2-1828-11 решение изготовлено <дата>.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата> г. Кола.
Кольский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Ковтуновича М.Л., при секретаре Богомоловой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к учреждению "Управление пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области" о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж дающий право на назначение досрочной пенсии по старости и по назначению досрочной пенсии по старости,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Кольском районе указав на то, что в <дата> он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении льготной пенсии по старости. При подаче заявления им были предоставлены документы, подтверждающие его специальный стаж в должности плавсостава на судах морского, речного и флота рыбной промышленности в период с <дата> по <дата>. Решением управления пенсионного фонда в специальный стаж его работы был включен только период с <дата> по <дата>, что составило 5 месяцев 24 дня. В назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием специального стажа работы. При определении его пенсионных прав управлением пенсионного фонда в специальный стаж не был включен период работы:
-с <дата> по <дата> в качестве матроса-моториста на <данные изъяты>, по тем основаниям, что согласно письма администрации порта Мурманск, <данные изъяты> относился к судам прибрежного плавания;
- с <дата> по <дата> в РК "У.", в связи с тем, что в указанный период <данные изъяты> принадлежал к морским судам рыбопромыслового флота и относился к служебно-разьездным катерам портового плавания;
- с <дата> по <дата> в СПК "У.", в связи с тем, что по справке ООО "Б." у истца в указанный период отсутствует льготный стаж работы;
- с <дата> по <дата> в ЗАО "М.", в связи с тем, что <данные изъяты> получило право плавания в прибрежном районе.
Действия пенсионного органа, по исключению названных периодов работы из специального стажа, считает незаконными по тем основаниям, что согласно пп.9 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», в специальный стаж плавсостава не засчитывается только работа: на портовых судах, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения. В спорные периоды он занимал должности относящиеся к плавсоставу. Судно <данные изъяты>, на котором он выполнял свои обязанности, не относилось: к портовым судам, постоянно работающим акватории порта; к служебно-вспомогательным судам; разъездным судам; судам пригородного или внутригородского сообщения. В спорные периоды судно <данные изъяты>, для выполнения работ, выходило за пределы акватории морского порта, что подтверждается справками о плавании и сведениями из судовой роли судна, т.е. данное судно не является судном, постоянно работающим в акватории порта.
Считая выводы, положенные в основу отказа в назначении ему досрочной трудовой пенсии, необоснованными, просит суд обязать ГУ УПФ в Кольском районе назначить ему трудовую пенсию с <дата>.
В судебном заседании ФИО1 иск поддержал, требования уточнил: просит суд обязать ответчика включить в его специальный стаж периоды работы с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> и назначить трудовую пенсию с <дата>.
Представитель третьего лица ЗАО "М." в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежаще. В предыдущем судебном заседании представитель ЗАО "М." Д. просила иск удовлетворить, по тем основаниям, что ЗАО "М.", как собственник судна подтверждает, то что в период с <дата> по настоящее время судно <данные изъяты> не относилось к портовым судам, постоянно работающим акватории порта, к служебно-вспомогательным судам, разъездным судам, судам пригородного или внутригородского сообщения. В связи с этим, весь период работы истца в ЗАО "М." в должностях сменного помощника капитана – сменного механика, подлежит включению в его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Представитель ГУ УПФ РФ в Кольском районе исковые требования не признала указав, что для назначения истцу досрочной трудовой пенсии необходим стаж работы не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения). При обращении в пенсионный орган за назначением по данному основанию пенсии, истец должен был документально подтвердить то, что в спорные периоды его трудовой деятельности, судно <данные изъяты> на котором он выполнял свои трудовые обязанности, не относилось: к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным судам (независимо от района плавания), разъездным судам (независимо от района плавания), судам пригородного и внутригородского сообщения (независимо от района плавания). Поскольку документов подтверждающих данные обстоятельства представлено не было, у пенсионного органа отсутствуют законные основания для включения спорных периодов работы в специальный стаж истца и назначения ему досрочной пенсии. Первичными документами подтвержден специальный стаж ФИО1 5месяцев 24 дня, что в льготном исчислении составляет 8 месяцев 20 дней.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пп.9 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" \далее закон №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно ст. 19 ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение письменного заявления со всеми необходимыми документами.
В судебном заседании установлено, ФИО1 работал: с <дата> по <дата> в <данные изъяты>; с <дата> по <дата> в <данные изъяты> в качестве матроса-моториста <данные изъяты>; с <дата> по <дата> в РК "У." в должностях <данные изъяты>; с <дата> по <дата> в СПК "У." в должностях <данные изъяты>; с <дата> по настоящее время в ЗАО "М." в должностях <данные изъяты>. В указанные периоды, в названных должностях истец исполнял свои трудовые обязанности на судне <данные изъяты>. <дата> он обратился в ГУ УПФ РФ в Кольском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. Решением ГУ УПФ РФ в Кольском районе от <дата>, в специальный стаж ФИО1 включено 5 месяцев 24 дня ( в льготном исчислении 8 месяцев 20 дней). При этом, в специальный стаж необходимый для назначении пенсии, не были включены периоды работы ФИО1: с <дата> по <дата> в качестве <данные изъяты> на <данные изъяты>; с <дата> по <дата> в РК "У."; с <дата> по <дата> в СПК "У."; с <дата> по <дата> в ЗАО "М.". В связи с тем, что требуемый для назначении пенсии стаж должен составлять не менее 12 лет 6 месяцев, ФИО1 было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.
