ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1824/2022 от 09.06.2022 Клинского городского суда (Московская область)

Дело № 2-1824/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Клин Московской области 09 июня 2022 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Вороновой Т.М.,

при секретаре судебного заседания Баламутовой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Родиной М. Н. к администрации городского округа Клин об установлении разрешенного использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Родина М.Н. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Клин об установлении разрешенного использования земельного участка.

В обоснование иска указывала на то, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: /адрес/, кадастровый /номер/, площадью 499+/- 8 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Однако, государственный кадастровый учет приостановлен в связи с тем, что площадь земельного участка не соответствует предельному минимальному размеру.

Данный земельный участок принадлежит истцу на основании решения Клинского городского суда, находится в границах территориальной зоны СХ- 2 - «Зона предназначенная для ведения садоводства».

Истцом были поданы заявления на присвоение вида разрешенного использования:

- ведение садоводства, отказано, так как минимальный размер земельного участка должен составлять 600 кв.м.

- огородничество, отказано, так как максимальный размер участка должен составлять 490 кв.м.

Таким образом, земельный участок истца, площадью 499+8 кв.м., не подпадает ни под какой вид разрешенного использования.

Учитывая указанные обстоятельства, истец просила суд установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером /номер/, – ведение садоводства.

Истец Родина М.Н. в судебное заседание не явилась, извещена, ее представитель по доверенности Шварцман Т.А. в судебное заседание явилась, иск поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Ответчик представитель администрации городского округа Клин в судебное заседание не явился, извещен. Представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Представитель третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области в судебное заседание не явился, извещен.

Проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив представленные доказательства в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, заслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, использование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).

В соответствии со ст. 1 ЗК Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 7 ЗК Российской Федерации произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 85 ЗК Российской Федерации установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 7 ЗК Российской Федерации возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий. Данное положение конкретизировано в п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Статьей 2 Федерального закона от 06.10.1003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разъяснено, что муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской район, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения; городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из анализа норм статей 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что вопросы местного значения городского, сельского поселения и городского округа об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, а также вопросы местного значения городского, сельского поселения и городского округа об утверждении правил землепользования и застройки городского, сельского поселения, и городского округа решаются самостоятельно соответствующими муниципальными образованиями (сельское поселение, городского поселение, городской округ) и независимы друг от друга, поскольку генеральные планы и правила землепользования и застройки разрабатываются не на населенные пункты, а на конкретные муниципальные образования.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится в том числе, утверждение правил землепользования и застройки городских округов.

Решением Совета депутатов городского округа Клин Московской области от 27.07.2020 № 5/67 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Клин Московской области.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Родиной М.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: /адрес/ кадастровый /номер/, площадью 499+/- 8 кв.м., категория земель-земли сельскохозяйственного назначения.

Однако, государственный кадастровый учет приостановлен в связи с тем, что площадь земельного участка не соответствует предельному минимальному размеру.

Данный земельный участок принадлежит истцу на основании решения Клинского городского суда, находится в границах территориальной зоны СХ- 2 - «Зона предназначенная для ведения садоводства».

Истцом были поданы заявления на присвоение вида разрешенного использования:

- ведение садоводства, отказано, так как минимальный размер земельного участка должен составлять 600 кв.м.

- огородничество, отказано, так как максимальный размер участка должен составлять 490 кв.м.

Таким образом, земельный участок истца, площадью 499+8 кв.м., не подпадает ни под какой вид разрешенного использования.

Учитывая указанные обстоятельства, истец просила суд установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером /номер/, – ведение садоводства.

Как следует из уведомления Клинского отдела Управления Россреестра по Московской области от 10 июня 2021 г. № КУВД-001/2021-22096355/1 о приостановлении государственного кадастрового учета, выбранный истцом вид разрешенного использования не предусмотрен списком основных видов разрешенного использования данной территориальной зоны.

Как следует из уведомления Клинского отдела Управления Россреестра по Московской области от 29 июля 2021 г. № КУВД-001/2021-29952205/1 о приостановлении государственного кадастрового учета, земельный участок с кадастровым номером 50:03:0030280:2476, принадлежащего истцу, не соответствует установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Как следует из уведомления Клинского отдела Управления Россреестра по Московской области от 15 ноября 2021 г. № КУВД-001/2021-46625051/1 о приостановлении государственного кадастрового учета, площадь земельного участка, заявленного к учету (499 кв.м.) не соответствует предельному минимальному размеру земельных участков, установленных для основного вида разрешенного использования «ведение садовоства» – 600 кв.м.

Как следует из уведомления Клинского отдела Управления Россреестра по Московской области от 25 марта 2022 г. № КУВД-001/2022-11408728 о приостановлении государственного кадастрового учета, что площадь земельного участка с кадастровым номером 50:03:0030280:2476, принадлежащего истцу, не соответствует предельному минимальному размеру земельных участков, установленных для основного вида разрешенного использования «ведение садоводства».

Однако в соответствии с п. 12 Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Клин Московской области для объектов капитального строительства, предельные параметры которых не соответствуют предельным параметрам, установленным градостроительными регламентами, предельными считаются фактические параметры, подтвержденные действующими градостроительным планом земельного участка, разрешением на строительство, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, документами государственного учета, ситуационными планами, содержащимися в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, которые находятся в архивах организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, выданными до вступления в силу настоящих Правил. Предельные размеры земельных участков, образованных до принятия Правил, принимаются равными фактической площади таких земельных участков при подтверждении (установлении) в ЕГРН вида разрешенного использования земельного участка аналогичному основному виду разрешенного использования земельного участка, установленного настоящими Правилами. При формировании земельных участков под существующими объектами капитального строительства, размер земельного участка может не соответствовать минимальным размерам земельного участка, установленным в Правилах в составе градостроительного регламента.

В соответствии с правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Клин Московской области, утвержденными постановлением Администрации городского округа Клин Московской области от 04.10.2021 года № 1756, земельный участок с кадастровым номером 50:03:0030280:2476, находится в границах территориальной зоны СХ- 2 «Зона предназначенная для ведения садоводства», принадлежит истцу на основании решения Клинского городского суда.

Поскольку земельный участок расположен в зоне, соответствующей виду разрешенного использования земельного участка, который просит установить истец, с учетом положений п. 12 Правил землепользования и застройки территории, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований об установлении категории и вида разрешенного использования земельного участка, с учетом отсутствия возражений со стороны администрации городского округа Клин Московской области.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Родиной М. Н. к администрации городского округа Клин об установлении разрешенного использования земельного участка удовлетворить.

Установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером /номер/, площадью 499 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащего Родиной М. Н. на праве собственности - ведение садоводства.

Решение суда является основанием для внесения сведений в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером /номер/, площадью 499 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья подпись Т.М. Воронова

Мотивированное решение составлено 15 июня 2022 года.

Копия верна

Решение не вступило в законную силу

Судья подпись Т.М. Воронова