ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1827/2015 от 23.12.2015 Анжеро-судженского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-1827/2015г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Капшученко О.В.,

при секретаре Петерс С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске

23 декабря 2015 года

гражданское дело по иску Прокурора города Анжеро-Судженска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Анжеро-Судженска обратился в Анжеро-Судженский городской суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение» о понуждении к совершению действий.

Свои требования мотивировал тем, что Прокуратурой города в ходе надзорной деятельности за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, подготовки к отопительному сезону в осенне-зимний период 2015 - 2016 проведена проверка деятельности ресурсоснабжающей организации - ООО «Теплоснабжение».

В ходе проверки установлено, что по состоянию на 01.01.2015 в ООО «Теплоснабжение» нормативы запасов топлива не соответствуют нормативным запасам топлива, установленным постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.

Согласно п.2 Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного (ред. от 22.08.2013) норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива(далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ) (далее Порядок)

В соответствии с п. 15 Порядка ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.

Пунктом 3 Порядка установлено, что ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.

Пунктом 4 Порядка регламентировано, что ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.

Пунктом 11 Порядка установлено, что НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.

Таким образом, наличие ННЗТ на котельных ООО «Теплоснабжение» является фактором, непосредственно влияющим на обеспечение работоспособности котельных ответчика и соответственно обеспечение круглосуточной подачи тепла населению городского округа в отопительный период.

В ходе проверки установлено, что постановлением РЭК Кемеровской области от 28.11.2014 № 675 утверждены нормативы запасов топлива для ООО «Теплоснабжение» по состоянию на 01.10.2015. Общий запас каменного угля (ОНЗТ) установлен в размере 18,527 тыс.т., эксплуатационный запас угля (НЭЗТ) 14,019 тыс. т., неснижаемый запас топлива (ННЗТ) 4,508 тыс. т.

Из расчетов ОАО «Агентство энергетических экспертиз» произведенных в рамках формирования предложений по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных на 2015 год следует, что неснижаемый запас топлива в размере 4,508 тыс. тонн рассчитан на длительность периода формирования объема неснижаемого топлива 14 суток, то есть при условии непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ котельные ООО «Теплоснабжение» смогут работать в режиме выживания обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.

Соответственно, по состоянию на 01.01.2015 неснижаемый запас топлива в ООО «Теплоснабжение» должен составлять не менее 4,508 тыс. тонн.

В ходе проверки установлено, что по состоянию на 01.10.2015 неснижаемый запас топлива на котельных и угольном складе ООО «Теплоснабжение» не соответствует объему запасов топлива, утвержденных Постановлением РЭК КО от 28.11.2014 №675 и составляет 1 595,31 тонн.

По состоянию на 01.11.2015 запас топлива на котельных ООО «Теплоснабжение» составляет 1512,3 тонны, что подтверждается справкой, предоставленной исполнительным директором ООО «Теплоснабжение» ФИО1

Из справок, предоставленных аварийно-диспетчерской службой 05, следует, что с учетом плана поставок угля, отгрузок топлива запас угля по состоянию на 01.11.2015 равен запасу топлива на 6 суток, что не соответствует нормативам неснижаемого запаса топлива, утвержденных РЭК Кемеровской области.

Кроме того, из анализа справок о работе котельных г. Анжеро-Судженска о наличии угля на котельных города за период с 01.11.2015 по 12.11.2015 следует, что запасы топлива на котельных ООО «Теплоснабжение» по своему объему соответствуют запасам угля не более, чем на 6 суток, что не может не создавать угрозу жизнеобеспечения городского округа в отопительный период.

Распоряжением главы администрации Анжеро-Судженского городского округа от 10.09.2015 №289-р установлена дата начала отопительного сезона для централизованного теплоснабжения (далее Распоряжение №289-р).

Пунктом 1.1 начало отопительного сезона для организаций социальной сферы и жилищного фонда, не имеющего технической возможности приема горячего водоснабжения в летний период с 15.09.2015, для жилищного фонда - 18.09.2015 (пункт 1.2 Распоряжения №289-р).

ООО «Теплоснабжение» предоставляет услуги по теплоснабжению потребителей на территории Анжеро-Судженского городского округа. В аренде, лизинге, собственности у ООО «Теплоснабжение» имеется 23 котельных.

От указанных источников теплоснабжения обеспечивается отопление не только многоквартирных жилых домов, но и объектов социального значения, таких как больницы, школы, объекты с круглосуточным содержанием граждан.

Однако, отсутствие нормативных запасов топлива на котельных и угольном складе ООО «Теплоснабжение» создает непосредственную угрозу оказанию услуги по круглосуточному отоплению многоквартирных жилых домов и объектов социальной сферы, создает опасность крупномасштабной аварийной ситуации на территории городского округа. Просил обязать ООО «Теплоснабжение» создать и обеспечить наличие неснижаемого нормативного запаса топлива в объеме 4,508 тыс. т. согласно нормативам, утвержденных постановлением РЭК Кемеровской области от 28.11.2014 № 675.