Указанные обстоятельства в судебном заседании подтверждаются объяснениями сторон, а также: материалами пенсионного дела ФИО1, протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от <дата> №, справками о плавании №, архивной справкой №, справкой ООО "Б.", справками ЗАО "М.", справками ОАО "М." №, справкой "Д.", свидетельствами о праве собственности на судно, письмом капитана морского порта Мурманск, письмом и.о. капитана морского порта Мурманск, ксерокопиями из судовой роли, актом № освидетельствования судна, письмом Российского морского регистра судоходства.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд учитывает, что исходя из буквального толкования пп.9 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта "и" пункта 1 статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года.
В судебном заседании сторонами не представлено доказательств, дающих основания для включения в специальный стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периодов работы истца - с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, а именно: доказательств того, что судно <данные изъяты>, на котором истец выполнял свои трудовые обязанности, не относилось к служебно-вспомогательным и разъездным судам.
Так, из представленных суду документов, а именно: справки "Д." от <дата> и справки ЗАО "М." следует, что в указанные периоды истец, на судне <данные изъяты>, выполнял работу постоянно, с полным рабочим днем, в должностях, относящихся к плавсоставу.
Данное обстоятельство в судебном заседании подтверждается материалами дела и не оспаривается представителем ответчика.
Как следует из ст. 7 КТМ РФ, под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.
Под судами рыбопромыслового флота понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.
Морские суда относятся к недвижимым вещам, они подлежат государственной регистрации (ст. 130 ГК РФ).
Регистрация судов осуществляется в Государственном судовом реестре или судовой книге на имя собственника (п.1 ст. 39 КТМ РФ).
В Государственный судовой реестр или судовую книгу вносятся основные сведения о судне, в том числе указывается название судна, его тип, назначение и район плавания (п.2 ст. 39 КТМ РФ).
Присвоение класса судам в соответствии со статьей 24 названного Кодекса удостоверяется классификационными свидетельствами.
Суда, входящие в состав флота порта и выполняющие специфические функции, связанные с его деятельностью, относятся к портовым судам.
Перечень судов, постоянно работающих только в акватории порта, определяется судовладельцем на основании приказов и распоряжений.
Служебно-вспомогательные суда - это суда, выполняющие функции по обслуживанию и обеспечению эксплуатации судов, буксировке плавучих средств, дебаркадеров, судов, других объектов, если эти работы не включены в план перевозки грузов, береговых сооружений и акваторий порта.
В соответствии с Кодексом Торгового мореплавания, эксплуатация морского судна допускается только при наличии у него действующего Классификационного свидетельства, выданного Российским морским регистром судоходства (до 1992 года Регистром СССР).
Согласно сведений ФГУ "Р.", судно <данные изъяты> имеет тип (назначение) –«обслуживающее, разъездное». Согласно сведений Российского морском регистра судоходства, к обслуживающим судам относятся суда, предназначенные для выполнения определенных работ, такие как рабочий катер, разъездной катер, снабженческий катер, посыльное судно, судно противозагрязнения. Разъездной катер предназначен для доставки на судно (или снятия с судна) экипажа, представителей судовладельца, агентов и т.п.. Судно <данные изъяты> по своему назначению имеет основной тип «Обслуживающее», подтип «разъездной катер».
Согласно Классификационных свидетельств, выдаваемых Регистром СССР и Российским морским регистром судоходства, с момента первоначального освидетельствования, а именно с <дата>, судно <данные изъяты> имело тип «Обслуживающее».
Факт принадлежности судна <данные изъяты> к подтипу «разъездной катер» в судебном заседании также подтверждается письмом капитана морского порта Мурманска от <дата>, из которого следует, что в Реестре судов рыбопромыслового флота Северного бассейна по состоянию на <дата>, судно <данные изъяты> отнесено к служебно-разьездным катерам ( лоцманский катер).
Также в свидетельствах о праве собственности на судно <данные изъяты>, в графе тип судна значится «разъездной катер», «обслуживающее судно».
Факт принадлежности судна «Витим» к названному типу в судебном заседании подтверждается и информацией собственника судна ЗАО "М.". Так в интернете, на сайте ЗАО "М." указанны сведения о том, что судно <данные изъяты> является «обслуживающим, разъездным катером». Кроме того, на данном сайте указан перечень выполняемых данным судном работ, который полностью соответствует перечню, выполняемому судами служебно-вспомогательного и разъездного типа.
Таким образом, поскольку в судебном заседании нашел свое полное документальное подтверждение факт принадлежности судна <данные изъяты> с <дата> по настоящее время к типу «обслуживающих, служебно-разъездных судов», суд отказывает ФИО2 в удовлетворении иска о включении периодов работы на данном суде в его специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
ФИО1 в удовлетворении иска о возложении на учреждение "Управление пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области" обязанности по включению периодов работы в специальный стаж дающий право на назначение досрочной пенсии по старости и по назначению досрочной трудовой пенсии по старости – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд в течении 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
.
Судья Ковтунович М.Л.