РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2019 года с. Кырен
Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Хархановой М.В., с участием старшего помощника прокурора Тункинского района РБ Жугдуровой М.А., при секретаре Тонтоеве А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 Жамбыл-Доржеевны, Плотниковой Светланы Николаевны, Елбаевой Татьяны Ивановны, Габагуевой Елены Николаевны, Шохоновой Татьяны Валерьевны к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Кыренский детский сад комбинированного вида», Муниципальному казенному учреждению «Управление образования Администрации муниципального образования «Тункинский район»» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, прокурора Тункинского района Республики Бурятия просил взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Кыренский детский сад комбинированного вида» (далее по тексту Детский сад) в пользу:
ФИО1 недоначисленную заработную плату за октябрь-ноябрь 2018 года, январь-февраль 2019 года в размере 38077,59 рублей;
ФИО2 недоначисленную заработную плату за октябрь-ноябрь 2018 года, январь-февраль 2019 года в размере 29569,95 рублей;
ФИО3 Жамбыл-Доржеевны недоначисленную заработную плату за октябрь-ноябрь 2018 года, январь-февраль 2019 года в размере 24784,54 рублей;
Плотниковой Светланы Николаевны недоначисленную заработную плату за октябрь-ноябрь 2018 года, январь-февраль 2019 года в размере 51 137,75 рублей;
Елбаевой Татьяны Ивановны недоначисленную заработную плату за октябрь-ноябрь 2018 года, январь-февраль 2019 года в размере 21342,26 рублей;
Габагуевой Елены Николаевны недоначисленную заработную плату за октябрь 2018 года, январь-февраль 2019 года в размере 32196,98 рублей;
Шохоновой Татьяны Валерьевны недоначисленную заработную плату за октябрь-ноябрь 2018 года, февраль 2019 года в размере 15317,18 рублей;
Иск мотивирован тем, что прокуратурой Тункинского района проведена проверка по обращению работников Детского сада о нарушении трудовых прав. В ходе проверки установлено, что в Детском саду с 22.10.2018 года приостановлен образовательный процесс в связи с низким температурным режимом.
Определением суда от 24.04.2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Администрации муниципального образования «Тункинский район»».
Определением суда от 21.05.2019 года производство по гражданским делам по искам прокурора к Детскому саду в интересах: ФИО1 (дело № 2-182/2019), ФИО2 (дело № 2-184/2019), ФИО3 Ж-Д. (дело № 2-185/2019), Плотниковой С.Н. (дело № 2-186/2019), Елбаевой Т.И. (дело № 2-187/2019), Габагуевой Е.Н. (дело № 2-188/2019), Шохоновой Т.В. (дело № 2-190/2019) объединены в одно производство, присвоен единый номер 2-182/2019.
Определением суда от 21.05.2019 года производство по делу прекращено в связи с отказом прокурора от исковых требований, в связи с частичным добровольным исполнением требований прокурора. Заинтересованные лица ФИО1, ФИО2, ФИО3 Ж-Д., Плотникова С.Н., Елбаева Т.И., Габагуева Е.Н., Шохонова Т.В. не возражали против принятия отказа от исковых требований прокурором, однако настояли на продолжении рассмотрения дела по существу.
В судебном заседании Плотникова С.Н. исковые требования о взыскании с работодателя и Управления образования недоначисленной заработной платы за октябрь-ноябрь 2018 года, январь-февраль 2019 года в размере 51 137,75 рублей, поддержала в полном объеме. Пояснила, что действительно в апреле 2019 года ей была произведена частично выплата недоначисленной заработной платы, однако полагает, что по вине работодателя Детский сад не работал, в связи с чем заработная плата в период простоя должна была исчисляться из средней заработной платы, а не из должностного оклада. В предыдущие годы здание Детского сада обогревали за счет электрообогревателей, в связи с чем температурный режим здания не понижался требуемых норм. В этом же году по указанию директора Детского сада, использование электрообогревателей было запрещено, в связи с чем и имел место простой. Просит удовлетворить требования в полном объеме.
Истец ФИО1 поддержала исковые требования в полном объеме, пояснила, что в апреле ей поступил перерасчет заработной платы за ноябрь 2018 года чуть более 2000 рублей. Поддержала позицию, высказанную истцом Плотниковой С.Н..
Истец ФИО2 поддержала исковые требования в полном объеме, пояснила, что в апреле ей поступил перерасчет заработной платы за ноябрь 2018 года. Поддержала позицию, высказанную истцом Плотниковой С.Н..
Истец ФИО3 Ж-Д. поддержала исковые требования в полном объеме, пояснила, что в апреле ей поступил перерасчет заработной платы за ноябрь 2018 года. Поддержала позицию, высказанную истцом Плотниковой С.Н..
Истец Елбаева Т.И. поддержала исковые требования в полном объеме, пояснила, что в апреле ей поступил перерасчет заработной платы за ноябрь 2018 года. Поддержала позицию, высказанную истцом Плотниковой С.Н..
Истец Габагуева Е.Н. поддержала исковые требования в полном объеме, пояснила, что в апреле перерасчет заработной платы за ноябрь 2018 года не получала, поскольку не работала в указанный период, в остальной части поддержала позицию, высказанную истцом Плотниковой С.Н..
Истец Шохонова Т.В. поддержала исковые требования в полном объеме, пояснила, что в апреле ей поступил перерасчет заработной платы за ноябрь 2018 года. Поддержала позицию, высказанную истцом Плотниковой С.Н..
Представитель ответчика МБДОУ «Кыренский детский сад комбинированного вида» по должности ФИО4 исковые требования не признала, пояснила, что вины работодателя в простоях в октябре-ноябре 2018 года и январе-феврале 2019 года нет. Перерасчет за ноябрь 2018 года действительно имел место быть в апреле 2019 года. В октябре-ноябре 2018 проводился плановый ремонт здания детского сада. Введение в январе-феврале 2019 года режима простоя было связано с низким температурным режимом в помещении детского сада, несоответствия микроклимата требованиям ГОСТа. Полагает, что имеет место вина собственника и учредителя детского сада Администрации МО «Тункинский район», а также ресурсоснабжающей организации ООО «Управляющая компания «Олзо», обязанной осуществлять деятельность по оказанию услуг по теплоснабжению. Считает, что нарушение санитарно-эпидемиологических требований ставят под угрозу жизнь и здоровье детей, в связи с чем, и было принято решение о приостановлении деятельности Детского сада. Кроме того, полагает, что стороной истцами пропущен трехмесячный срок обращения в суд с иском в соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ по требованиям о взыскании недоначисленной заработной платы за период простоя с 28.10.2018 года по 18.11.2018 года, поскольку в суд иск поступил 29.03.2019 года. Просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель ответчика МКУ «Управление образования МО «Тункинский район» (далее по тексту РУО) по должности ФИО5 исковые требования не признала, просит в иске отказать. Полагает, что истцы не являются работниками РУО, в связи с чем, РУО не может отвечать за действия Детского сада, являющегося непосредственным работодателем. Между РУО и Детским садом заключен аутсорсинговый договор, который находится вне сферы трудового законодательства. При РУО имеется Централизованная бухгалтерия, которая производит начисление и выплату заработной платы работникам образовательных учреждений, в т.ч. Детского сада по представленным ими документам. Полагает, что поскольку простой был осуществлен на основании предписания территориального органа Роспотребнадзора о нарушении санитарно-эпидемиологических требований, поставивших под угрозу жизнь и здоровье детей, то вины работодателя – Детского сада в данном случае нет.
Представитель третьего лица АМО «Тункинский район» по доверенности ФИО6 исковые требования не признал, пояснил, что простой произошел не по вине работодателя, а в соответствии с предписанием Роспотребнадзора, установившего нарушение требований ГОСТ по температурному режиму. Виновным в указанных нарушениях считает ресурсоснабжающую организацию - ООО «Управляющая компания Олзо», которая не исполнила свои обязательства по предоставлению услуги теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением, заключенным между собственником здания и «Олзо». Помещение Детского сада, принадлежит на праве собственности Администрации района, которая несет бремя по содержанию имущества. Таким образом, простой был вызван причинами технического и организационного характера и не связан с виной работодателя. Просит в иске отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 22 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить работникам равную оплату за труд равной ценности.
В соответствии с частью 3 статьи 72.2 Трудового кодекса РФ под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. При этом обязанность доказать наличие указанных обстоятельств возлагается на работодателя (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
Время простоя по вине работодателя, согласно статье 157 Трудового кодекса РФ, оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Время простоя по вине работника не оплачивается.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 1.9 Устава МБДОУ «Кыренский детский сад комбинированного вида», утвержденного постановлением администрации МО «Тункинский район» от 25.12.2015 № 485 учредителем и собственником имущества Учреждения является Администрация МО «Тункинский район».
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе организация предоставления общедоступного бесплатного образования.
Как следует из смысла п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего образования законом возложена на администрацию муниципального района «Тункинский район».
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Установлено, что на основании Приказа МКУ «Управление образования Администрации МО Тункинский район» РБ № от 18.10.2018 года, Приказов МБДОУ «Кыренский детский сад комбинированного вида» № от 19.10.2018 года, № от 19.11.2018 года, приостановлен образовательный процесс и введен режим простоя в МБДОУ «Кыренский детский сад комбинированного вида» с 22.10.2018 года по 18.11.2018 года в связи с проведением ремонтных работ, с оплатой времени простоя из расчета не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада).
Так, Соглашением № от 25.04.2018 года Министерством финансов РБ предоставлена субсидия бюджету МО «Тункинский район» в РБ из республиканского бюджета в 2018 году на развитие общественной инфраструктуры, на капитальный ремонт, реконструкцию, строительство объектов образования, физической культуры и спорта, культуры, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства в размере 8896947 рублей (в т.ч. республиканский бюджет 8452100 рублей и местный бюджет 444847 рублей). Согласно Перечню мероприятий по развитию общественной инфраструктуры в МО «Тункинский район» в 2018 году распределено в т.ч. на ремонт системы водоснабжения МБДОУ «Кыренский детский сад комбинированного вида» - 191847 рублей (из которых средства, поступившие из республиканского бюджета в размере 182255 рублей и из местного бюджета в размере 9592 рублей). Указанные денежные средства Детским садом освоены в полном объеме по назначению, о чем свидетельствуют договор на выполнение работ по капитальному ремонты от 22.10.2018 года, Акт об оказании услуг № от 21.11.2018 года, счет-фактура № от 21.11.2018 года, счет на оплату № от 21.11.2018 года, акт о приемке выполненных работ от 19.11.2018 года, справка о стоимости выполненных работ и затрат от 19.11.2018 года). Соглашением № от 22.10.2018 года и платежного поручения № 29.11.2018 года из местного бюджета Детскому саду предоставлены денежные средства в размере 9592 рублей на капитальный ремонт в соответствии с Договором от 22.10.2018 года.
Согласно докладной завхоза Детского сада ФИО7, адресованной в РУО, 04.10.2018 года обнаружена протечка канализационной основной трубы, необходимость в проведении капитального ремонта водоснабжения (прохудились трубы, краны, везде протечка), текущий ремонт эффективного результата не дает.
При таких обстоятельствах, ответчиком суду представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что простой в Детском саду в период времени с 22.10.2018 года по 18.11.2018 года был связан с приостановкой работы по технологическим и техническим причинам, поскольку требовался капитальный ремонт систем канализации и водоснабжения Детского сада, в связи с чем, суд не усматривает в действиях работодателя вины в установлении режима простоя. Об отсутствии вины со стороны работодателя также свидетельствуют и представленные документы, свидетельствующие о проведении ремонтных работ в Детском саду в 2017 году – были демонтированы окна и двери, отдельные части кирпичной стены, всего затраты составили 1601469,44 рублей.
Согласно перерасчету заработной платы за ноябрь 2018 года в соответствии с приказом № от 08.04.2019 года произведен перерасчет:
ФИО1 – 2936,80 рублей;
ФИО2 – 22532,83 рублей;
ФИО3 Ж-Д. – 2527 рублей;
Плотниковой С.Н. – 4724,58 рублей;
Елбаевой Т.И. – 2923,65 рублей;
Шохоновой Т.В. – 2924,11 рублей.
Стороны, указанные суммы не оспорили.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований истцов о взыскании с работодателя – МБДОУ «Кыренский детский сад комбинированного вида» недоначисленной заработной платы за период октябрь-ноябрь 2018 года в пользу истцов не имеется.
Довод представителя ФИО4 о применении срока исковой давности по требованиям о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 22.10.2018 года по 18.11.2018 года суд не принимает, поскольку в соответствии с абзацем 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Кроме того установлено, что на основании Приказов МКУ «Управление образования Администрации МО Тункинский район» РБ № от 24.01.2019 года, № от 24.01.2019 года, Приказа МБДОУ «Кыренский детский сад комбинированного вида» № от 25.01.2019 года введен режим простоя в МБДОУ «Кыренский детский сад комбинированного вида» с 25.01.2019 года в связи с несоответствием температурного режима нормам СанПин, указано произвести начисление заработной платы в соответствии с ч. 2 ст. 157 ТК РФ. Приказом МБДОУ «Кыренский детский сад комбинированного вида» № от 18.03.2019 года в связи с установлением температурного режима, для работников Детского сада введен полный рабочий день с 18.03.2019 года, заработная плата подлежит начислению в полном объеме.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Закон № 190-ФЗ) общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения; развитие систем централизованного теплоснабжения; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Согласно п. 1.1 ст. 6 Закона № 190-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В связи с указанными требованиями Закона № 190-ФЗ заочным решением Тункинского районного суда РБ от 28.12.2018 года иск прокурора Тункинского района Республики Бурятия к Администрации МО «Тункинский район» удовлетворен. Суд обязал администрацию МО «Тункинский район» провести мероприятия по подготовке находящихся в муниципальной собственности котельных к отопительному сезону 2018-2019 годов путем организации и проведения следующих мероприятий: получение разрешения на допуск в эксплуатацию котельных в с. Кырен, в с. Жемчуг и в с. Аршан; проверку готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций (ООО «Коммунальная компания ОЛЗО», ООО «Управляющая компания ОЛЗО» МКУ «Районное управление образования»); утверждение теплоснабжающим организациям графиков ограничений отпуска тепловой энергии и теплоносителя в случае принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в системе теплоснабжения; утверждение схемы теплоснабжения поселений, согласование теплоснабжающим организациям планов ликвидации технологических нарушений в тепловых сетях в крупных населенных пунктах, проверку наличия механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения, обеспечение наличия паспортов указанных тепловых энергоустановок с результатами технического освидетельствования, и утвержденного перечня эксплуатационной документации.
Во исполнение заочного решения от 28.12.2018 года, между Администрацией МО «Тункинский район» и ООО «Управляющая компания Олзо» 04.02.2019 года заключено концессионное соглашение, предметом которого является осуществление деятельности по оказанию услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения потребителям с использованием объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, принадлежащих Администрации района и расположенных на территории МО «Тункинский район» сроком на 10 лет.
Решением Тункинского районного суда РБ от 27.03.2019 года суд обязал МБДОУ «Кыренский детский сад комбинированного типа», Администрацию Муниципального Образования «Тункинский район» в срок до 01 сентября 2019 года устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Решение вступило в законную силу 06.05.2019 года. Указанным решением установлено, что в период с 19 ноября по 29 декабря 2018 года образовательный процесс в Детском саду был приостановлен ввиду низкого температурного режима. Какие-либо меры к выяснению причин низкой температуры в помещениях, а также их устранению не предпринимались. Выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно несоответствие фактического температурного режима требованиям Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ГОСТу 30494-2011, СанПиН 2.4.1.3049-13, а также законодательства о теплоснабжении являются недопустимыми и нарушают права и законные интересы, в том числе несовершеннолетних детей на получение дошкольного образования.
Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Администрацией района и Детским садом проведен ряд действий, направленных на исполнение вышеуказанных решений суда. Так, согласно пункту 5 Протокола поручений по итогам рабочей поездки Главы Республики Бурятия в МО «Тункинский район» от 23.01.2019 года, в срок до 03.04.2019 года главе районной администрации необходимо предоставить предложения на проведение капитального ремонта теплотрассы к Кыренскому детскому саду комбинированного вида. Из паспорта инвестиционного проекта капитального ремонта МБДОУ «Кыренский детский сад комбинированного типа» с целью приведения его в соответствие с требованиями СанПин, локального смертного расчета, Технического обследования системы отопления, вентиляции, внутреннего водопровода и канализации, определена сумма инвестиции в размере 7633900 рублей. Указанные денежные средства поступят после проведения торгов для определения исполнителя капитального ремонта.
Таким образом, суд полагает, что именно вынесенные решения суда послужили основанием для выделения из бюджета Республики и Района денежных средств на проведение капитального ремонта системы отопления по всем образовательным учреждениям Тункинского района, в связи с чем, приходит к выводу, что вины работодателя – Детского сада в установлении режима простоя, из-за пришедшей в упадок системы отопления, не имеется.
Указанное подтверждается также и ответом ООО «Управляющая компания «Олзо» из которого следует, что Детский сад подключен к Квартальной котельной. В связи с износом оборудования более 75 % возможность подавать тепловую нагрузку отсутствует, подача тепла производится в размере 70/50 градусов Цельсия.
Согласно протоколам лабораторных исследований от 07.12.2018 года №, от 11.12.2018 года № параметры теплоносителя в системе отопления Детского сада 07.12.2018 года с 09.23 ч. до 09.55 ч. температура в тепловой системе при подаче в здание составляла от 45,8 градусов Цельсия, на обратной подаче - 34 градуса Цельсия, 10.12.2018 года с 15.45 ч. до 16.15 ч. при подаче - 46,6 градусов Цельсия, на обратной подаче - 34,8 градусов Цельсия.
Из договора о теплоснабжении № от 09.01.2019 года и приложения к нему №, а также дополнительного соглашения № от 31.01.2019 года к Договору следует, что ООО «Управляющая компания Олзо» уменьшит договорной объем подачи и потребления тепловой энергии за январь и февраль 2019 года до 74 %.
При таких обстоятельствах, поскольку поступаемая в Детский сад температура отопления не соответствовала предъявляемым требованиям, в связи с чем, имело место несоответствие фактического температурного режима требованиям Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ГОСТу 30494-2011, СанПиН 2.4.1.3049-13, суд приходит к выводу о том, что простой в Детском саду в период времени с 25.01.2019 года по 17.03.2019 года был связан с приостановкой работы по технологическим и техническим причинам, поскольку температурный режим в здании Детского сада не соответствовал требованиям Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ГОСТу 30494-2011, СанПиН 2.4.1.3049-13.
Поскольку, как указано выше, судом не установлен факт вины работодателя в установлении режимов простоя в период с 22.10.2018 года по 18.11.2018 года и с 25.01.2019 года по 17.03.2019 года, оснований для начисления заработной платы в указанные периоды в соответствии с абзацем 1 ст. 157 Трудового кодекса РФ, а именно из средней заработной платы работника, не имелось, в связи с чем, суд приходит к выводу об оставлении без удовлетворения исковых требований истцов в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 197-199 ГК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3 Жамбыл-Доржеевны, Плотниковой Светланы Николаевны, Елбаевой Татьяны Ивановны, Габагуевой Елены Николаевны, Шохоновой Татьяны Валерьевны к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Кыренский детский сад комбинированного вида», Муниципальному казенному учреждению «Управление образования Администрации муниципального образования «Тункинский район»» о взыскании недоначисленной заработной платы, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы в Тункинский районный суд Республики Бурятия.
Судья М.В. Харханова