Дело № 2-182/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июля 2015 года г. Дно Псковской области
Дновский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Русаковой О.С.,
при секретаре Вороновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Дновского района к УФССП России по Псковской области об уменьшении исполнительского сбора, установленного на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Дновского района УФССП по Псковской области от дд.мм.гг.,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Дновского района обратилась в суд с исковым заявлением к УФССП России по Псковской области об уменьшении исполнительского сбора. В обоснование требований указано, что решением Дновского районного суда Псковской области от дд.мм.гг. на Администрацию Дновского района возложена обязанность в срок до дд.мм.гг. организовать проведение реконструкции многоквартирного жилого ***. В дальнейшем на основании определения того же суда была предоставлена отсрочка исполнения решения до дд.мм.гг., а определением того же суда от дд.мм.гг. в удовлетворении заявления об отсрочке отказано. дд.мм.гг. на основании исполнительного документа выданного судом по данному решению судебным приставом-исполнителем ОСП Дновского района ФИО1 было возбуждено исполнительное производство в отношении Администрации Дновского района. дд.мм.гг. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации Дновского района исполнительского сбора в размере *** рублей.
Администрация Дновского района просит об уменьшении исполнительского сбора ссылаясь на частичное исполнение решения суда – проведение капитального ремонта кровли, работы окончены к дд.мм.гг. и на отсутствие денежных средств на дальнейшую реконструкцию дома, поскольку согласно локальному сметному расчету на производство дальнейших работ необходимо *** руб., в то время как в соответствии с решением Собрания депутатов Дновского района № *** от дд.мм.гг. «О внесении изменений в решение 25-ой сессии Собрания депутатов района пятого созыва от дд.мм.гг.№ *** «О бюджете муниципального образования «Дновский район» на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» объем субвенций на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда на 2015 года оставит *** руб., на 2016 год -*** руб., что недостаточно для производства дальнейших работ по реконструкции данного многоквартирного жилого дома.
Поскольку исполнить решение суда в полном объеме в настоящее время не представляется возможным по объективным причинам и Администрацией Дновского района принимаются все возможные меры для исполнения решения, полагает, что имеются основания к уменьшению размера исполнительского сбора и просит суд уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от дд.мм.гг..
В судебном заседании представитель истца Администрации Дновского района ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования об уменьшении исполнительского сбора поддержал по изложенным в заявлении основаниям, а также пояснил, что денежные средства, запланированные в бюджете муниципального образования на 2015 год на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов, направлены на капитальный ремонт других многоквартирных домов и жилых помещений.
Представитель ответчика УФССП России по Псковской области ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что должник в срок, установленный для добровольного исполнения, требований, содержащихся в исполнительном документе, не исполнил, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, не представил. Вынося постановление о взыскании исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель действовал в рамках своих полномочий, постановление о взыскании исполнительского сбора прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает.
Оценив представленные доказательства, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
В соответствии с ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Из частей 2, 3 статьи 112 указанного Федерального закона следует, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном названным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора.
Частью 7 статьи 112 названного Федерального закона предусмотрено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Принимая во внимание указанные выше нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве» и правовую позицию Конституционного Суда РФ, при разрешении настоящего спора суд исходит из того, что по своей правовой природе исполнительский сбор является видом ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве и его размер может быть уменьшен, если должником будет доказано наличие действительных уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом срок и качественно влияющих на оценку степени вины должника.
Решением Дновского районного суда Псковской области от дд.мм.гг., вступившим в законную силу дд.мм.гг., на Администрацию Дновского района возложена обязанность организовать проведение реконструкции многоквартирного жилого *** в срок до дд.мм.гг. (л.д. 101-106).
В срок установленный решением суда для его исполнения Администрацией Дновского района дд.мм.гг. заключен муниципальный контракт № *** на выполнение работ по капитальному ремонту кровли указанного многоквартирного дома (л.д. 9-14, 15), названные работы выполнены, подписан акт приемки выполненных работ от дд.мм.гг. (л.д. 16-21).
По истечении установленного судом срока добровольного исполнения решения суда дд.мм.гг. судом выдан исполнительный лист (л.д. 47-48).
