Решение по гражданскому делу № 2-182/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2017 года город Тверь
Тверской гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Хараборкина А.А.; при секретаре судебного заседания Афонине В.В., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению командира войсковой части 53956 к бывшему военнослужащему ФИО1 о взыскании денежных средств в счет несданного вещевого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Командир войсковой части 53956 обратился в суд в интересах данной воинской части с вышеназванным заявлением, в котором указал, что в 2016 году Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Сухопутным войскам) (далее – контрольный орган) проведены контрольные мероприятия по проверке отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части 53956 за период с 1 января 2011 года по 1 января 2016 года. По итогам этих контрольных мероприятий в соответствии с актом от 22 июля 2016 года установлено, что государству причинен материальный ущерб (Приложение № 5), и за ФИО1 имеется задолженность в размере 2240 руб. 50 коп.
Факт причинения ответчиком ущерба государству, обращает внимание командир войсковой части 53956, был установлен контрольным органом, а до проведения проверки воинская часть не располагала достоверной информацией об этом. При этом ФИО1 проходил военную службу в войсковой части 53956 в период с 31 октября 2011 года по 25 декабря 2012 года.
Ссылаясь на п. 2 ст. 14 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и п. 25 Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом а также банно-прачечного обслуживания в мирное время, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 390 (далее – Правила), командир войсковой части 53956 отмечает, что в связи с прохождением военной службы ответчику было выдано вещевое имущество, которое подлежало возврату при увольнении, но возвращено не было.
В соответствии со справкой-расчетом, оформленной начальником вещевой службы воинской части на основании приказа Министра обороны Российской Федерации (далее – МО РФ) от 14 августа 2013 года № 555, стоимость вещевого имущества, подлежащая взысканию с ФИО1, составляет 2240 руб. 50 коп.
Поскольку эта задолженность ответчиком в добровольном порядке не погашена и имущество не возвращено, в связи с чем государству причинен вред, командир войсковой части 53956 просит суд взыскать с ответчика в пользу названной воинской части причиненный ущерб в указанной сумме, зачислив эти денежные средства на счет федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» (далее – УФО).
Определением судьи от 30 ноября 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФО.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, лица, участвующие в деле, в суд не прибыли, своих представителей не направили, при этом командир войсковой части 53956 и врио начальника УФО просили рассмотреть дело соответственно без их и представителя участия.
В предварительном судебном заседании представитель истца ФИО2, поддержав заявленные требования, дополнительно отметила, что документы, содержащие информацию о получении ФИО1 предметов вещевого имущества, указанных в справке-расчете № 22, уничтожены по истечении срока их хранения, определенного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 1997 года № 33.
Информация о стоимости предметов вещевого имущества приведена в приложении к исковому заявлению, так как моментом обнаружения ущерба, по мнению истца, следует полагать дату составления акта проведенной в воинской части ревизии. В этой связи именно с этого момента необходимо исчислять трехгодичный срок привлечения ответчика к материальной ответственности, предусмотренный ст. 3 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», и поэтому позиция ответчика об истечении срока привлечения его к материальной ответственности в данном случае не может быть принята во внимание.
Доказательством, подтверждающим факт утраты ответчиком выданного ему вещевого имущества, является акт ревизии контрольного органа. В свою очередь доказательством, подтверждающим факт отказа ответчика возвратить выданное имущество, является то, что он, получив направленную ему воинской частью претензию, никак на нее не отреагировал и имущество не возвратил.
Обходной лист ФИО1 уничтожен по истечении срока его хранения.
Административное расследование по факту обнаружения ущерба в воинской части не проводилось на основании ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» ввиду того, что этот ущерб был обнаружен при проведении в воинской части ревизии, с составлением по ее результатам соответствующего акта.
Доказательствами, подтверждающими пригодность или непригодность к дальнейшему использованию выданного вещевого имущества и доказательствами, подтверждающими умышленные действия ФИО1 по приведению выданного ему вещевого имущества в состояние, исключающее его дальнейшее использование по прямому назначению, воинская часть не располагает, так как ответчик уволен с военной службы, однако на момент увольнения срок носки выданных ему вещей не истек.
