ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1828/18 от 22.08.2018 Новочебоксарского городского суда (Чувашская Республика)

Дело № 2-1828/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(заочное)

22 августа 2018 года г. Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Петровой А.В.,

при секретаре Николаевой Г.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Новочебоксарск Чувашской Республики к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляна» города Новочебоксарск Чувашской Республики о признании бездействия незаконным, об разработать и принять меры, направленные на предупреждение коррупции,

установил:

Прокурор города Новочебоксарска Чувашской Республики, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнений в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляна» города Новочебоксарск Чувашской Республики (далее - МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляна» г.Новочебоксарск ЧР/ответчик) о признании бездействия в части неразработки и непринятия мер по предупреждению коррупции незаконным, обязании в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда разработать и принять меры, направленные на предупреждение коррупции, а именно: разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; разработать порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, и порядок сотрудничества организации с правоохранительными органами; предусмотреть порядок исполнения действий по недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Требования прокурора мотивированы тем, что организации обязаны разработать и принять меры по предупреждению коррупции, в связи с чем, Министерством труда и социальной защиты РФ 08 ноября 2013 года приняты «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции». Согласно данных рекомендаций, антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов. В разработке и реализации антикоррупционной политики следует выделить три этапа: В разработке и реализации антикоррупционной политики как документа следует выделить следующие этапы: разработка проекта антикоррупционной политики; обсуждение проекта и его утверждение; информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике; реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер; анализ применения антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр. В ходе проведенной прокуратурой проверки в июне 2018 года установлено, что в нарушение требований законодательства МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляна» г.Новочебоксарск ЧР меры, направленные на предупреждение коррупции в соответствии с Методическими рекомендациями в полном объеме не приняты, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации; не определен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, и порядок сотрудничества организации с правоохранительными органами; не реализовано исполнение действий по недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В судебном заседании помощник прокурора Мадюшкин А.А. поддержал требования прокурора и просил их удовлетворить.

Ответчик МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляна» г.Новочебоксарск ЧР, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Извещение ответчику направлено через Почту России по его фактическому месту нахождения, однако, почтовое уведомление возвратилось с отметкой почтовой организации об истечении срока хранения. Следовательно, ответчик отказался от получения заказного письма, направленного в его адрес судом, данное обстоятельство рассматривается судом как надлежащее уведомление. Таким образом, суд признает причину неявки ответчика, надлежаще уведомленного о времени и месте судебного заседания, не уважительной.

Согласно ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика в соответствии со ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного производства.

Неявка ответчика на судебное заседание не может освобождать его от ответственности и нарушать права истца на защиту прав и законных интересов.

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему выводу.

Согласно подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации поручено совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, общероссийскими общественными организациями «Российский союз промышленников и предпринимателей», «Деловая Россия» и «ОПОРА России» подготовить методические рекомендации по вопросам, касающимся предупреждения коррупции, в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции».

В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Согласно ч.1 раздела 1 «Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение подпункта "б" пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Задачами Методических рекомендаций являются:

- информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

- определение основных принципов противодействия коррупции в организациях;

- методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.

В соответствии с ч.3 раздела I Методических рекомендаций, данные Методические рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

Согласно ч.1.1 раздела II Методических рекомендаций ч.1 ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры, рекомендуемые к применению в организациях, содержатся в части 2 указанной статьи.

Разделом IV Методических рекомендаций установлена антикоррупционная политика организации, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе, например, с одноименным названием – «Антикоррупционная политика (наименование организации)».

Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.

В разработке и реализации антикоррупционной политики как документа следует выделить следующие этапы:

- разработка проекта антикоррупционной политики;

- обсуждение проекта и его утверждение;

- информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике;

- реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер;

- анализ применения антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр.

Из материалов дела следует что прокуратурой г.Новочебоксарска во исполнение приказа прокурора Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» проведена проверка исполнения образовательными организациями требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой в деятельности ответчика МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляна» г.Новочебоксарск ЧР выявлены нарушения требований законодательства о противодействии коррупции в части разработки и принятия мер по предупреждению коррупции.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором г.Новочебоксарска в отношении заведующей МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляна» г.Новочебоксарск ЧР Ш. вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции.

Согласно объяснению заведующей МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляна» г.Новочебоксарск ЧР Ш. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кодекс этики и служебного поведения работников организации не принят, порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов и порядок сотрудничества организации с правоохранительными органами не определен, исполнение действий по недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов не реализовано.

Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу части 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии с ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск (заявление) удовлетворению.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ответчиком представление прокурора об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции не выполнено, то есть допущено бездействие в части неразработки и непринятия мер по предупреждению коррупции незаконным, в связи с чем требование о признании бездействия в части неразработки и непринятия мер по предупреждению коррупции незаконным подлежат удовлетворению.

Требования об обязании в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда разработать и принять меры, направленные на предупреждение коррупции, а именно: разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; разработать порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, и порядок сотрудничества организации с правоохранительными органами; предусмотреть порядок исполнения действий по недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов являются производными от требования о признании бездействия в части неразработки и непринятия мер по предупреждению коррупции незаконным, в связи с чем также подлежат удовлетворению.

При этом суд учитывает только доводы истца, изложенные в исковом заявлении, которые подтверждаются исследованными материалами дела, поскольку ответчик в судебное заседание не явился, иных доказательств в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, подтверждающих погашение задолженности, не представил, осуществив таким образом свои процессуальные права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Признать бездействие Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляна» города Новочебоксарск Чувашской Республики в части неразработки и непринятия мер по предупреждению коррупции незаконным.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляна» города Новочебоксарск Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда разработать и принять меры, направленные на предупреждение коррупции, а именно: разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; разработать порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, и порядок сотрудничества организации с правоохранительными органами; предусмотреть порядок исполнения действий по недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья А.В. Петрова

Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2018 года.