Определением Анжеро-Судженского городского суда от 07.12.2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Сибирское управление Ростехнадзора (л.д. 35-39).

В заявлении, приобщенном к материалам дела прокурор г.Анжеро-Судженска и в судебном заседании пом.прокурора ФИО5, уточнила исковые требования, просили обязать ООО «Теплоснабжение» на весь оставшийся отопительный период 2015-2016 г.г. до его окончания обеспечить и поддерживать запас топлива на котельных, обслуживающих потребителей Анжеро-Судженского городского округа в размере 18,527 тысяч тонн, в том числе эксплуатационный запас угля (НЭЗТ) 14,019 тысяч тонн, неснижаемый запас топлива (ННЗТ) 4,508 тысяч тонн. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, суду пояснила, что из расчетов ОАО «Агентство энергетических экспертиз» произведенных в рамках формирования предложений по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных на 2015 год следует, что неснижаемый запас топлива в размере 4,508 тыс. тонн рассчитан на длительность периода формирования объема неснижаемого топлива 14 суток, т.е. при условии непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ котельные ООО «Теплоснабжения» смогут работать в режиме выживания обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года. Для обеспечения плановой выработки тепловой энергии, а также работы котельных ответчика в случае введения ограничения поставок основного вида топлива необходим эксплуатационный запас топлива в размере 14,019 тыс.тонн. Соответственно, по состоянию на 01.01.2015 неснижаемый запас топлива в ООО «Теплоснабжение» должен составлять не менее 4,508 тыс. тонн, а на протяжении всего отопительного периода 2015-2016 гг. с учетом нормативного эксплуатационного запаса топлива общий запас топлива на котельных и угольном складе ответчика должен составлять не менее 18, 527 тыс. тонн.

Представитель ответчика ООО «Теплоснабжение» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

В судебном заседании 02.12.2015г. представитель ООО «Теплоснабжение» ФИО6, действующая на основании доверенности от 01.06.2015г., исковые требования не признала, суду пояснила, что на сегодняшний день требования исполнены в полном объеме. Запас топлива зависел не от них, сбой был в ООО «<...>», в организации, которая поставляет уголь. Данный вопрос решался на уровне главы города, области, а также с руководителями ООО «<...>». Как только нормализовались поставки угля, склады заполнились, договор о поставке угля заключен с ООО «<...> Проверку проводила прокуратура, когда было плохое качество отопления, встал вопрос, в чем причина, и выяснилось, что была экономия угля в связи с отсутствием его в котельных. Наличие угля в котельных проверяла Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области, выяснилось, что разрезы не поставили вовремя уголь в ООО «СУЭК», потом железная дорога три дня не могла поставить вагоны, вопрос решался на уровне области, вызывали всех руководителей

В судебное заседание представитель третьего лица Сибирского управления Ростехнадзора не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в заявлении, поступившем в суд, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Из представленного отзыва следует, что Сибирское управление Ростехнадзора исковые требования поддерживает в полном объеме, просит обязать ответчика создать и обеспечить наличие неснижаемого нормативного запаса топлива в объеме согласно нормативам, утвержденным РЭК Кемеровской области. Пунктом 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, требования которых распространяются на котельные теплоснабжающей организации ООО «Теплоснабжение», эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации. Пунктом 11.9 указанных Правил энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива (л.д. 46-47).

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, обязаны соблюдать Конституцию России и законы.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации подлежат проверке готовности к отопительному периоду.

В силу ч. 5 указанной статьи, проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны, в том числе, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.

Пунктом 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, определено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации.

В соответствии с пунктом 4.5.3 Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» утверждение нормативов создания запасов топлива отнесено к полномочиям обозначенного министерства.

Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 «О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», утвержден Порядок определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии, согласно пунктов 2, 3,4 данного Порядка, предусмотрено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.

ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.

Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.

В соответствии с п. 15 Порядка ОНЗТ определяется не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.

Пунктом 20 и таблицей № 1 вышеуказанного Приказа Минэнерго России от 10.08.2012 года № 377 установлено, что количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способов его доставки, объем запаса топлива при доставке автотранспортом должен быть на 7 суток, при доставке по железной дороге - 14 суточный запас.

Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 утверждены и 02.04.2003 зарегистрированы Минюстом России (регистрационный №4358) Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

Указанные Правила согласно Письму Минтопэнерго РФ от 25.03.2003 №32-01-05/130 «О введении в действие Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих действующие тепловые энергоустановки (производственные, производственно-отопительные и отопительные котельные, паровые и водяные тепловые сети, системы теплопотребления всех назначений).