Ответчик ФИО1 в письменном отзыве на исковое заявление отметил, что в нем указано, что о факте невозврата вещевого имущества истцу стало известно в 2016 году, после проведения контрольного мероприятия, однако им не принимается во внимание то обстоятельство, что информация об увольнении ответчика стала известна истцу не позднее 25 декабря 2012 года. Учитывая, что согласно ст. 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с названным федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба, срок привлечения ФИО1 к материальной ответственности истек 26 декабря 2015 года.
Помимо этого ответчик отмечает, что в силу ст. 7 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» командир воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц, однако из искового заявления и приложенных к нему документов усматривается, что административное расследование в этом случае проведено не было.
Учитывая изложенное, ФИО1 просит отказать в удовлетворении искового заявления в полном объеме.
Врио начальника УФО в представленной в суд письменной позиции требования командира войсковой части 53956 поддержал в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании на основании выписки из приказа командира войсковой части 53956 от 31 октября 2011 года № 206 и копии выписки из приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 2342 установлено, что ФИО1 с 31 октября 2011 года проходил военную службу по контракту в войсковой части 53956, при этом 17 декабря 2012 года он уволен с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и с 25 декабря 2012 года исключен из списков личного состава воинской части и всех видов обеспечения.
Согласно п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при рассмотрении споров, возникающих в связи с привлечением военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к материальной ответственности, судам следует учитывать, что основания и порядок привлечения названных лиц к материальной ответственности за ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, определяются Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О материальной ответственности военнослужащих».
В силу ст. 5 и п. 2 ст. 9 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей.
В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий уволен с военной службы и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном настоящим Федеральным законом.
В то же время согласно п. 4 ст. 3 указанного Федерального закона военнослужащий может быть привлечен к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба, причем данный срок является пресекательным и весь процесс привлечения военнослужащего к материальной ответственности ограничен тремя годами.
Восстановление, приостановление либо продление срока привлечения военнослужащего к материальной ответственности названным Федеральным законом не предусмотрен, а нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие применение срока исковой давности, в силу действия специального закона применению не подлежат.
Привлечение военнослужащего к материальной ответственности за пределами указанного срока не допускается.
Согласно пп. 1-4 Руководства по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах СССР, введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 18 октября 1979 года № 260 (далее – Руководство по учету в ВС СССР) и действовавшего до издания 15 апреля 2013 года приказа Министра обороны Российской Федерации № (то есть в период прохождения Ивановым военной службы в войсковой части 53956), все виды вооружения, боевой и другой техники, ракеты, боеприпасы, топливо, горючее, продовольствие, вещевое, инженерное, химическое и иное имущество, материалы и специальные жидкости различного назначения, казарменно-жилищный фонд и коммунальные сооружения, а также земельные участки, используемые Вооруженными Силами СССР в мирное и военное время, являются государственной собственностью. Они подлежат обязательному учету, правильному использованию, экономному и законному расходованию.
Учет материальных средств должен быть своевременным, полным, достоверным и точным.
Учет материальных средств ведется в целях: своевременного обеспечения соответствующих должностных лиц и органов управления достоверными данными о наличии, движении и качественном (техническом) состоянии материальных средств, необходимыми для планирования и организации обеспечения ими войск; контроля за сохранностью, законностью, целесообразностью и эффективностью расходования (использования) материальных средств; подготовки исходных данных для составления отчетных документов, установленных табелями срочных донесений.
Учет материальных средств заключается в оформлении установленными оправдательными документами и осуществлении правильных и своевременных записей в книгах (карточках) учета (накопителях информации ЭВМ) всех операций, связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств.
В силу п. 11 Руководства по учету в ВС СССР руководство организацией учета материальных средств в воинской части (соединении) осуществляет командир части (соединения); организуют учет соответствующих материальных средств начальник штаба, заместитель командира по тылу (технической части, вооружению, инженерно-авиационной службе) или помощник командира по снабжению, а также начальники служб и командиры подразделений.
