ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-182/18 от 05.12.2018 Черноземельского районного суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2-182/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Комсомольский 05 декабря 2018 года

Черноземельский районный суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Манжеева Б.В.

при секретаре Хазыковой И.Н.,

с участием истца Адрунова Г.С.,

представителя истца Бевельдяновой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по уточненному исковому заявлению Адрунова Геннадия Сатуевича к Казенному учреждению Республики Калмыкия «Центр социальной защиты населения Черноземельского района» об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и о взыскании задолженности по данной компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Адрунов Г.С. обратился в суд с указанным уточненным исковым заявлением, мотивируя тем, что он являетсяинвалидом третьей группывследствие увечья, полученного при ликвидации последствий аварии на ЧернобыльскойАЭС,в связи с чем получает ежемесячную компенсацию на приобретениепродовольственных товаров. Выплата данной компенсации назначена до вступления в силу ст. 4 ФЗ от 07 августа 2000 года № 122 - ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», вступившую в законную силу с 1 января 2001 года, то ему должна была быть выплачена компенсация на приобретение продовольственных товаров с индексацией за период с 01 июля по 31 января 2000 года в размере 395 рублей 99 копеек, которая в последующем должна быть проиндексирована с применением индекса роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 года в 1,581, с 1 января 2001 года в 1,515, и с 1 января 2002 года с учетом уровня инфляции 1,258, с 1 января 2003 года - 1,12, с 1 января 2004 года - 1,1, с 1 января 2005 года - 1,11, с 1 января 2006 года- 1,09, с 1 января 2007 года - 1,08, с 1 января 2008 года - 1,07, с 1 января 2009 года - 1,13, с 1 января 2010 года - 1,1, с 1 января 2011 года - 1,065, с 1 января 2012 года - 1,06, с 1 января 2013 года - 1,055, с 1 января 2014 года - 1,05, с 1 января 2015 года - 1,055, с 1 февраля 2016 года - 1,07, с 1 февраля 2017 года - 1,054, с 1 февраля 2018 года - 1,025. С учетом изложенного просил суд проиндексировать указанную компенсацию с 01 июля по 31 декабря 2000 года с применением указанных индексов роста МРОТ, взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по данной компенсации за период с 01 июля 2000 года по 27 ноября 2018 года в сумме 309951 рублей, а также судебные расходы за юридические услуги в размере 26000 рублей.

Истец Адрунов Г.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель истца Бевельдянова Г.А. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, в судебном заседании пояснила, что в период с 19 июня 1996 года по 31 декабря 2000 года применимы в соответствии со ст. 4 ГК РФ от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в ред. от 08 июля 1999 года) нормативно-правовые акты, действующие на тот период в соответствующей редакции закона. И соответственно к данным правоотношениям могут быть применимы по аналогии закона статья 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции №1 от 12 февраля 2001 года. Так как денежные компенсации таким гражданам отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, ответчик не вправе был индексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 01 июля 2000 года, из базовой суммы, установленной ст. 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и ст. 3 Федерального закона от 07 августа 2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ». Исходя из текста Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации до вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, также входили ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные базовым законом, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами. Выплата денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров предусмотрена п. 22 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и индексация данных выплат другими федеральными законами не предусмотрена, а поэтому ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров подлежит индексации наряду с иными выплатами, входящими в объем возмещения вреда, предусмотренными данным Законом.

Представитель ответчика – казенного учреждения Республики Калмыкия «Центр социальной защиты населения Черноземельского района» Манджиева Э.В. в судебное заседание не явилась в связи со служебной занятостью, в письменном заявлении просила суд рассмотреть дело без ее участия, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном возражении на исковое заявление. Указала, что ч.3 ст. 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) определено, что размеры выплат гражданам, установленные названным Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На основании статьи 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров индексируются Правительством Российской Федерации путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы. Таким образом, Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсаций и иных выплат. Поскольку индексация выплат на основании постановлений Правительства РФ истцу производилась в полном объеме, то права на индексации сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров истец не имеет.

