ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1829/2021 от 17.03.2022 Самарского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Самарский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Коваленко О.П.,

при секретаре Канаевой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-84/2022 по иску Чебаршина С.В., Чебаршиной Д.С., Лобадюка Э.В., Кривошеевой Л.С. к Департаменту градостроительства г.о. Самара, Департаменту управления имущества г.о. Самара, администрации г.о. Самара, Порунову Д.А., Порунову А.Д., Деревягиной Л.Г., Дерявягину А.М., Кривошеевой М.А. об установлении границ земельного участка и признании права общей долевой собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара, в котором просили установить границы земельного участка, площадью 838 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, занимаемого многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленной ООО «Землеустроительная компания Горжилпроект»; признать за истцами права общей долевой собственности на земельный участок, площадью 838 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, занимаемого многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>.

В обоснование иска указали, что истцы являются собственниками <адрес> на 1 этаже, площадью 65,5 кв.м, в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации, договорами приватизации жилого помещения. Указанный многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке, площадью 838 кв.м., о чем имеется схема расположения земельного участка, изготовленная по результатам межевания ООО «Землеустроительная компания Горжилпроект». Постановлением Главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект межевания, документация по планировке территории в границах, в том числе земельного участка истцов по <адрес>. Истцы обратились к ответчику в целях реализации прав собственников квартиры, руководствуясь ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. п. 3, 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", и просили сформировать земельный участок, площадью 838 кв.м, согласно указанной схемы, на котором расположен указанный многоквартирный дом, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Департамента градостроительства г.о. Самара решения по данному решению истцов не принято. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти органами местного самоуправления. Ссылаясь на нарушенные права, просили иск удовлетворить.

Определениями суда в качестве ответчиков привлечены Департамент управления имущества г.о. Самара, администрация г.о. Самара, Порунов Д.А., Порунов А.Д., Деревягина Л.Г., Дерявягин А.М., Кривошеева М.А.

Истец Чебаршин С.В. в судебном заседании иск поддержал, просил его удовлетворить по изложенном в иске основаниям.

Истцы Чербашина Д.С., Лобадюк Э.В., Кривошеева Л.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Ответчик Кривошеева М.А. в судебном заседании иск признала.

Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара иск не признала, просила в иске отказать по доводам, изложенным в возражениях.

Представитель Департамента управления имущества г.о. Самара, администрации г.о. Самара иск не признал, просил в иске отказать, поскольку правовых оснований для его удовлетворения не имеется..

Ответчики Порунов Д.А., Порунов А.Д., Деревягина Л.Г., Дерявягин А.М. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель ООО «Альфа-стиль» по доверенности оставила рассмотрение вопроса об удовлетворении иска на усмотрение суда, указав, что истцами избран ненадлежащий способ защиты своего права.

Представитель третьего лица Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск и просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав явившиеся стороны, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истцы являются собственниками квартиры на 1 этаже, площадью 65.5 кв.м, в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации, договорами приватизации жилого помещения, а также Выписками из ЕГРН.

Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу в течение 6 месяцев со дня исполнения обязанности Департаментом управления имуществом г.о. Самара в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить другие жилые помещения гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В качестве основания возникновения прав на испрашиваемый земельный участок истцы указывают на то, что они являются собственниками квартиры в многоквартирном доме (далее - МКД), расположенном на данном земельном участке, и в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" имеют право на бесплатное предоставление земельного участка под многоквартирным домом.

В силу ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность (момент возникновения права общей долевой собственности на него) собственников помещений в многоквартирном доме связан с наступлением определенного события - осуществления государственного кадастрового учета такого земельного участка. При этом принятие каких-либо решений со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления не требуется, что также подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П.

Вместе с тем, обращаясь с названным иском, истцы не учли, что земельный участок под спорным многоквартирном жилом домом, расположенном по адресу: <адрес>, уже сформирован, площадью 323 кв.м, поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером и перешел в общую долевую собственность собственников квартир данного дома.

Согласно статье 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

-из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

-из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу;

-в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

-в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений;

-для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

В соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ, элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы.

Из положений части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ следует, что решения о подготовке документации по планировке территории (проекта межевания территории) принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления.

Согласно части 8 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими и юридическими лицами за счет их средств.

В настоящее время многоквартирный жилой <адрес> расположен в границах элемента планировочной структуры, в отношении которой Администрацией городского округа Самара принято постановление от 09.07.2018 № 526 «Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) в границах улиц Комсомольской, Водников, Венцека, Алексея Толстого в Самарском районе городского округа Самара».

В рамках указанной документации был образован земельный участок площадью 2135,0 кв. м с видом разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», расположенный под домами <адрес>.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьями 5.1 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

Как следует, из статьи 3.1 постановления Администрации городского округа Самара от 05.09.2019 № 654 «Об утверждении порядка подготовки документации по планировке территории городского округа Самара и Порядка принятия решения об утверждении документации по планировке территории городского округа Самара» внесение изменений в утвержденную документацию по планировке территории, в том числе путем утверждения ее отдельных частей, осуществляется в том же порядке, что при подготовке документации по планировке территории и принятии решения о ее утверждении. В случае внесения изменений в документацию по планировке территории путем утверждения ее отдельных частей общественные обсуждения (публичные слушания) проводятся применительно к таким утверждаемым частям.

Таким образом, в соответствии с вышеизложенными правовыми нормами, в целях изменения площади земельного участка истцы имеют право обратиться в муниципальный орган с заявлением о внесении изменений в утвержденную документацию по планировке территории, в том числе путем утверждения ее отдельных частей. Истцами данная процедура проведена не была.