Ответственность за выполнение требований части I Руководства по учету в ВС СССР несут:
а) командир воинской части (соединения) - за состояние учета всех материальных средств в части (соединении) и своевременное представление в вышестоящие органы управления отчетных документов, установленных табелями срочных донесений;
б) начальник штаба воинской части (соединения), заместитель командира по тылу (технической части, вооружению, инженерно-авиационной службе) или помощник командира по снабжению - за состояние учета материальных средств и отчетности в подчиненных им службах;
в) начальник службы - за состояние учета материальных средств службы в воинской части (соединении), законное и правильное оформление операций, связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств, своевременное ведение записей в книгах (карточках) учета, правильное оформление учетных документов, правильное составление и своевременное представление отчетных документов по службе;
г) командир подразделения, а также начальник склада, мастерской и другого объекта войскового (корабельного) хозяйства - за состояние учета материальных средств в подразделении (на складе, в мастерской и на ином объекте);
д) лицо, непосредственно ведущее учет, - за законное и правильное оформление (по кругу обязанностей) всех учетных документов, своевременное ведение записей в книгах (карточках) учета операций, связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств; за подготовку документов для передачи в вычислительный пункт (центр) и сдачи в архив; за сохранность учетных документов;
е) начальник вычислительного пункта (центра) - за качественное и в установленные сроки решение задач по учету материальных средств и своевременное возвращение (выдачу) учетных документов начальникам служб.
Как видно из п. 71 Руководства по учету в ВС СССР, при увольнении из Вооруженных Сил СССР генералов, адмиралов, офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и военнослужащих-женщин на числящиеся за ними материальные средства (кроме личного оружия, боеприпасов и инвентарного имущества) на основании данных карточек учета выписываются аттестаты.
Перед убытием из воинской части к новому месту службы (увольнением из рядов Вооруженных Сил СССР) оружие, боеприпасы и инвентарное имущество сдаются: военнослужащими срочной службы - старшинам подразделений под расписку в карточках учета; генералами, адмиралами, офицерами, прапорщиками, мичманами, военнослужащими сверхсрочной службы и военнослужащими-женщинами - на склады воинской части по накладным или ведомостям, выписываемым в соответствующих службах части.
На основании пп. 146 и 261 Руководства по учету в ВС СССР учет материальных средств в службе воинской части организует начальник службы. Он также руководит учетом соответствующего вида материальных средств в подразделениях части, на подчиненных складе, других объектах войскового (корабельного) хозяйства и своевременно обеспечивает их бланками учетных документов по своей службе; обеспечивает своевременную подготовку и представление вышестоящему начальнику службы донесений (отчетов) о наличии, движении и качественном (техническом) состоянии материальных средств в воинской части в соответствии с табелем срочных донесений, а также необходимой информации по этим вопросам своему непосредственному начальнику.
Учет вещевого имущества ведется: в подразделениях, а также на складе, в мастерской по ремонту вещевого имущества (солдатском комбинате бытового обслуживания), в прачечной, в службе воинской части (корабля) и соединения.
В свою очередь согласно п. 74 Руководства по учету вооружения, военной, специальной техники и иных материальных ценностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом МО РФ от 15 апреля 2013 года № (далее – Руководство), военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, перед увольнением с военной службы оружие, боеприпасы и инвентарное имущество, а также материальные ценности, выданные во временное пользование, сдаются на склады воинской части по требованиям-накладным или раздаточным (сдаточным) ведомостям материальных ценностей.
В силу пп. 6, 7, 9 и 10 Руководства в воинской части руководство организацией учета материальных ценностей осуществляет командир воинской части.
За ведение учета материальных ценностей отвечают: начальник штаба, заместители (помощники) командира, начальники служб, начальники складов и командиры подразделений.
Начальник штаба воинской части, заместители (помощники) командира воинской части и начальник службы воинской части, помимо прочего, обязаны принимать меры по предотвращению недостач, хищений, утрат, уничтожения, повреждений, а также других противоправных действий (бездействия) с материальными ценностями.
Кроме того, в соответствии со ст. 75, 82 и 93 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 (далее – УВС ВС РФ), командир в мирное и военное время отвечает, в том числе, за сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества и в этой части обязан знать действительное состояние воинской части (подразделения), постоянно иметь точные сведения о наличии и состоянии вооружения, военной техники и другого военного имущества.
Командир обязан поддерживать в исправном состоянии и сохранности вооружение, военную технику и другое военное имущество, предотвращать утрату, недостачу, порчу и хищение военного имущества; привлекать виновных лиц к ответственности; организовывать войсковое хозяйство и руководить им лично, а также через штаб, своих заместителей, начальников родов войск и служб.
При этом командир полка в мирное и военное время отвечает за состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества полка и должен принимать меры по поддержанию установленных запасов, сохранению, содержанию в исправном состоянии и правильному использованию вооружения, военной техники и другого военного имущества полка.