Выслушав объяснения истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении уточненных исковых требований по следующим основаниям.

Выплата ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товарови ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотренып. 22 ст. 14 и ч. 1 ст. 39Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧернобыльскойАЭС» (далее - Закона).

Порядок установления ежемесячной денежнойкомпенсациина приобретениепродовольственных товарови ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07 августа2000 года N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в вышеназванный Закон, были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 07 августа2000 года N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 вышеназванного Закона внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей, инвалидам 3 группы - 400 рублей.

Согласно ч.3 п.5 Федерального закона от 26 апреля2004 года № 31-ФЗ размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 25 мая2005 года № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня2002 года по 31 мая 2004 года. Постановлениями Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 847, от 07 мая 2005 года № 292, от 25 апреля 2006 года № 246, от 21 марта 2007 года № 171, от 21 декабря 2007 года № 914, от 03 сентября 2008 года № 655, от 24 декабря 2008 года № 992, от 07 июля 2009 года № 545, от 16 декабря 2009 года № 1024, от 21 декабря 2010 года № 1079, от 08 декабря 2011 года № 1019, от 04 декабря 2012 года № 1255, от 09 декабря 2013 года № 1189, от 18 декабря 2013 года № 1189, от 28 января 2016 года № 42, от 26 января 2017 года № 88, от 26 января 2018 года № 74 установлены твердые ( фиксированные ) размеры ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

Таким образом, Федеральным законом от 26 апреля2004 года № 31-ФЗ порядок индексации именно ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров был законодательно определен.

Содержание вышеприведенных нормативных правовых актов свидетельствует о том, что Правительством РФ в полной мере выполнена обязанность по установлению размеров компенсаций с учетом индексации. Установленный Правительством РФ порядок является действующим и не признан противоречащим законодательству Российской Федерации.

В Постановлении от 19 июня2002 года № 11-П, определении от 04 октября2005 года № 364-OКонституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционноймеры для соответствующих компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе изменять их, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

При этом федеральный законодатель располагает достаточной свободой усмотрения при избрании того или иного критерия индексации компенсационных выплат, которыми могут выступать как уровень инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума, так и иные способы поддержания покупательной способности денежных средств, выделяемых в качестве компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с целью обеспечения стабильности индексации этих выплат, а также соответствующего финансирования.

Согласно справкам № 47 от 01 января 2018 года, № 116 от 17 апреля 2018 года, № 238 от 26 июля 2018 года, выданным КУ РК «Центр социальной защиты населения Черноземельского района», на основании п. 22 ст. 14 и ч. 1 ст. 39Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧернобыльскойАЭС», Адрунову Г.С. за период с 01 июля 2000 года по июнь 2018 года выплачена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в общей сумме 113428 рублей 25 копеек. Указанная денежная компенсация ежегодно индексировалась на основании Постановлений Правительства Российской Федерации, в 2015 году денежная компенсация составила 781,40 рублей, в 2016 году составила 836,10 рублей, в 2017 году составила 881,25 рублей, в 2018 году составила 903,28 рублей.

Таким образом, размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с учетом индексации определен законодательно. В связи с чем оснований для индексации размера вышеназванной компенсации истцу за период с 01 июля 2000 года по 27 ноября2018 года, взыскания задолженности в связи с их несвоевременной выплатойне имеется, также как не имеется оснований для применения к спорным правоотношениям аналогии закона. Доводы об этом истца и его представителя признаются судом необоснованными.

Таким образом, уточненные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, ответчик в силу ст. 98 ГПК РФ в связи с оставлением исковых требований без удовлетворения также освобожден от возмещения судебных издержек по делу. В связи с чем возмещение судебных издержек взысканию с ответчика в пользу истца не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении уточненных исковых требований Адрунова Геннадия Сатуевича к Казенному учреждению Республики Калмыкия «Центр социальной защиты населения Черноземельского района» об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и о взыскании задолженности по данной компенсации отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Черноземельский районный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий ( подпись) Б.В. Манжеев

«Копия верна»: Судья Б.В. Манжеев