Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин 19 июня 2019 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи Мирошниченко А.И.,
при секретаре Русакове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1824/2019 по иску Ишутина О. А. к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз», Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области об исключении земельного участка из состава мелиорированных земель,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно выписке из ЕГРН от /дата/, спорный земельный участок с кадастровым номером /номер/, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью /площадь/., адрес: /адрес/, выделяемый земельный участок расположен в /адрес/ от ориентира по направлению на юго-восток за пределами участка, адрес ориентира: /адрес/, находится в общей долевой собственности Ахромеева Д.В., Побирохина Д.А., Соболевой Д.Ю., Свиридоновой Н.В., Лапшине А.В., Ивановой Е.С., Аришевской О.В., Аришевской И.Б., Рыбкина В.М., Грачева И.С., Зайцева Д.В., Подливахиной А.А., Жуковой Н.С., Федотовой О.В., Садовникова В.Н., Твердова М.К., Чирковой И.А., Пименова Д.Е., Метельской А.В., Ишутина О.А., Подвигиной Е.Е.
Граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Ишутин О.А., от своего имени и от имени других собственников земельного участка, имеющий нотариально удостоверенные полномочия на обращение в суд от имени собственников, обратился в суд с вышеперечисленными исковыми требованиями и указал, что на основании обращения Ишутина О.А. в Администрацию Клинского муниципального района МО, в целях создания дачного некоммерческого партнерства, об изменении вида разрешенного использования с вида «для сельскохозяйственного использования» на вид «ведение дачного хозяйства» для создания земельного участка с кадастровым номером /номер/, был составлен Протокол /номер/-п заседания от /дата/ постоянно действующей комиссии при Администрации Клинского муниципального района по проведению публичных слушаний в области градостроительной деятельности на территории Клинского района, согласно которому Ишутину О.А. в изменении вида разрешенного использования отказано, в связи с тем, что данный земельный участок является мелиорируемым.?
Также Ишутин О.А. совместно с остальными сособственниками обратились в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области с просьбой признать факт отсутствия мелиоративной системы на земельном участке с кадастровым номером /номер/, в чем также Ишутину О.А. было отказано, что подтверждается письмом из Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области № /номер/ от /дата/.
Таким образом, ответчики в своих письмах от /дата/ № /номер/ (Минсельхоз РФ), № /номер/ от /дата/ (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области) и от /дата//номер/ (ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» Департамента мелиорации Минсельхоза РФ) указали на отсутствие возможности списания мелиоративной системы.
Согласно письму из Департамента мелиорации Минсельхоза России (ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз») от /дата//номер/, на земельном участке с кадастровым номером /номер/ гидротехнических сооружений не обнаружено.
На основании письма от /дата/ из АО «Центр Сервис-Проект» (правопреемник института «Мосгипроводхоз»), по архивным данным мелиоративная сеть на земельном участке с кадастровым номером /номер/ отсутствует.
В соответствии с листом 3 письма Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области № /номер/ от /дата/, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области признает отсутствие собственника (балансодержателя) мелиоративной системы и отсутствие самой мелиоративной системы.
Следовательно, исходя из указанных фактов, мелиоративная система на земельном участке с кадастровым номером /номер/ отсутствует.
При этом, согласно письму из Департамента мелиорации Минсельхоза России (ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз») от /дата//номер/, по архивным данным (картографические материалы ВИСХАГИ) земельный участок с кадастровым номером /номер/ частично расположен на землях с мелиоративной системой (осушение).
Таким образом, для исключения данного земельного участка из состава земель с мелиоративной системой необходимо исключить указанные данные из картографических материалов ВИСХАГИ.
Следовательно, от данного действия зависит изменение вида разрешенного использования данного земельного участка в целях развития Ишутиным О.А. и остальными сособственниками данной территории, а также регистрации права собственности на свои строения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером /номер/.
Истец просит:
1. Признать немелиорированным вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером /номер/.
2. Исключить путем внесения изменений в картографические материалы ВИСХАГИ земельный участок с кадастровым номером /номер/.
В судебном заседании Ишутин О.А. поддержал заявленные исковые требования.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации представило в отзыв на иск (поступил в суд после оглашения решения) с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства, просит в иске отказать и указало следующее:
«1. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является ненадлежащим заинтересованным лицом по данному делу.
В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450, Минсельхоз России осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству (п. 5.4 Положения).
Как следует из заявления Ишутина О.А., спорный земельный участок принадлежит Заявителю на праве собственности.
При этом согласно информации ФГБУ «Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений «Спецмелиоводхоз» от /дата//номер/ (приложение /номер/ к заявлению) объекты государственных мелиоративных систем федеральной собственности и мелиорированные земли федеральной собственности в границах данных земельных участков отсутствуют.
Соответственно, судебный акт по данному делу не затрагивает права и обязанности Минсельхоза России.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее - Закон № 4-ФЗ) мелиоративные системы - это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях. Мелиорируемыми землями являются земли, недостаточное плодородие которых улучшается с помощью осуществления мелиоративных мероприятий, мелиорированными - земли, на которых проведены мелиоративные мероприятия.
