Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Балтийск 29 апреля 2019 г.
Судья Балтийского городского суда Калининградской области Смыкова Г.А.,
при секретаре Башаевой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Балтийского городского округа о признании незаконными действий администрации Балтийского городского округа по выдаче отказа о предоставлении в собственность земельных участков и обязании предоставить указанные земельные участки в собственность,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Балтийского городского округа, в котором просит признать незаконными действия ответчика по выдаче отказа о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами «…» и «…» , а также обязании предоставить указанные земельные участки в собственность под существующие объекты недвижимости – хозяйственные постройки. Кроме того, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
В обоснование иска ФИО1 указывает, что на основании договоров аренды земельных участков «…» от 15.10.2018 и «…» от 14.09.2018 является арендатором двух земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами, которые расположены в территориальной зоне Ж3 и имеют вид разрешенного использования – ведение садоводства. На данных земельных участках в установленном законом порядке были возведены хозяйственные строения с кадастровыми номерами № и №, в отношении которых зарегистрировано право собственности.
Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанных земельных участков, на что получил отказ со ссылкой на то, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Балтийск», хозяйственная постройка относится к вспомогательным видам разрешенного использования.
С данным отказом истец не согласен и просит удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали, указав, что возведенные хозяйственные постройки являются капитальными строениями, что подтверждается экспертным заключением. Полагают, что указанные строения включены в перечень объектов, разрешенных для размещения на земельных участках с видом разрешенного использования - ведение садоводства. Считают, что на основании ст. 39.20 Земельного кодекса РФ истец вправе приобрести земельные участки в собственность, поскольку на них возведены объекты капитального характера.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела истец отказался от исковых требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, о чем судом вынесено соответствующее определение.
Представитель ответчика ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что размещение хозяйственной постройки на земельном участке с разрешенным видом использования – ведение садоводства в зоне Ж3 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Балтийск» отнесено к вспомогательным видам разрешенного использования земельного участка. Указывает, что хозяйственная постройка является вспомогательным строением, служащим для обслуживания основного строения, которые на земельных участках отсутствуют.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.
В связи с принятием Закона Калининградской области от 31.05.2018 № 176 «Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования «Балтийский муниципальный район», и организации местного самоуправления на объединенной территории» с 1 января 2019 г. городское поселение «Город Балтийск» утратило статус муниципального образования, образовано МО «Балтийский городской округ».
Как следует из материалов дела, 14 сентября 2018 г. между администрацией муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» и ФИО1 заключен договор «…» аренды земельного участка площадью 798 кв.м, с кадастровым номером «…» , расположенного по адресу: «…» ; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – ведение садоводства, сроком аренды до 14 сентября 2028 г.
Кроме того, 15 октября 2018 г. между сторонами заключен договор «…» аренды земельного участка площадью 801 кв.м., с кадастровым номером «…» , расположенного по адресу: «…» ; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – ведение садоводства, сроком аренды до 15 октября 2028 г.
На предоставленных в аренду земельных участках ФИО1 возвел хозяйственные постройки площадью по 1.7 кв.м. на каждом и 29 ноября 2018 г. зарегистрировал на данные постройки право собственности, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
3 декабря 2018 г. истец обратился в администрацию МО городское поселение «Город Балтийск» с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанных земельных участков, на что получил отказ.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» Ж-3 – зона застройки индивидуальными жилыми домами. Хозяйственные постройки указанным документом отнесены к вспомогательным видам разрешенного использования.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Статьей 39.2 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9-11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу п. 2 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Пункт 3 названной нормы устанавливает, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Из положений ст. 39.3 ЗК РФ следует, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 6 пункт 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исходя из приведенных выше законоположений право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, и в реализации такого права не может быть отказано, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу положений Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действовавшего в период возникновения спорных отношений, садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей. К хозяйственным постройкам отнесены сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.
Вид разрешенного использования земельного участка относится к числу его важнейших характеристик, поскольку совместно с целевым назначением (категорией) земель, на которых земельный участок сформирован, определяет его правовой режим, от которого зависит, как земельный участок предоставляется пользователям, как он может пользоваться и в каких пределах им можно распоряжаться.
Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Спорные земельные участки имеют основной вид разрешенного использования: ведение садоводства, и в аренду они предоставлены также с данной целью.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540.
В соответствии с п. 13.2 классификатора видов разрешенного использования «ведение садоводства» (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 09.08.2018 № 418) включает осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Суд полагает, что истцом не представлено допустимых достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих тот факт, что объекты недвижимости, возведенные на спорных земельных участках, предоставленных для целевого использования: для ведения садоводства, являются самостоятельными объектами недвижимости. Сами по себе факты наличия на земельных участках нежилых хозяйственных построек не порождают право истца на приобретение земельных участков в собственность в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ, поскольку данные объекты не имеют самостоятельного функционального значения, так как носят вспомогательный характер и не отвечают первоначальным целям предоставления земельных участков.
В силу п.1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объектами капитального строительства признаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие), в то время как в силу п. 10.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, некапитальные строения, сооружения - это строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ право использования объекта капитального строительства возникает после ввода объекта в эксплуатацию.
Особенностью хозяйственных построек является то, что они не могут быть использованы в качестве здания, сооружения, поскольку для их возведения не требуется получение разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию. Данные объекты носят временный характер.
Учитывая, что определение правового режима объекта, то есть, установление, является ли объект движимым или недвижимым имуществом, является вопросом права, а не специальных знаний, то правовой режим объекта не может быть определен только лишь на основании представленного истцом Заключения эксперта «…» Автономной некоммерческой организации «Калининградское бюро судебной экспертизы и оценки» о том, что хозяйственные постройки являются капитальными строениями.
Доводы истца о том, что хозяйственные постройки являются капитальными, имеют ленточный фундамент, не свидетельствуют о том, что данный объект является капитальным строительством, в силу положений п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом наличие у спорных строений ленточного фундамента само по себе также не предопределяет их категорию как объектов недвижимого имущества.
Также отличительным признаком некапитального объекта от капитального является его временность, а именно факт возведения объекта на определенный срок.
В то же время, из указанного заключения эксперта следует, что спорные объекты представляют собой временные здания, с наименьшими требованиями долговечности, огнестойкости и комфортности.
Поскольку здания, строения или сооружения в смысле положений подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ на спорных земельных участках отсутствуют, суд приходит к выводу, что оснований для возложения на ответчика обязанности по передаче земельных участков в собственность ФИО1 не имелось, оспариваемые решения администрации являются правомерными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 о признании незаконными действий администрации Балтийского городского округа по выдаче отказа о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами «…» и «…» , а также обязании администрации БГО предоставить указанные земельные участки в собственность под существующие объекты недвижимости – хозяйственные постройки, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Балтийского городского суда
Калининградской области Г.А. Смыкова
Мотивированное решение изготовлено 6 мая 2019 г.