Дело № 2-1828/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(заочное)
22 августа 2018 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Петровой А.В.,
при секретаре Николаевой Г.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Новочебоксарск Чувашской Республики к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляна» города Новочебоксарск Чувашской Республики о признании бездействия незаконным, об разработать и принять меры, направленные на предупреждение коррупции,
установил:
Прокурор города Новочебоксарска Чувашской Республики, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнений в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляна» города Новочебоксарск Чувашской Республики (далее - МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляна» г.Новочебоксарск ЧР/ответчик) о признании бездействия в части неразработки и непринятия мер по предупреждению коррупции незаконным, обязании в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда разработать и принять меры, направленные на предупреждение коррупции, а именно: разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; разработать порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, и порядок сотрудничества организации с правоохранительными органами; предусмотреть порядок исполнения действий по недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Требования прокурора мотивированы тем, что организации обязаны разработать и принять меры по предупреждению коррупции, в связи с чем, Министерством труда и социальной защиты РФ 08 ноября 2013 года приняты «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции». Согласно данных рекомендаций, антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов. В разработке и реализации антикоррупционной политики следует выделить три этапа: В разработке и реализации антикоррупционной политики как документа следует выделить следующие этапы: разработка проекта антикоррупционной политики; обсуждение проекта и его утверждение; информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике; реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер; анализ применения антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр. В ходе проведенной прокуратурой проверки в июне 2018 года установлено, что в нарушение требований законодательства МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляна» г.Новочебоксарск ЧР меры, направленные на предупреждение коррупции в соответствии с Методическими рекомендациями в полном объеме не приняты, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации; не определен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, и порядок сотрудничества организации с правоохранительными органами; не реализовано исполнение действий по недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В судебном заседании помощник прокурора Мадюшкин А.А. поддержал требования прокурора и просил их удовлетворить.
Ответчик МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляна» г.Новочебоксарск ЧР, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Извещение ответчику направлено через Почту России по его фактическому месту нахождения, однако, почтовое уведомление возвратилось с отметкой почтовой организации об истечении срока хранения. Следовательно, ответчик отказался от получения заказного письма, направленного в его адрес судом, данное обстоятельство рассматривается судом как надлежащее уведомление. Таким образом, суд признает причину неявки ответчика, надлежаще уведомленного о времени и месте судебного заседания, не уважительной.
Согласно ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика в соответствии со ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного производства.
Неявка ответчика на судебное заседание не может освобождать его от ответственности и нарушать права истца на защиту прав и законных интересов.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему выводу.
Согласно подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации поручено совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, общероссийскими общественными организациями «Российский союз промышленников и предпринимателей», «Деловая Россия» и «ОПОРА России» подготовить методические рекомендации по вопросам, касающимся предупреждения коррупции, в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции».
В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Согласно ч.1 раздела 1 «Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение подпункта "б" пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Задачами Методических рекомендаций являются:
- информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- определение основных принципов противодействия коррупции в организациях;
- методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.
В соответствии с ч.3 раздела I Методических рекомендаций, данные Методические рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).
Согласно ч.1.1 раздела II Методических рекомендаций ч.1 ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры, рекомендуемые к применению в организациях, содержатся в части 2 указанной статьи.
Разделом IV Методических рекомендаций установлена антикоррупционная политика организации, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе, например, с одноименным названием – «Антикоррупционная политика (наименование организации)».
Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.
В разработке и реализации антикоррупционной политики как документа следует выделить следующие этапы:
- разработка проекта антикоррупционной политики;
- обсуждение проекта и его утверждение;
- информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике;
- реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер;
- анализ применения антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр.
Из материалов дела следует что прокуратурой г.Новочебоксарска во исполнение приказа прокурора Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» проведена проверка исполнения образовательными организациями требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой в деятельности ответчика МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляна» г.Новочебоксарск ЧР выявлены нарушения требований законодательства о противодействии коррупции в части разработки и принятия мер по предупреждению коррупции.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором г.Новочебоксарска в отношении заведующей МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляна» г.Новочебоксарск ЧР Ш. вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции.
Согласно объяснению заведующей МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляна» г.Новочебоксарск ЧР Ш. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кодекс этики и служебного поведения работников организации не принят, порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов и порядок сотрудничества организации с правоохранительными органами не определен, исполнение действий по недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов не реализовано.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу части 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск (заявление) удовлетворению.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ответчиком представление прокурора об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции не выполнено, то есть допущено бездействие в части неразработки и непринятия мер по предупреждению коррупции незаконным, в связи с чем требование о признании бездействия в части неразработки и непринятия мер по предупреждению коррупции незаконным подлежат удовлетворению.
Требования об обязании в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда разработать и принять меры, направленные на предупреждение коррупции, а именно: разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; разработать порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, и порядок сотрудничества организации с правоохранительными органами; предусмотреть порядок исполнения действий по недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов являются производными от требования о признании бездействия в части неразработки и непринятия мер по предупреждению коррупции незаконным, в связи с чем также подлежат удовлетворению.
При этом суд учитывает только доводы истца, изложенные в исковом заявлении, которые подтверждаются исследованными материалами дела, поскольку ответчик в судебное заседание не явился, иных доказательств в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, подтверждающих погашение задолженности, не представил, осуществив таким образом свои процессуальные права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Признать бездействие Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляна» города Новочебоксарск Чувашской Республики в части неразработки и непринятия мер по предупреждению коррупции незаконным.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляна» города Новочебоксарск Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда разработать и принять меры, направленные на предупреждение коррупции, а именно: разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; разработать порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, и порядок сотрудничества организации с правоохранительными органами; предусмотреть порядок исполнения действий по недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.В. Петрова
Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2018 года.