На основании вышеизложенного, суд не вправе подменять уполномоченные органы местного самоуправления в принятии решения по вопросу установления границ, то есть фактически образовать земельный участок.

Согласно пункту 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в настоящее время по правилам КАС РФ) действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

Истцы с административным иском об оспаривании действий (бездействия) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории, в суд также не обращались.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Исходя из положений, указанных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П, а также в пунктах 66 и 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", можно сделать вывод о том, что в нормах пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации подразумевается земельный участок, на котором расположен один многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Как следует из возражений ответчика и представленной выкопировки из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, при построении земельного участка площадью 838 кв. м в координатах, указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленной ООО «Землеустроительная компания Горжилпроект», согласно, в его границах находится соседний многоквартирный жилой дом, имеющий адрес: <адрес>.

Таким образом, испрашиваемый земельный участок не отвечает признакам земельного участка, предназначенного для обслуживания только одного многоквартирного дома.

Кроме того, истцами также заявлено требование о признании права общей долевой собственности на земельный участок площадью 838 кв. м.

В соответствии с вышеприведенной частью первой 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Истцы обратились в Департамент по вопросу образования земельного участка площадью 838 кв. м (согласно прилагаемой схеме), расположенного под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, земельный участок под домом № <адрес> уже образован, в связи с чем, оснований для повторного образования земельного участка под одним и тем же многоквартирным домом не имелось.

Кроме того, испрашиваемая площадь земельного участка в размере 838,0 кв. м превышает его площадь согласно данным, указанным в ЕГРН (323 кв. м). При этом истцами не представлены документы в обоснование производимого увеличения площади земельного участка. Согласно инвентарному делу на многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, земельный участок в заявленном истцами размере 838 кв.м ни истцам, ни правопредшественникам истцов не предоставлялся на каком-либо вещном праве.

Фактическое использование и увеличение площади земельного участка до 838,0 кв. м не свидетельствует о возникновении у истцов права собственности на данный участок, а является самозахватом земельного участка.

Учитывая изложенное, правовых оснований для признания права общей долевой собственности на испрашиваемый земельный участок у суда не имеется.

Доводы истцов о необходимости снятия земельного участка, площадью 323 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0812002:504, расположенного под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, лит. АВЕУ, суд не принимает во внимание.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) предусмотрены следующие основания для снятия с кадастрового учета земельного участка:

-земельный участок, учтенный в установленном законодательством РФ порядке до 1 марта 2008 года, в случае если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (ч. 3 ст. 70 Закона № 218-ФЗ);

-земельный участок, предоставленный в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших такой земельный участок, при государственной регистрации прекращения договора безвозмездного пользования таким земельным участком в связи с отказом гражданина от договора безвозмездного пользования земельным участком (до ДД.ММ.ГГГГ) (ч. 3.1 ст. 70 Закона № 218-ФЗ);

-если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка не осуществлена государственная регистрация права собственности РФ, права собственности субъекта РФ, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления (за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства) (ч. 15 ст. 41 Закона № 218-ФЗ);

-изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ч. ч. 10, 11 ст. 60 Закона № 218-ФЗ);

-лесной участок, если в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на иные земельные участки будет установлено, что лесной участок находится в пределах границ иных земельных участков или сведения о его площади совпадают со сведениями о площади иного земельного участка на девяносто пять и более процентов (ч. 11 ст. 60.2 Закона № 218-ФЗ).

Истцами не представлено в материалы дела документов, подтверждающих наличие какого-либо законного основания для снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учета.

Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 323 кв. м, занимаемый многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ стоит на кадастровом учете с кадастровым номером , и с момента постановки на кадастровый учет данный земельный участок находится в общей долевой собственности, в том числе истцов.

Согласно письму Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ «О направлении Письма Минэкономразвития России от 21.06.2019 № Д23и-20897» (вместе с письмом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с государственного кадастрового учета земельных участков») при поступлении в орган регистрации прав информации о том, что на земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до ДД.ММ.ГГГГ и сведения о правообладателе которого отсутствуют в ЕГРН, право возникло в силу федерального закона, такой земельный участок не подлежит снятию с государственного кадастрового учета в порядке, установленном частью 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ.

Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для снятия земельного участка с кадастрового учета. Кроме того, данная процедура осуществляется уполномоченным органом государственной власти - Управлением Росреестра по Самарской области, с заявлением в который истцы о снятии земельного участка также не обращались. Между тем, суд не вправе подменять уполномоченные органы государственной власти в принятии решения по вопросам, находящимся в их компетенции.

Из содержания статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения *«л и изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

По смыслу названной нормы, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов заинтересованных лиц.

При этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса должно доказать, что его право или интерес, действительно, нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению.

Надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который сам по себе способен привести к восстановлению нарушенных прав и отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости.

В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие в соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса РФ правовые основания для снятия с кадастрового учета земельного участка, площадью 323 кв.м, с кадастровым номером , установления границ земельного участка по адресу: <адрес>, в заявленном размере и возникновения права собственности истцов на земельный участок площадью 838 кв. м.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, истцами избран ненадлежащий способ защиты права в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Чебаршина С.В., Чебаршиной Д.С., Лобадюка Э.В., Кривошеевой Л.С. об установлении границ земельного участка и признании права общей долевой собственности на земельный участок отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24.03.2022.

Судья О.П. Коваленко