ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-182/15 от 26.05.2015 Бакчарского районного суда (Томская область)

Дело № 2-182/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Бакчар Томской области 26 мая 2015 года

Бакчарский районный суд Томской области в составе:

председательствующего – судьи Шатохина В.В., при секретаре Ясюкевич Е.И., с участием:

старшего помощника прокурора Бакчарского района Томской области СаенкоА.Ю.,

ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бакчарского района Томской области в интересах муниципального образования «Бакчарский район» к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании полученных бюджетных средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бакчарского района Томской области, действуя в интересах муниципального образования «Бакчарский район», обратился в суд с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 полученных в виде субсидии бюджетных средств.

Обосновывая своё заявление, прокурор указал, что между Администрацией Бакчарского района Томской области и победителем районного конкурса предпринимательских проектов «Новая смена» ДД.ММ.ГГГГ индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключен договор о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ(далее - договор). В соответствии с данным договором Администрация Бакчарского района предоставила за счет средств местного бюджета субсидию ФИО1 в размере в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части затрат, направленных на приобретение основных средств (не менее %) и иные затраты, в рамках реализации предпринимательского проекта «Организация деятельности по разведению соболя. Сибирский соболь», а ФИО1 обязался обеспечить реализацию указанного предпринимательского проекта в соответствии с основными финансово-экономическими показателями предпринимательского проекта. Сумма субсидии в размере перечислена индивидуальному предпринимателю ФИО1 платёжным поручением от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложению к договору основными финансово-экономическими показателями проекта являются наличие в ДД.ММ.ГГГГ двух рабочих мест (с учетом индивидуального предпринимателя) со средней заработной платой на конец реализации проекта ежемесячно. Календарный план проекта предусматривал приобретение материалов и строительство клеток (ДД.ММ.ГГГГ), прием наемного работника ДД.ММ.ГГГГ), отлов и приобретение соболей (ДД.ММ.ГГГГ), уход за животными. В соответствии договором получатель обязан был предоставлять ежеквартальные (промежуточные) отчеты о ходе реализации проекта и итоговый отчет о завершении выполнения предпринимательского проекта. Согласно пункту договора в случае неисполнения получателем субсидии основных финансово-экономических показателей предпринимательского проекта, предусмотренных приложением , получатель обязуется в течение 10 календарных дней возвратить организатору сумму субсидии, полученную по настоящему договору. Вместе с тем установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 не исполнил финансово-экономические показатели проекта. Отчеты о выполнении предпринимательского проекта им предоставлены только за первые ДД.ММ.ГГГГ, за четвертый квартал отчет не представлен. Не исполнены условия предоставления и использования субсидии, в том числе основные финансово-экономические показатели и календарный плана проекта, что в соответствии с пунктом 45 Положения о конкурсе предпринимательских проектов субъектов малого и среднего предпринимательства «Новая смена», утвержденного постановлением Администрации Бакчарского района от 11.08.2010 № 505, и пунктом 6.1 договора является основанием для возврата всей суммы субсидии в размере в бюджетную систему Российской Федерации.

Прокурор просит суд взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в бюджет муниципального образования «Бакчарский район» денежные средства в размере 225000 рублей, полученные им в качестве субсидии.

В судебном заседании старший помощник прокурора Саенко А.Ю. требования прокурора поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Истец администрация муниципального образования «Бакчарский район Томской области», будучи извещённой о времени и месте судебного разбирательства дела, своего представителя в судебное заседание не направила.

Ответчик ФИО1 в начале судебного заседания признал исковые требования частично, ссылаясь на то, что из средств полученной субсидии он платил налоговые отчисления, израсходовал часть средств на постройку вольеров для содержания животных. Пояснил также, что текст договора изучил невнимательно и не понял пункта договора, в котором сказано, что в случае неисполнения финансово-экономических показателей проекта он будет обязан вернуть в бюджет района всю сумму субсидии полностью. По окончании рассмотрения дела по существу ФИО1 иск признал полном объеме, о чём представил письменное заявление.

В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации Бакчарского района Томской области.

Рассмотрев дело, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) устанавливает, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии из местного бюджета названным лицам предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий указанным лицам, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

В силу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу части 2 указанной статьи средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе на ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки), предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В период предоставления субсидии ФИО1 действовали Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 № 178.

В Томской области была принята государственная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2011- 2014 годов», утвержденная Постановлением Администрации Томской области от 25.11.2010 № 232а.

Во исполнение данного постановления принято Постановление Администрации Томской области от 17.06.2011 № 186а «О предоставлении из областного бюджета субсидий местным бюджетам муниципальных образований Томской области в целях поддержки муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства».

Постановлением Администрации Бакчарского района от 04.04.2011 №156 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Бакчарский район» на 2011-2014 годы».

В целях реализации указанной программы постановлением Администрации Бакчарского района от 11.08.2010 № 505 утверждено Положение о конкурсе предпринимательских проектов субъектов малого и среднего предпринимательства «Новая смена».

Согласно пункту 45 данного Положения победитель конкурса обязан вернуть субсидию в случае неисполнения условий предоставления и использования субсидии, в том числе основных финансово-экономических показателей и (или) календарного плана проекта.

Из материалов дела следует, что между Администрацией Бакчарского района и победителем районного конкурса предпринимательских проектов «Новая смена» 2013 года индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключен договор о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ(далее – договор).

В соответствии с пунктом 1.1 данного договора Администрация Бакчарского района обязалась предоставить С.Д.СБ. за счет средств местного бюджета субсидию в сумме в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части затрат, направленных на приобретение основных средств (не менее %) и иные затраты, в рамках реализации предпринимательского проекта «Организация деятельности по разведению соболя. Сибирский соболь», а ФИО1 обязался обеспечить реализацию указанного предпринимательского проекта в соответствии с основными финансово-экономическими показателями предпринимательского проекта.