Пункт 4.1.1. Правил устанавливает, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации.

Пунктом 11.9 указанных Правил установлено, что энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Судом установлено, что Постановлением Региональной энергетической комиссии №675 от 28.11.2014г. в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Положением о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 № 371, а также принимая во внимание экспертные заключения, региональная энергетическая комиссия Кемеровской области, утверждены нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии Кемеровской области, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, на 2015 год для предприятий согласно приложению к Постановлению.

Из приложения следует, что для ООО «Теплоснабжение» нормативы запасов топлива на 2015г. должны составлять: общий запас топлива – 18,527 тыс.т, эксплуатационный запас – 14,019 тыс.т, неснижаемый запас – 4,508 тыс.т (л.д. 4-5).

Из расчетов ОАО «Агентство энергетических экспертиз» произведенных в рамках формирования предложений по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных на 2015 год следует, что неснижаемый запас топлива в размере 4,508 тыс. тонн рассчитан на длительность периода формирования объема неснижаемого топлива 14 суток, т.е. при условии непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ котельные ООО "Теплоснабжения" смогут работать в режиме выживания обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года (л.д. 8-12).

Согласно справке, предоставленной исполнительным директором ООО «Теплоснабжение» ФИО4, от 12.11.2015г., по состоянию на <дата> запас топлива на котельных составляет 1512,3 тонны (л.д. 6-7).

Согласно данным справок о работе котельных г. Анжеро-Судженска о наличии угля на котельных города за период с <дата> по <дата> следует, что запасы топлива на котельных ООО «Теплоснабжение» по объему соответствуют запасам угля не более, чем на 6 суток (л.д. 13-24).

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что прокуратурой г. Анжеро-Судженска в ходе проведенной проверки соблюдения ООО «Теплоснабжение» законодательства, регламентирующего вопросы подготовки к отопительному сезону в осенне-зимний период 2015-2016 годов.

В результате проверки установлено, что для обеспечения плановой выработки тепловой энергии, а также работы котельных ответчика в случае введения ограничения поставок основного вида топлива необходим эксплуатационный запас топлива в размере 14,019 тыс.тонн.

Соответственно, по состоянию на 01.01.2015 неснижаемый запас топлива в ООО «Теплоснабжение» должен составлять не менее 4,508 тыс. тонн, а на протяжении всего отопительного периода 2015-2016 гг. с учетом нормативного эксплуатационного запаса топлива общий запас топлива на котельных и угольном складе ответчика должен составлять не менее 18, 527 тыс. тонн.

По состоянию на 01.10.2015 неснижаемый запас топлива на котельных и угольном складе ООО «Теплоснабжение» не соответствует объему запасов топлива, утвержденных Постановлением РЭК КО от 28.11.2014 №675 и составляет 1 595,31 тонн, по состоянию на 01.11.2015 запас топлива на котельных ООО «Теплоснабжение» составляет 1512,3 тонны.

Доказательства, опровергающие выявленные прокуратурой нарушения, ответчиком не представлены.

Таким образом, принимая во внимание фактическое отсутствие запаса топлива, установлено необеспечение ответчиком на котельных ООО «Теплоснабжение» наличия нормативных запасов топлива, что является неисполнением законодательства в области теплоснабжения и приводит к нарушению прав жителей муниципального образования Анжеро-Судженский городской округ на предоставление качественного, надежного и своевременного теплоснабжения в осенне-зимний период.

При указанных обстоятельствах, поскольку ответчик является ресурсоснабжающей организацией, целями создания которой является удовлетворения потребности населения города в коммунальном обслуживании, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.

Суд обязывает ООО «Теплоснабжение» на весь оставшийся отопительный период 2015-2016 г.г. до его окончания обеспечить и поддерживать запас топлива на котельных, обслуживающих потребителей Анжеро-Судженского городского округа в размере 18,527 тысяч тонн, в том числе нормативный эксплуатационный запас угля (НЭЗТ) - 14,019 тысяч тонн, неснижаемый нормативный запас топлива (ННЗТ) - 4,508 тысяч тонн.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора города Анжеро-Судженска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение» о понуждении к совершению действий, полностью удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение», расположенного по адресу: <адрес> зарегистрированное за ОГРН <***>, дата регистрации 03.03.2004г., ИНН <***>, на весь оставшийся отопительный период 2015-2016 г.г. до его окончания обеспечить и поддерживать запас топлива на котельных, обслуживающих потребителей Анжеро-Судженского городского округа в размере 18,527 тысяч тонн, в том числе нормативный эксплуатационный запас угля (НЭЗТ) - 14,019 тысяч тонн, неснижаемый нормативный запас топлива (ННЗТ) - 4,508 тысяч тонн.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме составлено: 28.12.2015 года.