В соответствии со ст. 10 Закона № 4-ФЗ мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ст. 31 Закона № 4-ФЗ перевод мелиорированных земель в иные земли, изъятие мелиорированных земель осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации не установлены особенности изменения статуса мелиорированных земельных участков. При этом изменение категории земельных участков происходит по общим правилам, предусмотренным ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Порядок действий по списанию мелиоративной системы зависит от ее статуса (права собственности на систему).
Порядок списания (выбытия) мелиоративных систем как основных средств определяется Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от /дата//номер/н, которые определяют порядок организации бухгалтерского учета основных средств и распространяются на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).
В отношении мелиоративных систем, чей собственник не известен, необходимо провести комплексные работы по признанию прав собственности на бесхозяйные мелиоративные системы в соответствии с положениями ст. 225 ГК РФ.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 № 41899). Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Стоит отметить, что согласно письму ФГБУ «Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений «Спецмелиоводхоз» от /дата//номер/ представителями учреждения и Заявителя проведено визуальное обследование земельного участка с кадастровым номером /номер/, в ходе которого установлено, что участок в сельскохозяйственном производстве не используется, часть участка застроена, другая заросла мелколесьем, гидротехнических сооружений на участке не обнаружено. Также по архивным данным (картографические материалы ВИСХАГИ) установлено, что названный участок частично расположен на землях с мелиоративной системой (осушение), построенной на землях совхоза «Усагинский» (АОЗТ «Усагинское») Клинского района в /дата/ на площади /площадь/.
2. Ишутиным О.А. также заявлено требование об исключении земельного участка с кадастровым номером /номер/ состава земель с мелиоративной системой (осушение) путем внесения изменений в картографический материал ВИСХАГИ.
Вместе с тем Минсельхоз России не может выступать ответчиком (заинтересованным лицом) по данному требованию, поскольку Министерство не наделено полномочиями по внесению изменений в картографический материал.
Полномочия Минсельхоза России установлены Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450 (далее - Положение).
В соответствии с п. 1 Положения Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, мелиорацию земель, плодородие почв.
Соответственно, принятие положительного решения по данному делу не может восстановить нарушенные права Ишутина О.А., поскольку Минсельхоз России не уполномочен на совершение указанных в заявлении действий.
Более того, ВИСХАГИ (Всесоюзный институт сельскохозяйственных аэрогеодезических изысканий, в настоящее время - ООО «ЦПИП «ВИСХАГИ-ЦЕНТР») является самостоятельным юридическим лицом, вмешиваться в деятельность которой Минсельхоз России не вправе.
3. В заявлении Ишутин О.А. указывает, что является собственником спорного земельного участка.
Однако согласно разделу 2 представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости данный земельный участок находится в долевой собственности помимо Заявителя также у иных физических лиц.
При таких обстоятельствах, с целью соблюдения прав и законных интересов лиц, являющихся правообладателями земельного участка с кадастровым номером /номер/, а также с целью выяснения всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, Минсельхоз России считает необходимым ходатайствовать о привлечении к настоящему делу физических лиц, указанных в разделе 2 выписки из Единого государственного реестра недвижимости на указанный земельный участок.
Кроме того, по сложившейся практике при рассмотрении дел данной категории к участию в деле привлекается администрация района, в котором располагается земельный участок.
Соответственно, Минсельхоз России также ходатайствует о привлечении к участию в настоящем деле Администрации Клинского муниципального района Московской области.»
Директор ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» представил в суд отзыв на иск с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика и указал следующее:
«ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» в соответствии с Уставом может предоставлять сведения о наличии/отсутствии земель с мелиоративными системами в рамках ведения учета мелиорированных земель.
Ишутин О.А. обратился в ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» № б/н от /дата/ за предоставлением сведений о наличии или отсутствии мелиоративных систем на земельном участке с кадастровым номером /номер/ площадью /площадь/, по адресу: /адрес/.
В соответствии со ст. 10 ФЗ № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Объекты государственных мелиоративных систем федеральной собственности, переданные в оперативное управление ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз», и мелиорированные земли федеральной собственности в границах испрашиваемого участка отсутствуют.
По архивным данным земельный участок расположен на землях с мелиоративной системой (осушение), построенной на землях совхоза «Усагинский» (АОЗТ «Усагинское») в /дата/ на площади /площадь/. Иными сведения в отношении указанной мелиоративной системы Учреждение не располагает. Было проведено визуальное обследование с участием представителя собственника и Учреждения. Ответ Учреждения /номер/ от /дата/.»
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области своевременно уведомлено о месте и времени судебного заседания, представитель в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил.
В своем ответе от /дата/ в адрес собственников земельного участка заместитель министра указал следующее:
«Принимая во внимание заключение ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» о наличии на вышеуказанном земельном участке мелиоративной системы осушения и учитывая особую значимость данного вопроса, Министерством уделяется особое внимание установлению фактов наличия на сельскохозяйственных угодьях мелиоративных систем. В случае установления подобных фактов Министерством выносится отказ в согласовании перевода угодий в иные категории земель.
В свою очередь заинтересованные лица могут направить в обоснование своего ходатайства в адрес Министерства акт на списание мелиоративных систем их собственником, балансодержателем (для мелиорированных сельскохозяйственных угодий), на основании которого земля признается немелиорированной.
В этой связи сообщаем, что полномочия органов государственной власти в области мелиорации земель определены Федеральным законом от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель».
До принятия в /дата/ Федерального закона № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к полномочиям федеральных органов государственной власти относился учет и мониторинг мелиорированных земель.
Порядок учета мелиорированных земель и внесения данных о них в государственный земельный кадастр устанавливался Правительством Российской Федерации (был утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 07.08.1996 № 2933п-П1).
В соответствии с пунктом 10 Порядка списание мелиоративных систем и соответственно перевод мелиорированных земель в немелиорированные производился на основании заключения комиссий, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В Московской области постановлением /адрес/ от /дата//номер/-ПГ функции комиссии по указанному вопросу были возложены на Координационный совет по имущественным отношениям в Московской области.
Следует отметить, что данный порядок был временным и подлежал применению до момента возложения полномочий по осуществлению учета мелиорированных земель на специальный федеральный орган исполнительной власти.
На сегодняшний день правовых норм, определяющих и дающих возможность осуществления органами исполнительной власти полномочий по учету и списанию мелиоративных систем, федеральным законодательством не установлено.
Учитывая изложенное, при отсутствии возможности списания мелиоративной системы (отсутствие собственника (балансодержателя) мелиоративной системы результате ликвидации или реорганизации юридического лица без передачи системы правопреемнику и невозможность технического учета и инвентаризации мелиоративной системы и ее постановки на баланс собственника земельного участка по причине фактического отсутствия системы на земельном участке) возможно обращение в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение (факта отсутствия на земельном участке мелиоративных систем и отсутствия основания для отнесения участка к мелиорируемым) в порядке главы 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). К указанному заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие заявленные требования, в том числе могут быть приложены документы о 100% износе мелиоративной системы и невозможности ее восстановления.»
Проверив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее - Закон № 4-ФЗ) мелиоративные системы - это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях. Мелиорируемыми землями являются земли, недостаточное плодородие которых улучшается с помощью осуществления мелиоративных мероприятий, мелиорированными - земли, на которых проведены мелиоративные мероприятия.
В соответствии со ст. 10 Закона № 4-ФЗ мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ст. 31 Закона № 4-ФЗ перевод мелиорированных земель в иные земли, изъятие мелиорированных земель осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации не установлены особенности изменения статуса мелиорированных земельных участков. При этом изменение категории земельных участков происходит по общим правилам, предусмотренным ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Иск заявлен не о переводе земельного участка из одной категории в другую, а о признании участка немелиолированным.
Согласно ответу генерального директора АО «Центр Сервис-Проект» (правопреемник института «Мосгипроводхоз») от /дата//номер/-п /номер/ в адрес истца, по архивным данным, имеющимся в АО «ЦСП», мелиоративная сеть на данном участке отсутствует. (л.д. 26).
Директор ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз» в своем ответе от /дата//номер/ в адрес истца указал следующее:
«По архивным данным (картографические материалы ВИСХАГИ) земельный участок с кадастровым номером /номер/ частично расположен на землях с мелиоративной системой (осушение). Осушительная система построена на землях /адрес/ в /дата/ на площади /площадь/.
В ходе визуального обследования земельного участка с участием представителей собственника и Учреждения установлено: участок в сельскохозяйственном производстве не используется; часть участка застроена, другая заросла мелколесьем; гидротехнических сооружений на участке не обнаружено.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с общероссийским классификатором основных фондов /номер/ срок полезного использования мелиоративной системы (без проведения реконструкции) составляет /период/ со дня ввода в эксплуатацию и постановки на балансовый учет.
Иными сведениями в отношении указанной мелиоративной системы Учреждение не располагает.» (л.д. 25).
Учитывая, что на спорном участке в настоящее время отсутствует мелиоративная система (осушение), которая была построена на землях /адрес/ в /дата/ на площади /площадь/, а в соответствии с общероссийским классификатором основных фондов ОК /номер/ срок полезного использования мелиоративной системы (без проведения реконструкции) составляет /период/ со дня ввода в эксплуатацию и постановки на балансовый учет, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и их удовлетворении.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,
суд
Р Е Ш И Л:
1. Иск – удовлетворить.
2. Признать немелиорированным земельный участок с кадастровым номером /номер/, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью /площадь/., расположенный по адресу: /адрес/, выделяемый земельный участок расположен в /адрес/ от ориентира по направлению на юго-восток за пределами участка, адрес ориентира: /адрес/, /адрес/.
3. Исключить путем внесения изменений в картографические материа-лы ВИСХАГИ земельный участок с кадастровым номером /номер/, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью /площадь/., расположенный по адресу: /адрес/ выделяемый земельный участок расположен в /адрес/ от ориентира по направлению на юго-восток за пределами участка, адрес ориентира: /адрес/, из состава земель с мелиоративной системой (осушение).
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мособлсуд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья –