ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-182/19 от 17.01.2019 Люберецкого городского суда (Московская область)

Дело № 2-182/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17.01.2019 года <адрес>

Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Савиновой М.Н., при секретаре Майковой А.А., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Самолет-Сервис» о защите прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, в обоснование которых указала, что ею приобретена квартира по адресу: <адрес> на праве собственности от ДД.ММ.ГГ и заключен договор управления многоквартирным домом с ООО «Самолет-Сервис».

В квитанциях на оплату услуг ЖКХ в нарушение ЖК РФ включены следующие услуги: «Дежурный по подъезду» и «Запирающее устройство».

Истица указала, что данные услуги являются дополнительными, т.к. не перечислены в п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, Минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ и они могут быть оказаны только по согласованию с заказчиком (п. 3 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителя»).

Договора на оказание указанных услуг истица не подписывала и никому такого права не доверяла.

Истица, с учетом уточнения требований, просила признать действия ООО «Самолет-Сервис» по начислению платы за услуги «Дежурный по подъезду» и «Запирающее устройство» незаконными, обязать ООО «Самолет-Сервис» исключить из ежемесячных коммунальных платежей плату за услуги «Дежурный по подъезду» и «Запирающее устройство» и взыскать с ООО «Самолет-Сервис» уплаченные за услуги «дежурный по подъезду» за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 8 983,80 рублей и за услуги «запирающее устройство» за 11 месяцев в размере 352 рубля.

Истец ФИО1 в судебное заседание явилась, поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Самолет-Сервис» по доверенности ФИО2 в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал доводы письменных возражений на иск.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вноситься ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии с п. 3, п. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Из нормы ст. 210 ГК РФ следует, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п.п. 28, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество, путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч. 6 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Судом установлено, что истица является собственником квартиры адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН, в связи с чем расчетным центром ООО «Самолет-Сервис» на имя истицы был открыт лицевой счет.

ООО «Самолет-Сервис» является управляющей компанией указанного многоквартирного дома.

ДД.ММ.ГГ в многоквартирном доме <адрес> было проведено общее собрание собственников помещений. В повестку дня данного собрания помимо иных вопросов был включен вопрос об утверждении оказания жителям многоквартирного дома дополнительной услуги дежурный по подъезду «консьерж» и утверждению оплаты дополнительной услуги дежурный по подъезду «консьерж».

Согласно результатам проведенного общего собрания собственников помещений, собственники утвердили предоставление им дополнительной услуги дежурный по подъезду «консьерж» и ставку по оплате данной услуги, что подтверждается протоколом общего собрания Собственников/Дольщиков помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГ.

В соответствии с п. 1 ст. 44 ЖК РФ собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации управляющая организация направила в Главное управление Московской области «государственная жилищная инспекция Московской области» протокол общего собрания собственников данного многоквартирного дома со всеми предлагающимися документами.

По результатам проведенной проверки ГЖИ Московской области вынесло решение, о том, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном <адрес>, Московской области проведено в соответствии с Жилищным кодексом.

Результаты общего собрания в установленном законом порядке обжалованы не были.

В соответствии с Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГ N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома, однако в ставку «содержание и ремонт» установленной Администрацией г.о. Люберцы тариф на обслуживание установленного в многоквартирном доме оборудования (АЗУ) не предусмотрено.

В Связи с чем Управляющая компания не может нести расходы на обслуживание вышеуказанного оборудования за счет средств «ставка содержание и ремонт», так как данные расходы будет признаны налоговой инспекцией нецелевыми.

В целях надлежащего содержания вышеуказанного оборудования Ответчиком было принято решение о включении в платежные документы платы за обслуживание запирающего устройства, параллельно заключив договор с подрядной организацией на оказание услуг по обслуживанию данного оборудования.

Также из норм жилищного законодательства следует, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Подпунктом 1.1 п. 1 ст. 161 ЖК РФ установлена обязанность Управляющей организации по надлежащему содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Из содержания указанных выше правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, относится решение вопроса об определении перечня услуг и работ по управлению многоквартирным домом, целью которых является надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме - лестничных площадок, коридоров и так далее, а также соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома.

Дополнительные услуги дежурный по подъезду и обслуживание запирающего устройства направлены на улучшение качества содержания общедомового имущества, путем осуществления контроля доступа посторонних лиц в подъезды, возможности предотвращения краж и порчи общедомового имущества.

Дежурный по подъезду «консьерж» осуществляет контроль за уборкой мест общего пользования и дополнительно моет пол на первом этаже подъезда. В период заселения и проведения ремонтных работ в жилых помещениях, результат проведенной уборки сохраняется ограниченное время, в связи с чем дежурный по подъезду «консьерж» осуществляет дополнительную влажную уборку.

Таким образом, дополнительные услуги «дежурный по подъезду» и обслуживание запирающего устройства направлены на создание благоприятных и безопасных условий проживания граждан, а также улучшение условий содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Самолет-Сервис» о признании действий по начислению платы за услуги «дежурный по подъезду» и «запирающее устройство», обязании исключить из ежемесячных коммунальных платежей плату за услуги «дежурный по подъезду» и «запирающее устройство», взыскании денежных средств уплаченных за услуги в размере 8983,80 рублей и 352 рубля – ОТКАЗАТЬ в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме

15.03.2019 года

Судья М.Н. Савинова