ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1827/20 от 26.08.2020 Советского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело №2-1827/20

УИД 61RS0008-01-2020-002041-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 августа 2020 г. г. Ростов-на-Дону

Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Батальщикова О.В.

при секретаре Тохове А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в интересах Российской Федерации к МБДОУ «Детский сад №223», 3 лицо МКУ «Отдел образования Советского района г. Ростова-на-Дону» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в интересах Российской Федерации обратился с иском к МБДОУ «Детский сад №249» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры указав, что прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону в соответствии с заданием прокуратуры области от 29.07.2019 № 7/1-4/58-19, проведена проверка МБДОУ «Детский сад № 223» в части обеспечения доступности для маломобильных групп населения.

Проведенной проверкой установлено, что МБДОУ «Детский сад №223» не в полной мере соблюдаются требования действующего законодательства о социальной защите инвалидов.

Так в нарушение п. 3 ст. 2 ГрК РФ, ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, отсутствует пандус для инвалидов, отсутствует тактильная информационная табличка, недостаточно информационных указателей и обозначений, в т.ч. Направления путей эвакуации.

Прокуратурой района 01.10.2019 директору МБДОУ «Детский сад № 223» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав инвалидов.

01.11.2019 указанное представление рассмотрено, однако нарушения законодательства не устранены, пандус для инвалидов отсутствует, тактильная информационная табличка отсутствует, информационных указателей и обозначений, а т.ч. направления путей эвакуации в недостаточном количестве.

Кроме того, 14.10.2019 прокуратурой района возбуждено дело об административном правонарушении в отношении заведующего МБДОУ «Детский сад №223» по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13. КоАП РФ.

06.12.2019 в отношении заведующего МБДОУ «Детский сад №198» мировым судьей судебного участка № 4 Советского судебного района г. Ростова-на-Дону вынесено постановление о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 2000 руб.

Просил суд обязать МБДОУ «Детский сад №223» установить тактильную информационную табличку и пандус для инвалидов с целью беспрепятственного доступа маломобильных групп населения по адресу: <...> в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798-пр.

Представитель прокуратуры Пикалева А.Е. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить.

В отношении представителя ответчика МБДОУ «Детский сад №223» дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ, о времени и месте судебног заседания извещен под роспись.

В отношении представителя 3 лица МКУ «Отдел образования Советского района г. Ростова-на-Дону» дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя прокуратуры, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.

В соответствии с п. 3 ст. 2 ГрК РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:

1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов- система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной влас:|№1 субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В соответствии со ст.ст. 4, 6, 46 ГрК РФ, ст.ст. 36, 46 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Постановлением Госстандарта РФ от 30.01.2004 № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации» нормы СНиП, СП являются обязательным и к применению.

Положения указанных выше норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию зданий и помещений, закреплены в СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденном приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 14 ноября 2016 <...> правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 г. Среди этих принципов; полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.

Согласно требованиям п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных обязанностей образовательной организации является, в том числе создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотр и уход за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательных организаций.

В соответствии с требованиями п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В судебном заседании установлено и ответчиком не опровергнуто, что прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону в соответствии с заданием прокуратуры области от 29.07.2019 № 7/1-4/58-19, проведена проверка МБДОУ «Детский сад № 223» в части обеспечения доступности для маломобильных групп населения.

Проведенной проверкой установлено, что МБДОУ «Детский сад №223» не в полной мере соблюдаются требования действующего законодательства о социальной защите инвалидов.

Так в нарушение п. 3 ст. 2 ГрК РФ, ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, отсутствует пандус для инвалидов, отсутствует тактильная информационная табличка, недостаточно информационных указателей и обозначений, в т.ч. Направления путей эвакуации.

Прокуратурой района 01.10.2019 директору МБДОУ «Детский сад № 223» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав инвалидов.

01.11.2019 указанное представление рассмотрено, однако нарушения законодательства не устранены, пандус для инвалидов отсутствует, тактильная информационная табличка отсутствует, информационных указателей и обозначений, а т.ч. направления путей эвакуации в недостаточном количестве.

Кроме того, 14.10.2019 прокуратурой района возбуждено дело об административном правонарушении в отношении заведующего МБДОУ «Детский сад №223» по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13. КоАП РФ.

06.12.2019 в отношении заведующего МБДОУ «Детский сад №198» мировым судьей судебного участка № 4 Советского судебного района г. Ростова-на-Дону вынесено постановление о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 2000 руб.

С учетом вышеизложенного, суд считает заявленные по настоящему делу исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать МБДОУ «Детский сад №223» установить тактильную информационную табличку и пандус для инвалидов с целью беспрепятственного доступа маломобильных групп населения по адресу: <...> в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798-пр.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 02.09.2020 г.