ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-182/17 от 11.01.2018 Кологривского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-3/2018

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

с. Георгиевское 11 января 2018 года

Кологривский районный суд Костромской области в составе:

Председательствующего по делу судьи Смирнова П.Р.,

с участием заместителя прокурора Межевского района Мачильской А.О.,

при секретаре Котиковой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Межевского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района Костромской области о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства

у с т а н о в и л:

Прокурор Межевского района в интересах неопределённого круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением к администрации Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района Костромской области о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Из содержания искового заявления следует, что прокуратурой района в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения санитарно - эпидемиологического законодательства на территории с. Георгиевское Межевского муниципального района Костромской области, в ходе которой выявлены факты бездействия органов местного самоуправления Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района по исполнению возложенных на них вопросов. На территории с. Георгиевское, сбор твердых коммунальных отходов организован администрацией Георгиевского сельского поселения путем создания контейнерных площадок. Входе проверки установлено, что контейнерная площадка, расположенная в <адрес> у <адрес> не имеет твердого покрытия, а так же периметрального ограждения бордюрами и зелеными насаждениями (кустарниками), аналогичные нарушений имеют место на контейнерных площадках по <адрес> не имеет периметрального ограждения бордюрами и зелеными насаждениями (кустарниками), мусорные контейнерыстоят не на твердом покрытии. Контейнерные площадки имеющиеся на территории с. Георгиевское приведенным требованиям не отвечают, поскольку не все площадки имеют ограждения, под некоторыми контейнерами отсутствует твердое покрытие, вокруг контейнеров разбросаны твердые бытовые отходы, отсутствие ограждений вокруг мусорных контейнеров влечет свободный доступ к отходам животных и понижает экологическую дисциплинированность граждан участвующих в сборе отходов. По указанным обстоятельствам прокурор просит суд обязать администрацию Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района устранить нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства путем приведения в нормативное состояние контейнерных площадок расположенных в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ гола.

В судебном заседании заместитель прокурора Межевского района Мачильская А.О. в обоснование иска пояснила, что допущенные администрацией Георгиевского сельского поселения нарушения санитарно эпидемиологического законодательства влекут нарушения прав неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории поселения, в том числе на благоприятную окружающую среду.

Прокурор так же уточнил исковые требования и просил суд обязать администрацию Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района Костромской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды путем приведения в нормативное состояние контейнерных площадок для сбора твёрдых коммунальных отходов, расположенных в с. Георгиевское Межевского района Костромской области, а именно оборудовать специальные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченных бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, имеющих подъездные пути для автотранспорта, размер которых должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5, по адресам: <адрес>

В судебном заседании представитель ответчика глава администрации Георгиевского сельского поселения Л.А. Бушуев заявил о несогласии с иском, пояснив суду, что прокуратура Межевского района пытается возложить на Георгиевское сельское поселения исполнение обязанностей, не возложенных действующим законодательством на органы местного самоуправления сельских поселений, так как ни областной Думой, ни администрацией Костромской области до сих пор не определены объем и порядок участия органов местного самоуправления сельских поселений в организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Так же, по мнению ответчика, Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЭ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации не определяют объем участия органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а следовательно требование прокуратуры в части обязания администрации Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района устранить нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства путем приведения в нормативное состояние контейнерных площадок являются не законными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.

Положениями статьи 3 Федерального закона от 24.06.1998 Xi"89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» приоритетными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

-охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния природной среды и сохранение биологического разнообразия;

-научное обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечении устойчивого развития общества;

-комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

-использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации.

Согласно ч. 2 ст. 2 указанного закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств; статьей 13 установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и др.), определяется органом местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

На основании п. 18 ч. I ;ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Костромской области от 04 декабря 2015 года № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» и Устава муниципального образования Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района, к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Тем самым законодательно установлено, что к вопросам местного значения поселения относится в том числе, и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Из представленных в обоснование иска письменных доказательств, исследованных судом, следует, что прокуратурой района в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения санитарно - эпидемиологического законодательства на территории с. Георгиевское Межевского муниципального района <адрес>, в ходе которой установлено, что на территории с. Георгиевское, сбор твердых коммунальных отходов организован администрацией Георгиевского сельского поселения путем создания контейнерных площадок. Входе проверки установлено, что контейнерная площадка, расположенная в <адрес> у <адрес> не имеет твердого покрытия, а так же периметрального ограждения бордюрами и зелеными насаждениями (кустарниками), аналогичные нарушений имеют место на контейнерных площадках по <адрес> у <адрес>, <адрес> не имеет периметрального ограждения бордюрами и зелеными насаждениями (кустарниками), мусорные контейнерыстоят не на твердом покрытии (л.д.7). Фототаблица (л.д.8-11).

Таким образом, прокуратурой выявлены факты нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и нарушения об общих принципах организации местного самоуправления в части закрепления за сельскими поселениями вопросов местного значения.

Так же из содержания ответа главы администрации Георгиевского сельского поселения в прокуратуру Межевского района по итогам проверки следует, что администрация Георгиевского сельского поселения признаёт недостатки в работе указывая на то, что контейнерные площадки не приведены в соответствие с требованиями законодательства в связи с отсутствием в бюджете сельского поселения средств на эти цели. В ДД.ММ.ГГГГ году средства бюджета поселения предназначались для реализации Указов Президента РФ, участия в целевых программах по реализации общественных инициатив, «Формирование современной городской среды» и « Доступная среда». Бюджет Георгиевского сельского поселения в ДД.ММ.ГГГГ году является дотационным более чем на <данные изъяты>%.. Выполнение необходимых работ по оборудованию контейнерных площадок в ДД.ММ.ГГГГ году не­возможно по погодным условиям и из-за отсутствия средств. В проекте бюджета Георгиевского сельского поселения на ДД.ММ.ГГГГ год запланировано выделение <данные изъяты>.рублей на обустройство контейнерных площадок. При наличии средств необходимые работы будут проведены в первом полугодии ДД.ММ.ГГГГ года, а за непринятие должных мер по организации содержания контейнерных площадок в соответст­вии с требованиями нормативных документов специалист администрации Ге­оргиевского сельского поселения привлечена к дисциплинарной ответственности (л.д.16).

По мнению суда, утверждение ответчика о том, что законодательством не урегулирован объем участия поселений в области обращения с ТБО, основан на не правильном толковании закона.

На основании п. 18 ч. I ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Костромской области от 04 декабря 2015 года № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» и Устава муниципального образования Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района, к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Тем самым законодательно установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокуратуры к администрации Георгиевского сельского поселения законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Межевского района удовлетворить.

Обязать администрацию Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района Костромской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды путем приведения в нормативное состояние контейнерных площадок для сбора твёрдых коммунальных отходов, расположенных в с. Георгиевское Межевского района Костромской области, а именно - оборудовать специальные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченных бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, имеющих подъездные пути для автотранспорта, размер которых должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5, по адресам: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в апелляционном порядке сторонами в месячный срок.

Председательствующий Смирнов П.Р. Решение не обжаловано вступило в законную силу 12.02.2018