УИД 59RS0035-01-2022-004229-86
Дело №2-1828/2023 Мотивированное решение изготовлено 06.07.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2023 года г.Пермь
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Рожковой И.П.,
при секретаре Баженовой В.Р.,
с участием представителя ответчика ФИО1,
представителя третьего лица – Министерства социального развития пермского края ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора в интересах ФИО3 и несовершеннолетних ШАА, ШКА, ФИО4 к государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат и компенсаций» о возложении обязанности назначить и выплатить ФИО3 ежемесячную денежную выплату на третьего и последующего детей, предусмотренную постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п,
установил:
Соликамский городской прокурор в интересах ФИО3 и ее несовершеннолетних детей ШАА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ШКА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратился с иском к ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края», в котором просит обязать ответчика назначить и выплатить ФИО3 ежемесячную денежную выплату на третьего и последующих детей, предусмотренную постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п в порядке и размерах, установленных федеральным законодательством.
В обоснование требований указано, что Соликамской городской прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО3 по факту отказа ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций <Адрес>» в назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующего детей, предусмотренной постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-<Адрес>, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующих детей. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в назначении вышеназванной меры социальной поддержки семье ФИО3 отказано с указанием на то, что среднедушевой доход семьи превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты. Проверкой установлено, что при рассмотрении заявлений ФИО3 при расчете ежемесячного дохода гражданина учитывалась предоставленная заявителю льгота по оплате детского сада в виде снижения родительской платы в размере 50% как родителю, имеющему трех и более детей до 18 лет, на основании постановления администрации <Адрес> края №-па от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера родительской платы за оказание муниципальной услуги присмотра и ухода за детьми в МДОУ»; компенсация части родительской платы (в виде уменьшения оплаты) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, на основании постановления <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования». Между тем, предоставляемая семье ФИО3 льгота в виде снижения размера родительской платы за детский сад не относится к компенсационным выплатам, предусмотренным п.п. «д» п.1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, и не может быть учтена при расчете размера среднедушевого дохода гражданина при рассмотрении заявлений граждан о предоставлении мер социальной поддержки, в том числе ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка и последующих детей. В связи с чем проверкой установлено, что при рассмотрении заявления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций <Адрес>» произведен расчет размера среднедушевого дохода семьи ФИО3 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С учетом льготы в виде снижения размера родительской платы за детский сад ежемесячный доход семьи составил <данные изъяты>, соответственно, на 1 человека доход составил <данные изъяты><данные изъяты>, что превышает сумму расчета прожиточного минимума (двукратную величину прожиточного минимума, установленную в <Адрес>, которая составляет <данные изъяты>). Однако, без учета вышеуказанной льготы за детский сад ежемесячный доход семьи ФИО3 составит <данные изъяты> руб., соответственно, на 1 человека доход составит <данные изъяты>, что не превышает сумму расчета прожиточного минимума. Таким образом, расчет размера среднедушевого дохода семьи ФИО3 произведен с нарушением требований законодательства, в связи с чем решение об отказе в предоставлении семье ФИО3 государственной услуги в виде назначения ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка и последующих детей от ДД.ММ.ГГГГ№ принято незаконно. ДД.ММ.ГГГГ городским прокурором в адрес директора ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций <Адрес>» внесено представление об устранении нарушений закона и решении вопроса о назначении ФИО3 ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующих детей, предусмотренной постановлением правительства <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п. ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения представления директором ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций <Адрес>» в удовлетворении требований прокуратуры отказано, в связи с тем, что предоставленная семье ФИО3 льгота в виде снижения размера родительской платы за присмотр и уход является по своей сути денежным эквивалентом полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, включение которого в расчет среднедушевого дохода семьи для определения права на меры социальной поддержки предусмотрено абзацем 11 подпункта «ж» пункта 1 Постановления 512. С данной позицией прокуратура не согласна, поскольку расходы за присмотр и уход за ребенком несет образовательная организация и, соответственно, денежные средства за предоставляемую семьям меру материальной поддержки РФ в виде снижения родительской платы в размерах, установленных нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов из соответствующих бюджетов перечисляются на счет организации, осуществляющей образовательную деятельность. Семьи, получающие такую меру материальной помощи, доходов в натуральной форме, денежной форме и денежном эквиваленте не получают. Кроме того, предоставленное отдельным категориям граждан, в том числе ФИО3 право на снижение родительской платы, предусмотренное Положением о порядке взимания родительской платы за оказание муниципальной услуги «Присмотр и уход» в муниципальных образовательных учреждениях Соликамского городского округа, реализующих образовательную программу дошкольного образования, утвержденным постановлением администрации <Адрес> края №-па от ДД.ММ.ГГГГ, а также компенсация части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории <Адрес> в соответствии с постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п не могут признаваться льготой либо социальной гарантией в соответствии с требованиями законодательства, следовательно, не относятся с требованиям, предусмотренным п. «ж» Постановления № и не могут учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи. Таким образом, предоставленная семье ФИО3 мера поддержки в виде снижения размера платы за детский сад не является ни льготой, ни социальной гарантией, ни компенсационной выплатой, соответственно, не может быть учтена в качестве дохода при расчете ежемесячного дохода гражданина при определении нуждаемости в мерах социальной поддержки – ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующих детей.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица в порядке ст.43 ГПК РФ привлечен ФИО5 (л.д.2).
Определением суда в протокольной форме от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица в порядке ст.43 ГПК РФ привлечено Министерство социального развития Пермского края (л.д.152-153).
Представитель истца в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (л.д.154).
ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (л.д.157).
Представитель ответчика в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д.143-144).
Третье лицо – ФИО5 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.156).
Представитель третьего лица – Министерства социального развития Пермского края в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.160-162).
Выслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы искового заявления, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" постановлением Правительства Пермского края от 19.11.2018 N 712-п был утвержден Порядок и условия оказания финансовой поддержки нуждающимся семьям в случае рождения в 2019-2022 годах третьего ребенка или последующих детей" (Далее – Порядок), действовавший по состоянию на дату обращения ФИО3 с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующего детей.
Согласно п.1.4 Порядка, ежемесячная денежная выплата назначается одному из родителей, обратившемуся за назначением ежемесячной денежной выплаты (далее - заявитель), проживающему совместно с ребенком, в связи с рождением которого возникло право на ежемесячную денежную выплату.
Ежемесячная денежная выплата предоставляется семьям, среднедушевой доход которых не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Пермском крае на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты рассчитывается за 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за указанный расчетный период на число членов семьи.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
В соответствии с п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров (подпункт «д»); денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (подпункт «ж»).
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обращалась в ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» с заявлениями о назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующих детей (л.д.22-28, 31-34, 37-47).
Письмами ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 (л.д.21, 29, 35) в предоставлении государственной услуги отказано, указано об отсутствии права на получение ежемесячной выплаты, в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над двукратной величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Установлено, что при рассмотрении заявлений ФИО3 при расчете ежемесячного дохода учитывалась предоставленная заявителю льгота по оплате детского сада в виде снижения родительской платы в размере 50% как родителю, имеющему трех и более детей до 18 лет, на основании постановления администрации <Адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № №-ПА «Об установлении размера родительской платы за оказание муниципальной услуги присмотра и ухода за детьми в МДОУ»; компенсация части родительской платы (в виде уменьшения оплаты) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, на основании постановления Правительства Пермского края от 01.08.2018 №444-п «О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования».
В соответствии с ч.2 ст.65 Федерального закона от 29.0.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.
Согласно ч.5 ст. ст.65 Федерального закона от 29.0.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.
Постановлением Правительства Пермского края от 01.08.2018 №444-п утверждены Правила предоставления компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (Далее – Правила).
