Дело № 2-1827/2020; УИД: 42RS0010-01-2020-002797-86
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Киселевский городской суд Кемеровской области
в составе: председательствующего судьи - Борисенко О.А.
при секретаре- Мироновой Т.Н.,
с участием представителя истца – Мосина С.В.
представителя ответчика ФИО1
представителя третьего лица ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске
2 декабря 2020 года
гражданское дело по иску Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Луговое» о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Истец Кемеровский межрайонный прокурор по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли обратился к Акционерному обществу «Луговое» (далее – АО «Луговое») о понуждении к совершению действий, мотивируя свои требования тем, что Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в июле - августе 2020 по поручению прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) в АО «Луговое» в связи с информацией временно исполняющего обязанности начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Управление Росгвардии по Кемеровской области).
По результатам проверки установлено, что АО «Луговое» осуществляет эксплуатацию объекта ТЭК - разрез угольный, расположенного в г. Киселевске Кемеровской области - Кузбасса.
В период 2019-2020 годы в АО «Луговое» проведено обследование и категорирование объекта ТЭК, по результатам которого был составлен акт обследования объекта ТЭК и разработан паспорт безопасности объекта ТЭК, утвержденный руководителем предприятия и согласованный председателем Антитеррористической комиссии Кемеровской области - Кузбасса 29.04.2020г..
Пунктом 7 раздела 10 паспорта безопасности объекта ТЭК АО «Луговое» установлены необходимые дополнительные мероприятия по совершенствованию физической защиты и антитеррористической защищенности объекта в соответствии с требованиями федерального законодательства, исполнение которых возможно только после разработки проектной документации инженерно- технических средств охраны объекта ТЭК.
При этом до настоящего времени в АО «Луговое» на основании указанного обследования и паспорта безопасности объекта ТЭК не разработано техническое задание на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно- технических средств охраны объекта ТЭК, и не разработана проектная документация инженерно-технических средств охраны объекта ТЭК. Необходимые мероприятия по совершенствованию физической защиты и антитеррористической защищенности объекта ТЭК АО «Луговое» не выполнены.
Требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК Российской Федерации установлены, в том числе Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и Правилами по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно- энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458дсп.
Вместе с тем, АО «Луговое» в нарушение требований федерального законодательства с 2012 года по настоящее время не обеспечена безопасность и антитеррористическая защищенность объекта ТЭК путем создания системы физической защиты соответствующей Правилам.
Данные факты являются нарушением части 1 статьи 5, части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Федеральный закон № 256-ФЗ), пунктов 3, 28, 29, 36, 45, 47 Правил обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объекта.
Не выполнение в полном объеме требований законодательства ведет к нарушению конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (часть третья статьи 37 Конституции Российской Федерации).
Правоотношения в сфере противодействия терроризму непосредственно затрагивают интересы не только работников объекта ТЭК, но и любых других лиц, в связи с чем несоблюдение требований законодательства по обеспечению безопасности объектов ТЭК нарушают права и законные интересы любых лиц, посещающих объекты ТЭК АО «Луговое», в частности работников подрядных организаций, выполняющих работы на территории предприятия, а также должностных лиц государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции в отношении ответчика, круг которых также постоянно меняется. Направление в суд настоящего заявления прокурором осуществляется в целях защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Просит обязать АО "Луговое" в срок до 01.04.2021г. разработать техническое задание на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно-технических средств охраны объекта топливно-энергетического комплекса - разрез угольный АО «Луговое», на основании которого разработать и утвердить проектную документацию инженерно- технических средств охраны объекта топливно-энергетического комплекса - разрез угольный АО «Луговое»; провести работы по монтажу и наладке инженерно-технических средств охраны объекта топливно-энергетического комплекса - разрез угольный АО «Луговое» в соответствии с утвержденной проектной документацией; произвести приемку в эксплуатацию инженерно-технических средств охраны объекта топливно-энергетического комплекса - разрез угольный АО «Луговое» комиссией субъекта топливно-энергетического комплекса АО «Луговое» с составлением акта о приемке в эксплуатацию.
Представитель истца прокурор Мосин С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, и с учетом их уточнения просил обязать АО «Луговое»: - в срок до 01 апреля 2021 года разработать техническое задание на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно–технических средств охраны объекта топливно–энергетического комплекса – разрез угольный АО «Луговое», на основании которого разработать и утвердить проектную документацию инженерно–технических средств охраны объекта топливно–энергетического комплекса – разрез угольный АО «Луговое»; -в срок до 01 октября 2021года провести работы по монтажу и наладке инженерно–технических средств охраны объекта топливно–энергетического комплекса – разрез угольный АО «Луговое» в соответствии с утверждённой проектной документацией. Произвести приёмку в эксплуатацию инженерно–технических средств охраны объекта топливно–энергетического комплекса – разрез угольный АО «Луговое» комиссией субъекта топливно–энергетического комплекса – разрез угольный АО «Луговое» с составлением акта о приёмке в эксплуатацию.
