ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1826/17 от 13.11.2017 Елецкого городского суда (Липецкая область)

Дело №2-1826/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 ноября 2017 года г. Елец Липецкая область

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего Соседовой М.В.,

при секретаре Алымовой Л.М.,

с участием старшего помощника прокурора г. Ельца Савчук В.И.,

представителя ответчика администрации городского округа г. Елец ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ельце гражданское дело № 2-1826/2017 по исковому заявлению прокурора г. Ельца, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа г. Елец о понуждении обустроить пандус в подъезде многоквартирного жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Ельца Липецкой области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского округа г. Елец о понуждении обустроить пандус в подъезде многоквартирного жилого дома, ссылаясь на то, что прокуратурой г. Ельца проведена проверка обращения ФИО8 по вопросу обустройства пандуса в подъезде многоквартирного жилого дома № N.... В ходе проверки доводов обращения установлено, что заявитель является инвалидом с ограниченными возможностями передвижения, проживает на №*** этаже. Заявитель в 2016 году обращался в администрацию города и прокуратуру г. Ельца. Из ответа администрации г. Ельца и управляющей компании ООО "УК "Эльта+" следовало, что установка пандуса планировалась на 2 квартал 2016. В апреле 2017 г. заявитель повторно обратился в прокуратуру г. Ельца по аналогичному вопросу. В адрес главы администрации городского округа город Елец ФИО9 было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства и законодательства о социальной защите инвалидов. Однако до настоящего времени пандус в подъезде дома не установлен, выявленные нарушения законодательства не устранены ответчиком. Учитывая нормы федерального законодательства, вступившие в силу с 01 января 2016 г., обязанность принять меры по обеспечению доступа к объектам проживания для инвалидов с ограниченными возможностями передвижения является обязанностью органов местного самоуправления. Перекладывание этой обязанности на собственников квартир в доме, где проживает инвалид недопустимо. ООО "УК "Эльта+" в августе 2016 г. в адрес администрации города направлялось заключение специализированной организации о технической возможности обустройства пандуса в доме № N... До настоящего времени администрацией города никаких мер не принято. Просит обязать ответчика обустроить пандус в подъезде многоквартирного жилого дома N... в срок до 01.05.2018 г.

В судебном заседании старший прокурор Савчук В.И. заявленные требования поддержала, по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика администрации городского округа г. Елец ФИО1, действующий на основании доверенности, возражал в удовлетворении исковых требований, в связи с отсутствием денежных средств, просил дать срок для обустройства пандуса до 01.09.2018 года.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, полагает, что иск прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя из заявленных требований и в соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о понуждении выполнить требования законодательства, направленные на защиту прав инвалидов.

Следовательно, прокурор был вправе обратиться с настоящим исковым заявлением.

В судебном заседании установлено, что в апреле 2017 года прокуратурой г. Ельца была проведена проверка обращения ФИО11 по вопросу обустройства пандуса в подъезде многоквартирного жилого дома N... В ходе которой было установлено, что заявитель является инвалидом с ограниченными возможностями передвижения, проживает на №*** этаже. Заявитель в 2016 году обращался в администрацию города и прокуратуру г. Ельца. Из ответа администрации г. Ельца и управляющей компании ООО "УК "Эльта+" следовало, что установка пандуса планировалась на 2 квартал 2016.

По результатам проверки в адрес главы администрации городского округа город Елец ФИО10 было внесено представление № 564ж-16 от 24.05.2017 года об устранении нарушений жилищного законодательства и законодательства о социальной защите инвалидов. Однако до настоящего времени пандус в подъезде дома не установлен, выявленные нарушения законодательства не устранены ответчиком.

Судом установлено, что на день подачи искового заявления в подъезде жилого дома, расположенного по адресу: N... имеются ступени, ограничивающие доступ в здание для маломобильных групп населения. Пандус в подъезде жилого дома отсутствует. Это подтверждается предоставленными фотографиями вышеуказанного жилого дома, и не опровергалось представителем ответчика.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). В то же время, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Согласно ст. 3.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. К419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (далее - Федеральный закон № 419-Ф3) были внесены изменения в статью 2 Жилищного кодекса РФ, в частности, статья 2 Жилищного кодекса РФ была дополнена пунктом 5.1.

В силу п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах

В силу ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Таким образом, обязанность обеспечить доступ инвалидов к общему имуществу многоквартирного дома лежит на органе местного самоуправления, то есть на администрации городского округа город Елец.

Согласно ответа ООО «УК «Эльта+» от 02.11.2017 г. исх. № 30 управляющей компанией 18.08.2016 года в адрес администрации городского округа город Елец направлено заключение специализированной организации о технической возможности установки пандуса в доме N...

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, прокурор ссылался, на отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов в жилой дом, при этом данные доводы нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения спора.

Следовательно, исковые требования прокурора г. Ельца подлежат удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Настоящее дело рассмотрено в рамках заявленных требований по имеющимся в деле доказательствам. Иных доказательств представлено не было.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении конкретного срока для установки пандуса суд исходит из объема работ, и считает, что работы по его установке должны быть осуществлены администрацией городского округа г. Елец в срок до 01 сентября 2018 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить требования прокурора г. Ельца, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа г. Елец о понуждении обустроить пандус в подъезде многоквартирного жилого дома.

Обязать администрацию городского округа г. Елец установить в подъезде жилого дома, расположенного по адресу: N... пандус в соответствии с действующими строительными нормами СП 59.13330.2012 «СНиП 30-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605 в срок до 01 сентября 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение месяца.

Председательствующий

М.В. Соседова