Сумма субсидии в размере была перечислена индивидуальному предпринимателю ФИО1 на его банковский счёт платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, что ответчик не оспаривает.

В соответствии с пунктом 4.1 договора ФИО1 обязан реализовать предпринимательский проект в объеме, соответствующем основным финансово-экономическим показателям предпринимательского проекта, соблюдая сроки, определенные календарным планом реализации предпринимательского проекта, в соответствии с приложением к договору. Согласно приложению к договору основными финансово-экономическими показателями проекта являются наличие в ДД.ММ.ГГГГ двух рабочих мест (с учетом индивидуального предпринимателя) со средней заработной платой на конец реализации проекта ежемесячно. Календарный план проекта предусматривал приобретение материалов и строительство клеток (ДД.ММ.ГГГГ), прием наемного работника (ДД.ММ.ГГГГ), отлов и приобретение соболей (ДД.ММ.ГГГГ), уход за животными. В соответствии с пунктом договора ФИО1 был обязан предоставлять ежеквартальные (промежуточные) отчеты о ходе реализации проекта и итоговый отчет о завершении выполнения предпринимательского проекта. Согласно пункту договора в случае неисполнения ФИО1 основных финансово-экономических показателей предпринимательского проекта, предусмотренных приложением , он обязан в течение 10 календарных дней возвратить Администрации Бакчарского района сумму субсидии, полученную по настоящему договору.

Как видно из представленных в суд доказательств, индивидуальный предприниматель ФИО1 не исполнил финансово-экономические показатели проекта.

Вопреки условиям договора, отчеты о выполнении предпринимательского проекта ФИО1 предоставил только за первые ДД.ММ.ГГГГ, за четвертый квартал отчет не представлен.

Согласно указанным отчетам наемный работник, имевшийся у С.Д.СВ. на момент заключения договора, с ДД.ММ.ГГГГ был уволен, при этом новый работник принят только ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ рабочее место, предусмотренное приложением к договору, индивидуальным предпринимателем С.Д.СГ. создано не было, заработная плата работнику в установленном законом порядке не выплачивалась. Данные обстоятельства также подтверждаются информацией Государственного учреждения – Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Бакчарском районе Томской области, согласно которой индивидуальным предпринимателем ФИО1 на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принята на работу С.Н.И., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принят С.С.И.

Кроме этого, индивидуальный предприниматель ФИО1 не исполнил календарный план предпринимательского проекта. Работы по строительству клеток для содержания соболей были завершены им за пределами установленного срока. Животные отловлены и приобретены не были, что подтверждается актом прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, протоколами выездных заседаний конкурсной комиссии предпринимательских проектов «Новая смена» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями начальника отдела экономической политики Администрации Бакчарского района Р., а также объяснениями самого ФИО1

Календарный план проекта предусматривал строительство клеток к ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем на момент проверки конкурсной комиссией предпринимательских проектов «Новая смена» ДД.ММ.ГГГГ клетки достроены не были.

В ходе проведенной прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено, что клетки для соболей не используются по назначению, соболей в клетках нет, никаких иных животных в них также не содержится, сам вольер с клетками для соболей, а также подходы к нему со всех сторон заметены снегом.

Согласно объяснениям ФИО1, данным прокурору района, соболей он так и не закупил, а предоставленные ему в качестве субсидии денежные средства израсходовал на собственные нужды.

Таким образом, индивидуальным предпринимателем ФИО1 не исполнены условия предоставления и использования субсидии, в том числе основные финансово-экономические показатели и календарный плана проекта, что в соответствии с пунктом 45 Положения о конкурсе предпринимательских проектов субъектов малого и среднего предпринимательства «Новая смена», утвержденного постановлением Администрации Бакчарского района от 11 августа 2010 года № 505, и пунктом договора является основанием для возврата всей суммы субсидии в размере в бюджетную систему Российской Федерации.

Статья 38 БК РФ закрепляет принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно пункту 2 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 года № 178, указанные субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в данном субъекте Российской Федерации, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение занятости населения, увеличение производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг).

В силу пункта 5 статьи 242 БК РФ не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.

Индивидуальным предпринимателем ФИО1 были нарушены условия использования субсидии. Меры по приобретению соболей и осуществлению предпринимательского проекта им предприняты не были, а денежные средства субсидии, предоставленные на указанные цели, он израсходовал на собственные нужды, что свидетельствует о его недобросовестном поведении и причинении ущерба бюджетной системе Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах иск прокурора Бакчарского района Томской области о взыскании со ФИО1 полученных денежных средств в виде субсидии в сумме подлежит удовлетворению.

Согласно статье 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины при предъявлении икса в защиту интересов органа местного самоуправления, государственная пошлина, подлежащая уплате по данному иску, должна быть взыскана с ответчика. Размер государственной пошлины определяется подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Бакчарского района Томской области удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в бюджет муниципального образования «Бакчарский район» денежные средства в размере , полученные в качестве субсидии на реализацию предпринимательского проекта.

Взысканную сумму зачислить в бюджет по следующим реквизитам: счет в ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области, БИК , ИНН , КПП УФК по Томской области (Финансовый отдел Администрации Бакчарского района, л/сч ), КБК , ОКТМО .

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в бюджет муниципального образования «Бакчарский район» государственную пошлину в размере .

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бакчарский районный суд Томской области.

Председательствующий Шатохин В.В.

В окончательной форме решение принято 31 мая 2015 года.

Копия верна,

судья Бакчарского районного суда

Томской области Шатохин В.В.