомственных ему предприятий и организаций на испрашиваемый земельный участок.

Государственная собственность на испрашиваемый земельный участок не разграничена, т.к. он не отнесен к земельным участкам, указанным в статье 3.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.3. указанного федерального закона отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Согласно пункту 2 статьи 3.3. указанного федерального закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Таким образом, предоставление в аренду истцу испрашиваемого земельного участка должно осуществляться Администрацией городского округа <адрес>.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение Администрации об отказе в предоставлении истцу земельного участка в аренду без проведения торгов является незаконным как не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации. Нарушенные права административного истца подлежат восстановлению путем обязания Администрации предоставить истцу испрашиваемый земельный участок в аренду без проведения торгов, путем заключения договора аренды земельного участка.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 ФИО8 удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию городского округа <адрес> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 1000 +/-22 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и направить ФИО1 ФИО9 три экземпляра подписанного Администрацией договора аренды земельного участка с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Щёлковский городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий:

Судья И.Ю.Кулагина.