Дело №2-182/2019
64RS0002-01-2019-000225-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2019 года город Аткарск
Аткарский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Кудряшовой Д.И., при секретаре судебного заседания Кучеренко А.А., с участием представителя истца – помощника Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области Кузнецова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению – средней общеобразовательной школе №1 имени 397-й Сарненской дивизии города Аткарска Саратовской области о возложении обязанности оборудовать специальное помещение по хранению отработанных ртутьсодержащих ламп, приобрести и обеспечить эксплуатацию тары для хранения отходов I класса опасности, составить паспорт отходов I-IV классов опасности,
установил:
Аткарский межрайонный прокурор Саратовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному общеобразовательному учреждению – средней общеобразовательной школе №1 имени 397-й Сарненской дивизии города Аткарска Саратовской области (далее – МОУ СОШ №1 г.Аткарска) о возложении обязанности оборудовать специальное помещение по хранению отработанных ртутьсодержащих ламп, приобрести и обеспечить эксплуатацию тары для хранения отходов I класса опасности, составить паспорт отходов I-IV классов опасности.
В обоснование исковых требований указано, что Аткарской межрайонной прокуратурой на основании задания прокуратуры Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка на предмет соблюдения законодательства об обращении с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду в деятельности образовательных организаций Аткарского муниципального района Саратовской области. В ходе проверки установлено, что МОУ СОШ №1 г.Аткарска в своей деятельности для освещения помещений использует ртутьсодержащие люминесцентные лампы, которые после утраты потребительских свойств в соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» относятся к отходам 1 класса опасности.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу п.2 ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 1 ст.24 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (п.1 ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года №681 (далее – Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных приборов, юридические лица разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Пункт 6 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных приборов указывает, что отработанные ртутьсодержащие лампы размещаются только в местах первичного сбора и размещения.
Согласно п.7 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных приборов потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару.
В силу п.16 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных приборов не допускается совместное хранение поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.
В соответствии с п.7.2.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.
Пунктом 1 ст.14 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности (п.3 ст.14 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В силу п.7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года №712, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
В нарушение вышеуказанных норм законодательства, в МОУ СОШ №1 г.Аткарск для первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп используется ненадлежащая тара, которая не препятствует газовому или жидкостному обмену между средами, разделенными оболочкой (корпусом) тары, а помещение для первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не оборудовано. Паспорт отходов I - IV классов опасности, образующихся в деятельности МОУ СОШ №1 г.Аткарска, на момент проверки не представлен.
В связи с выявленными нарушениями Аткарским межрайонным прокурором Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МОУ-СОШ №1 г.Аткарска было внесено представление об устранении нарушений закона, однако имеющиеся нарушения устранены не были. Вышеизложенные обстоятельства явились основанием для обращения Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании представитель истца – помощник Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области Кузнецов Н.А. исковые требования поддержал в полном объеме, дав объяснения, аналогичные по своему содержанию с обстоятельствами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика – МОУ СОШ №1 Аткарска – ФИО1, будучи извещенной о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явилась, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просила рассмотреть настоящее гражданское дело в свое отсутствие, а также признала исковые требования Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области о возложении обязанности оборудовать специальное помещение по хранению отработанных ртутьсодержащих ламп, приобрести и обеспечить эксплуатацию тары для хранения отходов I класса опасности, составить паспорт отходов I-IV классов опасности в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст.39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), ей разъяснены и понятны (л.д.15, 41, 43).
При таком положении, принимая во внимание мнение представителя истца, не возражавшего против рассмотрения настоящего гражданского дела в отсутствие представителя ответчика, суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, посчитал возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя ответчика – МОУ СОШ №1 Аткарска – ФИО1, извещенной о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом и просившей рассмотреть настоящее гражданское дело в свое отсутствие.
Суд, исследовав письменные материалы дела, заслушав представителя истца, приходит к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
При этом в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
Статьей 57 ГПК РФ закреплено, что доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Суд в соответствии со ст.67 ГПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения.
Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью в силу ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, согласно ст.14 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
В судебном заседании установлено, что в МОУ СОШ №1 г.Аткарска, использующем в своей деятельности для освещения помещений ртутьсодержащие люминесцентные лампы, специальное помещение для первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не оборудовано, также для первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп используется ненадлежащая тара, которая не препятствует газовому или жидкостному обмену между средами, разделенными оболочкой (корпусом) тары, не составлен и не утвержден паспорт отходов I-IV классов опасности (л.д.5-10).
Согласно ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч.2 ст.39 ГПК РФ).
Представитель ответчика – МОУ СОШ №1 г.Аткарска – ФИО1, действующая на основании Устава МОУ СОШ №1 г.Аткарска, утвержденного Постановлением Администрации Аткарского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, и приказа Управления образования Администрации Аткарского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, признала иск Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области, что подтверждается заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенном к материалам настоящего гражданского дела. Последствия признания ответчиком иска, предусмотренные ст.ст.39, 173 ГПК РФ, ответчику разъяснены и понятны (л.д.15).
Признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, а потому у суда отсутствуют основания для непринятия признания ответчиком иска.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Аткарским межрайонным прокурором Саратовской области к МОУ СОШ №1 г.Аткарска исковых требований о возложении обязанности оборудовать специальное помещение по хранению отработанных ртутьсодержащих ламп, приобрести и обеспечить эксплуатацию тары для хранения отходов I класса опасности, составить паспорт отходов I-IV классов опасности.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с тем, что Аткарский межрайонный прокурор Саратовской области при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины в силу пп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), государственная пошлина в размере 300 рублей (пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ) подлежит взысканию с ответчика на основании абз.9 п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доход местного бюджета.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению – средней общеобразовательной школе №1 имени 397-й Сарненской дивизии города Аткарска Саратовской области о возложении обязанности оборудовать специальное помещение по хранению отработанных ртутьсодержащих ламп, приобрести и обеспечить эксплуатацию тары для хранения отходов I класса опасности, составить паспорт отходов I-IV классов опасности удовлетворить.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение – среднюю общеобразовательную школу №1 имени 397-й Сарненской дивизии города Аткарска Саратовской области оборудовать специальное помещение по хранению отработанных ртутьсодержащих ламп в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение – среднюю общеобразовательную школу №1 имени 397-й Сарненской дивизии города Аткарска Саратовской области приобрести и обеспечить эксплуатацию тары для хранения отходов 1 класса опасности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года №681 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение – среднюю общеобразовательную школу №1 имени 397-й Сарненской дивизии города Аткарска Саратовской области составить паспорт отходов I - IV классов опасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №1 имени 397-й Сарненской дивизии города Аткарска Саратовской области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Аткарский городской суд Саратовской области.
Председательствующий (подпись) Д.И.Кудряшова