Правила устанавливают порядок обращения родителей (законных представителей) за компенсацией части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Пермского края, и порядок ее предоставления.
В соответствии с п.1.4 Правил, родителям (законным представителям) детей, впервые зачисленных в образовательную организацию, компенсация предоставляется в случае нуждаемости, за исключением родителей (законных представителей) детей, зачисленных в образовательную организацию после отчисления из другой образовательной организации, предоставлявшей компенсацию без учета критериев нуждаемости.
Согласно п.1.6 Правил компенсация предоставляется в следующих размерах: 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее - средний размер родительской платы), - на первого ребенка в семье; 50% среднего размера родительской платы - на второго ребенка в семье; 70% среднего размера родительской платы - на третьего и каждого последующего ребенка в семье.
В соответствии с п.3.4 Правил при снижении размера родительской платы за присмотр и уход за ребенком учредителем образовательной организации размер компенсации уменьшается пропорционально размеру такой родительской платы.
Согласно п.3.5 Правил при начислении родительской платы за присмотр и уход за ребенком в муниципальной образовательной организации сумма родительской платы за присмотр и уход за ребенком в текущем месяце уменьшается на сумму компенсации, начисленной за предыдущий месяц, за который внесена родительская плата за присмотр и уход за ребенком. В случае если сумма компенсации за предыдущий месяц превышает сумму начисленной родительской платы за присмотр и уход за ребенком в текущем месяце, оставшаяся сумма компенсации предоставляется в следующем месяце.
Постановлением администрации г.Соликамска Пермского края №-па от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке взимания родительской платы за оказание муниципальной услуги «Присмотр и уход» в муниципальных образовательных учреждениях Соликамского городского округа, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Разделом 3 указанного Положения установлен порядок снижения и (или) освобождения от взимания родительской платы.
В соответствии с п.3.3 Положения к категориям граждан, имеющим право на снижение родительской платы на 50% относятся: родители (законные представители), имеющие трех и более несовершеннолетних детей, а также детей-близнецов дошкольного возраста (п.п.3.3.1).
Проанализировав положения приведенных выше норм права, суд приходит к выводу, что предоставляемое ФИО3 право на снижение родительской платы, предусмотренное Положением о порядке взимания родительской платы за оказание муниципальной услуги «Присмотр и уход» в муниципальных образовательных учреждениях Соликамского городского округа, реализующих образовательную программу дошкольного образования, утвержденным постановлением администрации г.Соликамска Пермского края №-па от ДД.ММ.ГГГГ, а также компенсация части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Пермского края, в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 01.08.2018 №444-п в виде уменьшения родительской платы на сумму компенсации, начисленной за предыдущий месяц, за который внесена родительская плата за присмотр и уход за ребенком, являются по своею сути льготой, поскольку предоставляется отдельным категориям граждан, соответственно, при расчете размера среднедушевого дохода при рассмотрении заявлений ФИО3 о назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующего детей, указанная льгота, в соответствии с подп. «ж» п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" обоснованно учтена ответчиком в денежном эквиваленте.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что размер среднедушевого дохода семьи ФИО3 с учетом льготы в виде снижения размера родительской платы за детский сад превысил сумму расчета прожиточного минимума, оснований для возложения на ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» обязанности назначить и выплатить ФИО3 ежемесячную денежную выплату на третьего и последующего детей, предусмотренную постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Соликамского городского прокурора в интересах ФИО3 и несовершеннолетних ШАА, ШКА, ФИО4 к государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат и компенсаций» о возложении обязанности назначить и выплатить ФИО3 ежемесячную денежную выплату на третьего и последующего детей, предусмотренную постановлением Правительства Пермского края от 19.11.2018 №712-п, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий – п/п
Копия верна. Судья- И.П.Рожкова
Подлинник настоящего судебного акта находится в материалах гражданского дела № 2-392/2023 Ленинского районного суда г.Перми.