Представитель ответчика АО «Луговое» ФИО1, действующая на основании доверенности № от 23.08.2018 г., в судебном заседании заявленные требования признала в части. Не оспаривая необходимость проведения мероприятий по совершенствованию системы физической защиты и антитеррористической защищенности объекта ТЭК, указала, что для восстановления ограждения участка открытых горных работ, увеличения числа видеокамер, оборудования КПП, установления тревожной и охранной сигнализации требуется значительно больше времени, чем предлагает истец. 09.11.2020 г. между АО «Луговое» и ООО «<данные изъяты>» заключен договор № на оказание услуг по разработке проектной документации «Инженерно-технические средства охраны» объектов АО «Луговое». Срок оказания услуг составляет 60 рабочих дней с момента предоставления исходных данных и согласование рабочей документации «Инженерно-технических средств охраны» в течение 10 рабочих дней при отсутствии мотивированных возражений. Исходные данные были предоставлены 10.11.2020 г., и приступить к реализации проектных решений (мероприятий) ответчик сможет не ранее чем 11.03.2021 г.
Для реализации проектных решений необходимо произвести ряд предварительных мероприятий требующих на их осуществление определенное время, а именно: подбор на тендерной основе поставщиков оборудования и материалов обозначенных в проектной документации (1 месяц); организация поставки оборудования из разных регионов РФ (1-3 месяца); подбор на тендерной основе монтажных организаций для производства работ, ознакомление монтажной организации перед работами с проектом (1 месяц); строительство дорог (подъездных путей) к строительным площадкам (1-2 месяца); подготовка строительной площадки по периметру участка (1-2 месяца); производство монтажных и пуско-наладочных работ (зависит от загруженности подрядной организации, предполагаемые сроки - 1 месяц); проведение комплексной проверки и обкатки смонтированного оборудования и комиссионная приемка в эксплуатацию с участием организаций выполнявших проект и монтажные работы (1 месяц).
Протяженность объекта составляет 15,7 км, он расположен на пересеченной местности, имеются трудности для строительства подъездных путей, строительных площадок и отсутствует возможность строительства в холодный период времени года с ноября по март месяц.
Для осуществления вышеуказанных мероприятий потребуются существенные финансовые вложения. Просит установить срок выполнения вышеуказанных мероприятий до августа 2022 года.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу ФИО2, действующий на основании доверенности № от 23.11.2020г., в судебном заседании уточненные исковые требования Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли поддержал, настаивал на их удовлетворении, дав заключение об обоснованности заявленных истцом сроков выполнения мероприятий по совершенствованию системы физической защиты и антитеррористической защищенности объекта ТЭК.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из заявления прокурора следует, что он обращается в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку исходя из существа правоотношений в сфере противодействия терроризму, они непосредственно затрагивают интересы не только работников объекта ТЭК, но и любых других лиц, поскольку несоблюдение требований законодательства по обеспечению безопасности объектов ТЭК нарушает права и законные интересы любых лиц, посещающих объекты ТЭК АО «Луговое», в частности работников подрядных организаций, выполняющих работы на территории предприятия, а также должностных лиц государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции в отношении ответчика, круг которых также постоянно меняется.
В соответствии с положениями части 1 статьи 5, части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.
Согласно часть 1 статьи 7 названного Федерального закона требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В силу требований статьи 8 указанного Федерального закона субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону. В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В судебном заседании бесспорно установлено, что Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в июле - августе 2020 по поручению прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в АО «Луговое» в связи с информацией временно исполняющего обязанности начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Управление Росгвардии по Кемеровской области). (л.д.20-26)
По результатам проверки установлено, что АО «Луговое» осуществляет эксплуатацию объекта ТЭК - разрез угольный, расположенного в г. Киселевске Кемеровской области - Кузбасса.
В период 2019-2020 годы в АО «Луговое» проведено обследование и категорирование объекта ТЭК, по результатам которого составлен акт обследования объекта ТЭК и разработан паспорт безопасности объекта ТЭК, утвержденный 29.04.2020г. руководителем предприятия и согласованный председателем Антитеррористической комиссии Кемеровской области - Кузбасса.
Пунктом 7 раздела 10 паспорта безопасности объекта ТЭК АО «Луговое» установлены необходимые дополнительные мероприятия по совершенствованию физической защиты и антитеррористической защищенности объекта в соответствии с требованиями федерального законодательства, исполнение которых возможно только после разработки проектной документации инженерно- технических средств охраны объекта ТЭК.
При этом до настоящего времени в АО «Луговое» на основании указанного обследования и паспорта безопасности объекта ТЭК не разработано техническое задание на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно- технических средств охраны объекта ТЭК, и не разработана проектная документация инженерно-технических средств охраны объекта ТЭК. Необходимые мероприятия по совершенствованию физической защиты и антитеррористической защищенности объекта ТЭК АО «Луговое» не выполнены.
Требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК Российской Федерации установлены Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и Правилами по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458дсп.
Вместе с тем, АО «Луговое», в нарушение требований федерального законодательства с 2012 года по настоящее время не обеспечена безопасность и антитеррористическая защищенность объекта ТЭК путем создания системы физической защиты соответствующей Правилам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 458дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которыми установлены требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в зависимости от установленной категории опасности объектов.
Согласно пункту 3 Правил обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объекта осуществляется путем определения угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждения таких угроз, категорирования объектов, разработки и реализации мер по созданию системы физической защиты.
В соответствии с пунктом 28 Правил на основании утвержденного комиссией акта обследования объекта в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатывается техническое задание на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно-технических средств охраны объекта, которое является обязательным документом для разработки проектной документации инженерно-технических средств охраны объекта.
По пункту 29 Правил техническое задание на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно-технических средств охраны разрабатывается субъектом топливно-энергетического комплекса или организацией, уполномоченной на проведение данного вида работ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 36 Правил работы по монтажу и наладке инженерно- технических средств охраны проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией.
В силу пункта 45 Правил приемка инженерно-технических средств охраны в эксплуатацию производится комиссией субъекта топливно- энергетического комплекса, при этом осуществляются следующие мероприятия: а) проверка качества выполненных монтажных и пусконаладочных работ и их соответствие проектной документации; б) испытание работоспособности смонтированных инженерно- технических средств охраны на соответствие требованиям технического задания; в) проверка полноты и соответствия комплекта эксплуатационной документации существующим нормативам, включая сертификаты
Пунктом 47 Правил установлено, что по окончании работы комиссией составляется акт о приемке в эксплуатацию инженерно-технических средств охраны; акт о приемке в эксплуатацию инженерно-технических средств охраны подписывается председателем и всеми членами комиссии и утверждается уполномоченным лицом субъекта топливно-энергетического комплекса.
Как следует из представленного ответчиком договора № от 9.11.2020 г. на оказание услуг по разработке проектной документации «Инженерно-технические средства охраны» объектов АО «Луговое» исполнитель ООО "<данные изъяты>" обязался в срок 60 рабочих дней с момента предоставления исходных данных разработать рабочую документацию «Инженерно-технические средства охраны» объектов АО "Луговое".
В настоящее время работы по разработке проектной документации не выполнены. Ответчиком не оспаривалось, что их выполнение планируется к апрелю 2021 г., а выполнение самих мероприятий по модернизации инженерно-технических средств охраны объекта будет производиться после разработки проектной документации на эти работы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли к АО «Луговое» о понуждении к совершению действий подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом изложенного, учитывая высокий уровень социальной значимости указанных мероприятий, мнение третьего лица, а также сроки, необходимые для выполнения дополнительных мероприятий по физической защите и антитеррористической защищенности АО "Луговое", установленные в Паспорте безопасности ТЭК (не позднее ноября 2021 г.) суд считает необходимым установить ответчику предложенные истцом сроки совершения действий.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Требования истца удовлетворены в полном объеме, поэтому бремя несения расходов по оплате государственной пошлины переходит на ответчика.
Согласно ст. 333.19. Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для организаций составляет 6000 рублей.
Таким образом, государственная пошлина в размере 6000 рублей подлежит взысканию с ответчика АО «Луговое».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «Луговое» в срок до 01 апреля 2021 года разработать техническое задание на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно–технических средств охраны объекта топливно–энергетического комплекса – разрез угольный АО «Луговое», на основании которого разработать и утвердить проектную документацию инженерно–технических средств охраны объекта топливно–энергетического комплекса – разрез угольный АО «Луговое»;
Обязать Акционерное общество «Луговое» в срок до 01 октября 2021года провести работы по монтажу и наладке инженерно–технических средств охраны объекта топливно–энергетического комплекса – разрез угольный АО «Луговое» в соответствии с утверждённой проектной документацией. Произвести приёмку в эксплуатацию инженерно–технических средств охраны объекта топливно–энергетического комплекса – разрез угольный АО «Луговое» комиссией субъекта топливно–энергетического комплекса – разрез угольный АО «Луговое» с составлением акта о приёмке в эксплуатацию.
Взыскать с Акционерного общества «Луговое» государственную пошлину в доход бюджета в сумме 6 000 (Шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд, через Киселевский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Дата составления мотивированного решения 7 декабря 2020 года.
Судья: О.А. Борисенко
Решение в законную силу не вступило.
В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.