Помимо этого, согласно п. 237 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом МО РФ от 27 августа 2012 года № 2222 (далее – Руководство по войсковому (корабельному) хозяйству) и действовавшего в период прохождения Ивановым военной службы по контракту в войсковой части 53956, должностные лица соединения (воинской части), осуществляющие хозяйственную деятельность, выполняют обязанности в соответствии с УВС ВС РФ.
Они обязаны, в том числе, знать и доводить до подчиненных требования нормативных правовых актов по вопросам войскового (корабельного) хозяйства, руководствоваться ими в своей деятельности; организовывать хранение и сбережение материальных ценностей, принимать меры по предотвращению утрат материальных ценностей.
В силу п. 256 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству начальник вещевой службы соединения (воинской части) выполняет обязанности в соответствии с п. 237 данного Руководства, и, кроме того, обязан организовывать работу вещевого склада воинской части по приему, хранению и выдаче вещевого имущества.
Аналогичные положения закреплены и в пп. 242 и 260 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом МО РФ от 3 июня 2014 года № 333.
Кроме того, согласно п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Одновременно с этим в соответствии с п. 33 Порядка вещевого обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время, утвержденного приказом МО РФ от 14 августа 2013 года № 555 (действовавшего до 14 августа 2017 года), и п. 29 Порядка обеспечения вещевым имуществом военнослужащих, граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом МО РФ от 14 августа 2017 года № 500, военнослужащие снимаются с вещевого обеспечения на основании приказа командира воинской части.
Изложенные нормы законодательства в их совокупности свидетельствуют о том, что на военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, перед увольнением с военной службы возлагается обязанность по сдаче на склад воинской части соответствующего имеющегося у него имущества. В свою очередь общая организация этого процесса, контроль за его проведением и предпринятие установленных законом мер в случае установления факта несдачи имущества и причинения тем самым воинской части материального ущерба возложены на командира воинской части и подчиненных ему должностных лиц.
Таким образом, по смыслу закона, процесс по сдаче военнослужащим вещевого имущества должен быть организован командиром воинской части непосредственно до увольнения такого военнослужащего с военной службы, поскольку именно при данных условиях у названного должностного лица сохраняется возможность своевременно установить обстоятельства причинения материального ущерба и предпринять исчерпывающие меры, направленные на установление причин ущерба, его размера и виновных лиц.
Факт же несдачи военнослужащим на день исключения из списков личного состава вещевого имущества при наличии определенных оснований свидетельствует о причинении им ущерба государству, и именно с этого дня командиру воинской части становится известно о наличии такого ущерба, поскольку, как отмечено выше, обязанность по контролю за этим процессом напрямую возложена на него и подчиненных ему должностных лиц вышеприведенными положениями нормативных правовых актов.
Таким образом, об обнаружении предполагаемого ущерба со стороны ФИО1 ввиду несдачи им при увольнении с военной службы вещевого имущества командиру войсковой части 53956 стало известно со дня исключения ответчика из списков личного состава воинской части, то есть, исходя из содержания представленных истцом документов, с 25 декабря 2012 года, следовательно, именно с указанного дня началось течение предусмотренного Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» срока привлечения ФИО1 к материальной ответственности.
При этом доводы командира войсковой части 53956 и представителя истца о том, что факт причинения ФИО1 ущерба государству был установлен контрольным органом в ходе проведения проверки названной воинской части в 2016 году, а до этого момента воинская часть не располагала достоверной информацией о факте причинения ответчиком ущерба федеральному бюджету в связи с исполнением обязанностей военной службы и о необходимости предъявления исковых требований, суд по вышеприведенным причинам находит безосновательными и подлежащими отклонению.
В этой связи срок привлечения ФИО1 к материальной ответственности истек 25 декабря 2015 года.
В суд исковое заявление командиром войсковой части 53956 предъявлено 30 ноября 2017 года, то есть по истечении трех лет со дня обнаружения ущерба.
В связи с этим суд приходит к выводу о необходимости отказа в иске командира войсковой части 53956 к ФИО1 в связи с истечением срока привлечения к материальной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления командира войсковой части 53956 к ФИО1 о взыскании денежных средств в счет несданного вещевого имущества отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Тверской гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись