Дело №2-1829/2016
Решение в окончательной форме
принято 23.12.2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2016 года г. Карасук
Карасукский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Косолаповой В.Г.,
с участием прокурора Вакорина М.О.,
представителя ответчика ФИО1,
действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Лиждвой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ФИО3 района Новосибирской области, действующего в защиту интересов ФИО2, к администрации ФИО3 района Новосибирской области об обязании признать малоимущей, поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор ФИО3 района Новосибирской области обратился в суд в защиту интересов ФИО2 с иском к администрации ФИО3 района Новосибирской области об обязании признать малоимущей, поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой ФИО3 района проведена проверка по обращению ФИО2 по вопросу нарушения администрацией ФИО3 района жилищного законодательства Российской Федерации. В результате проверки установлено, что при расчете располагаемого дохода и потребности в средствах на приобретение жилья ФИО2 в качестве имущества, находящегося в ее собственности, были учтены жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Согласно справочной информации по объектам недвижимости, полученной администрацией района на сайте Государственного кадастра недвижимости в режиме online, кадастровая стоимость жилого дома № по <адрес> составляет <данные изъяты>. Вместе с тем, в результате проверки установлено, что в формулу расчета располагаемого дохода и потребности в средствах на приобретение жилья ФИО2 был включен не размер налоговой базы, то есть, кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади жилого дома ФИО2, как установлено п.3.2. Порядка, а полностью кадастровая стоимость жилого дома – <данные изъяты>., в связи с чем, общая стоимость имущества ФИО2 составила <данные изъяты>. (кадастровая стоимость жилого дома <данные изъяты> + кадастровая стоимость земельного участка <данные изъяты>). Таким образом, при расчете располагаемого дохода и потребности в средствах на приобретение жилья ФИО2 была допущена ошибка в связи с чем, потребность в средствах на приобретение жилья заявителя установлена неверно. В ходе проведенной проверки также установлено, что налоговая база жилого помещения, принадлежащего ФИО2, составляет <данные изъяты>. На основании указанного расчета администрацией района был направлен отказ ФИО2 в признании ее малоимущей, что повлекло для нее лишение основания для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Также в ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заключением об оценке соответствия помещений требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания в результате повреждений, свидетельствующих об исчерпании несущей способности основных конструкций, полученных в связи с въездом в дом грузового автомобиля под управлением 1
Истец просит обязать ответчика признать ФИО2 малоимущей, поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Исковые требования истец основывает на положениях ст.ст.49,51 Жилищного кодекса РФ, ст.403 Налогового кодекса РФ, ст.ст.2,10 Закона Новосибирской области от 04.11.2005 г. №337-ОЗ «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма», ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
В судебном заседании прокурор Вакорин М.О. исковые требования поддержал в полном объёме, просил иск удовлетворить.
Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика, администрации ФИО3 района Новосибирской области ФИО1, исковые требования прокурора ФИО3 района не признала. Кроме того представила письменное возражение на исковое заявление, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в администрацию ФИО3 района Новосибирской области с заявлением на признание малоимущей, указав перечень всех своих доходов, в том числе кадастровую стоимость недвижимого имущества. Специалистом администрации был произведен письменный расчет располагаемого дохода и потребности в средствах на приобретение жилья ФИО2 По результатам произведенных расчетов и согласно п.1 ст.8 ОЗ №337 комиссией по признанию граждан малоимущими было установлено, что ФИО2 не является малоимущей, так как располагаемый доход выше потребности в средствах на приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 был направлен ответ за исх. № о том, что ей отказано в признании ее малоимущей. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию ФИО3 района поступило представление прокурора ФИО3 района об устранении нарушений законодательства. Во исполнение внесенного представления ДД.ММ.ГГГГ специалистом администрации района был сделан запрос в УФМС России по Новосибирской области о предоставлении сведений о стоимости жилого дома по адресу <адрес> в размере налоговой базы. УФМС представила информацию о том, что кадастровая стоимость указанного жилого дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>., которая является налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц. Однако в последующем прокурором в адрес УФМС было направлено требование о предоставлении информации о том, какая сумма налоговой базы будет учитываться при исчислении налога на имущество физических лиц ФИО2 в отношении ее жилого дома. На что УФМС был предоставлен ответ, противоположный ответу, представленному администрации. В связи с противоречивой информацией о стоимости имущества ФИО2, администрацией района был сделан запрос министру юстиции Новосибирской области о даче разъяснений какую все-таки стоимость имущества необходимо учитывать при расчете располагаемого дохода и потребности в средствах на приобретение жилья. Дан ответ о том, что Минюст Новосибирской области не уполномочен давать разъяснения. Был повторно направлен запрос в УФМС о предоставлении стоимости дома ФИО2 в размере налоговой базы, на что получен такой же ответ, какой был предоставлен по требованию прокурора. Администрацией на имя Губернатора Новосибирской области было направлено письмо с предложением о приведении в соответствие Порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, для расчета располагаемого дохода и расчета стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи для расчета потребности в средствах на приобретение жилья в целях признания гражданина малоимущим на территории Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 26.12.2005г. №, с положениями Налогового кодекса РФ. 17.10.2016г. постановлением Губернатора Новосибирской области №216 в вышеуказанное постановление внесены соответствующие изменения. С 01.01.2015г. размер налоговой базы определяется исходя из кадастровой стоимости, таким образом, соответствующие изменения необходимо было внести в Порядок еще в январе 2015г. соответственно, определенные нормы Порядка на момент обращения ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ) уже противоречили действующему Федеральному законодательству. Кроме того, исходя из положений ст.52 Жилищного кодекса РФ вопросы о признании малоимущим и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях носят заявительный характер и рассматриваются на основании отдельных заявлений и пакета документов, представленных конкретным гражданином. С заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ФИО2 в администрацию ФИО3 района не обращалась, а принять на учет без заявления ФИО2 и соблюдения порядка, предусмотренного жилищным законодательством администрация ФИО3 <адрес> не может. Представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований прокурора ФИО3 района в интересах ФИО2 отказать.
Суд, выслушав прокурора, истца, представителя ответчика – администрации ФИО3 района, исследовав материалы дела, находит исковые требования прокурора ФИО3 района, действующего в защиту интересов ФИО2, подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Согласно ч.ч.1 и 2 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч.ч.1 и 3 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ст.2 Закона Новосибирской области от 04.11.2005 г. №337-ОЗ «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма» право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют следующие категории граждан: граждане, признанные малоимущими в порядке, установленном жилищным законодательством, для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, - по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации; …
Согласно п.6 ст.10 Закона Новосибирской области от 04.11.2005 г. №337-ОЗ «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма» порядок определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, определяется Губернатором Новосибирской области.
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 26.12.2005 г. №678 (ред. от 17.10.2016 г.) утвержден Порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, для расчета располагаемого дохода и расчета стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, для расчета потребности в средствах на приобретение жилья в целях признания гражданина малоимущим на территории Новосибирской области.
Согласно п.3.1 указанного Порядка при определении материального положения членов семьи или одиноко проживающего гражданина на основании данных органов государственного кадастрового учета или налоговых органов по месту жительства граждан учитывается следующее имущество, находящееся в собственности всех членов семьи, любого из членов семьи или одиноко проживающего гражданина:
3.1.1. Жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, облагаемые налогом на имущество физических лиц.
3.1.2. Имущество, являющееся объектом обложения транспортным налогом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
3.1.3. Земельные участки.
3.2. Имущество, указанное в пунктах 3.1.1 и 3.1.3, учитывается в размере кадастровой стоимости.
3.3. Имущество, указанное в пункте 3.1.2, учитывается по рыночной стоимости.
Согласно ч.5 ст.403 НК РФ налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.
В судебном заседании установлено, что заключением об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией принято заключение о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего ФИО2, непригодным для проживания в результате повреждений.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в администрацию ФИО3 района Новосибирской области с заявлением о признании ее малоимущей, указав, что она имеет следующее имущество: жилой дом кадастровой стоимостью <данные изъяты> и земельный участок стоимостью <данные изъяты>.
Согласно расчету располагаемого дохода и потребности в средствах на приобретение жилья ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО2 не является малоимущей, так как располагаемый доход выше потребности в средствах на приобретение жилья. Соответствующий ответ дан ФИО2 администрацией ФИО3 района ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором ФИО3 района главе ФИО3 района внесено представление с требованием вернуться к рассмотрению заявления ФИО2 о признании ее малоимущей. В обоснование представления указано, что при расчете располагаемого дохода и потребности в средствах на приобретение жилья ФИО2 в качестве имущества, находящегося в ее собственности были учтены жилой дом и земельный участок по <адрес>. В формулу расчета располагаемого дохода и потребности в средствах на приобретение жилья ФИО2 был включен не размер налоговой базы, то есть кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади жилого дома ФИО2, а полностью кадастровая стоимость жилого дома - <данные изъяты>., таким образом, допущена ошибка.
Согласно ответу администрации ФИО3 района на указанное представление прокурора МИФНС России №14 по Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ предоставила информацию о стоимости принадлежащего ФИО2 жилого дома, кадастровая стоимость которого составляет <данные изъяты>., в связи с чем основания учитывать иную стоимость имущества, отсутствуют.
Вместе с тем, из информации представленной ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России №14 по Новосибирской области в прокуратуру ФИО3 района следует, что согласно ст.403 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома. Налоговая база для исчисления налога на имущество физических лиц за 2015 год на жилой дом по <адрес> согласно вышеуказанного Закона будет равна <данные изъяты>, так как общая площадь данного жилого дома составляет <данные изъяты> квадратных метров с кадастровой стоимостью <данные изъяты> меньше установленной величины кадастровой стоимости 50 квадратных метров. Ответ аналогичного содержания дан налоговым органом администрации ФИО3 района ДД.ММ.ГГГГ.
На основании обращения администрации ФИО3 района постановлением Губернатора Новосибирской области от 17.10.2016г. №216 в постановление Губернатора Новосибирской области от 26.12.2005г. №678 внесены изменения, а именно пункт 3.2. Порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, для расчета располагаемого дохода и расчета стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, для расчета потребности в средствах на приобретение жилья в целях признания гражданина малоимущим на территории Новосибирской области изложен в новой редакции - «имущество, указанное в пунктах 3.1.1 и 3.1.3. учитывается в размере кадастровой стоимости».
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент обращения ФИО2 в администрацию ФИО3 района с заявлением о признании ее малоимущей, пункт 3.2 казанного Порядка предусматривал, что имущество, указанное в пунктах 3.11. и 3.1.1 учитывается в размере налоговой базы. Исходя из данного положения, которое фактически противоречило нормам ч.5 ст.403 Налогового кодекса РФ и был произведен расчет потребности ФИО2 в средствах на приобретение жилья. Таким образом, довод искового заявления о допущенной ответчиком ошибке при выполнении расчета является обоснованным. Суд также обращает внимание на то, что на момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ в администрацию ФИО3 района ФИО2 имела доход в виде пенсии в размере <данные изъяты>., являлась собственником жилого дома по <адрес>, иного имущества не имела, что подтверждается справками УПФР в Карасуком районе Новосибирской области, филиала №15 ГУ Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, МОТН и РАМТС ГИБДД №7 ГУ МВД России по Новосибирской области, справочной информацией по объектам недвижимости.
Кроме того в судебном заседании были допрошены специалисты 2 и 3, являющиеся сотрудниками <данные изъяты>. Из пояснений указанных лиц следует, что согласно положениям ст.403 Налогового кодекса РФ кадастровая стоимость жилого дома, принадлежащего ФИО2 за 2015год будет равна <данные изъяты>, так как площадь дома составляет <данные изъяты> кв.м. Кроме того 2 пояснила, что при подготовке первоначального ответа на запрос администрации ФИО3 района ею информация была подготовлена не в полном объеме, она указала налоговую базу без учета уменьшения кадастровой стоимости на 50 процентов.
Довод представителя ответчика о том, что 17.10.2016г. в вышеуказанное Положение были внесены изменения, не может повлиять на выводы суда, поскольку на момент обращения ФИО2 с заявлением о признании ее малоимущей, нормы указанного Положения противоречили нормам Налогового кодекса РФ и не могли быть применены в силу верховенства Налогового кодекса над указанным нормативно-правовым актом.
При изложенных обстоятельствах исковые требования прокурора в части обязания ответчика признать ФИО2 малоимущей суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Оснований для удовлетворения требований прокурора в части обязания ответчика поставить ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении суд не усматривает исходя из следующего.
Согласно ст.52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Как установлено в судебном заседании, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ФИО2 в администрацию ФИО3 района не обращалась. При изложенных обстоятельствах при отсутствии такого заявления у ответчика не имеется оснований для решения вопроса о постановке истца на данный учет. Таким образом, в данной части исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п.9 и п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора ФИО3 района Новосибирской области, действующего в защиту интересов ФИО2, удовлетворить частично.
Обязать администрацию ФИО3 района Новосибирской области признать ФИО2 малоимущей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Карасукский районный суд Новосибирской области.
СУДЬЯ: ПОДПИСЬ
КОПИЯ ВЕРНА
СУДЬЯ ФИО3 РАЙОНОГО СУДА
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В.Г. КОСОЛАПОВА