дд.мм.гг. судебным приставом-исполнителем ОСП Дновского района ФИО1 возбуждено исполнительное производство № *** (л.д. 49). Судебным приставом-исполнителем в соответствии с частями 12 и 13 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (в ред. Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 49-ФЗ) установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии постановления. Кроме того, должник был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагалось в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
Постановление о возбуждении исполнительного производство получено Администрацией Дновского района дд.мм.гг. (л.д. 32). Установленный судебным приставом-исполнителем срок добровольного исполнения истек дд.мм.гг..
дд.мм.гг. (входящий ОСП Дновского района от дд.мм.гг.) Администрация Дновского района в письменной форме сообщила информацию о ходе исполнения решения Дновского районного суда Псковской области от дд.мм.гг. и подготовке заявления в суд об отсрочке исполнения решения суда (л.д. 52). К сообщению были приложены муниципальный контракт на капитальный ремонт крыши указанного многоквартирного дома и акт о приемке выполненных работ.
Определением Дновского районного суда Псковской области от дд.мм.гг. Администрации Дновского района предоставлена отсрочка исполнения решения суда от дд.мм.гг. сроком на 1 год, то есть до дд.мм.гг.. Определение вступило в законную силу дд.мм.гг. (л.д. 64-66).
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Дновского района ФИО1 от дд.мм.гг. исполнительное производство в связи с предоставлением отсрочки приостановлено до дд.мм.гг. (л.д. 67).
дд.мм.гг. Администрация Дновского района обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда (л.д. 69). Определением суда от дд.мм.гг. в предоставлении отсрочки было отказано, определение вступило в законную силу дд.мм.гг. (л.д. 71-74, 75-77).
дд.мм.гг. представителю должника судебным приставом-исполнителем вручено требование в срок до дд.мм.гг. представить документы, подтверждающие исполнение решения суда (л.д. 79).
дд.мм.гг. должником представлены судебному приставу-исполнителю локальный сметный расчет на общестроительные работы по реконструкции многоквартирного *** и выписка из бюджета муниципального образования «Дновский район» на 2015 года и на плановый период 2016-2017 годов.
В связи с неисполнением решения суда, дд.мм.гг. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в сумме *** рублей (л.д. 94).
В обоснование заявленных требований Администрацией Дновского района ссылается на частичное исполнение решения суда, подтвержденное муниципальным контрактом и актом приемки выполненных работ, локальный сметный расчет на другие работы по реконструкции дома, согласно которому их стоимость составит *** рублей, и недостаточность средств, заложенных в бюджете муниципального образования на исполнение решения суда в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что с момента вступления в силу решения суда от дд.мм.гг. прошло почти три года, срок окончания исполнения данного решения суда остается неопределенным, в том числе и на дату настоящего судебного разбирательства. При этом в течение последних 1 года 9 месяцев какие-либо фактические меры по исполнению решения суда не принимались, производство работ по реконструкции дома в 2015 году не планируется.
Оценив представленные Администрацией Дновского района доказательства, суд приходит к выводу, что они не свидетельствуют о том, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Отсутствие бюджетного финансирования, достаточного для исполнения решения суда, не может признаваться уважительной причиной неисполнения судебного решения. Как указано Европейским судом по правам человека сложность национальной процедуры исполнения или государственной бюджетной системы не может освободить государство от его конвенционной обязанности гарантировать каждому право на исполнение вступившего в силу судебного решения в разумный срок. Государственный орган также не вправе ссылаться на отсутствие средств или других ресурсов (таких, как жилье) в качестве оправдания для неисполнения судебного решения. Государства-участники обязаны организовать свои правовые системы таким образом, чтобы компетентные органы могли исполнять свои обязанности в этом отношении (п. 70 Постановления от дд.мм.гг. по делу «Бурдов против Российской Федерации» (№ 2).
Следовательно, недостаточность денежных средств у Администрации Дновского района, саму по себе нельзя расценивать как принятие должником мер для надлежащего исполнения решений суда.
При установленных судом обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении заявленного Администрацией Дновского района требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении иска Администрации Дновского района к УФССП России по Псковской области об уменьшении исполнительского сбора, установленного на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Дновского района УФССП по Псковской области от дд.мм.гг..
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Дновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме дд.мм.гг..
Председательствующий: О.С. Русакова.
Решение не обжаловано, вступило в законную силу.