ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-182/2018 от 08.02.2018 Поронайского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-182/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2018 года г. Поронайск

Поронайский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Л.В. Домниковой,

при секретаре Т.М. Волохович,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к отделению по Поронайскому району Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области», Государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки Сахалинской области» о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению единовременной социальной выплаты, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением к отделению по Поронайскому району Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области».

В обосновании иска указано, что дата истец обратилась в отделение по Поронайскому району Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты многодетным семьям на приобретение, возмещение жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области, на которое получила отказ в виду отсутствия разрешения на строительство, оформленное на заявителя или её супруга. С данным решение отделения по Поронайскому району Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» истец не согласна, в связи с чем просит суд признать решение * от дата об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным, обязать ответчика предоставить единовременную социальную выплату в размере 50 процентов стоимости построенного жилого помещения, расположенного по адресу: *, взыскать с ответчика в её пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере * рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере * рублей.

Определением Поронайского городского суда от дата к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки Сахалинской области».

Представители истца, допущенные к участию в деле в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержали.

Представитель ответчика, действующий по доверенности, ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям изложенным в отзыве, согласно которому ФИО1 в отделение по Поронайскому району Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» не представлено документов подтверждающих, что построенный жилой дом отвечает техническим правилам и нормам и является пригодным для постоянного проживания.

Истец, ФИО1, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Закона Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области» многодетным семьям предоставляется социальная поддержка в виде следующих денежных выплат: единовременная социальная выплата в размере 50 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области, но не более 2000000 рублей, при рождении в семье третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2013 года при условии регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Сахалинской области.

Частью 3 вышеназванной статьи предусмотрено, что единовременная социальная выплата, установленная пунктом 3 части 1 настоящей статьи, предоставляется однократно многодетной семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, при соблюдении одного из следующих условий: если родитель (одинокий родитель) рожден на территории Сахалинской области и проживает на территории Сахалинской области в общей сложности не менее 10 лет; если один из родителей рожден на территории Сахалинской области и один из родителей проживает на территории Сахалинской области в общей сложности не менее 10 лет либо оба родителя рождены на территории Сахалинской области и проживают (проживали) на территории Сахалинской области в общей сложности не менее 10 лет; если один из родителей (одинокий родитель) проживает (проживал) на территории Сахалинской области в общей сложности не менее 20 лет.

Согласно части 1 статьи 11 Закона Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в сахалинской области» меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются в соответствии с правилами, устанавливаемыми уполномоченным органом, за исключением мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 10 настоящего Закона.

Приказом министерства социальной защиты Сахалинской области от 24 декабря 2015 года № 170-н утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Предоставление единовременной социальной выплаты в размере 50 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области, но не более 2000000 рублей».

Согласно пункта 1.2 административного регламента, право на получение государственной услуги имеют семьи, проживающие на территории Сахалинской области, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, - до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, при условии совместного проживания несовершеннолетних детей с родителями (одним из родителей), нуждающиеся в улучшении жилищных условий (далее - многодетная семья).

Право на единовременную социальную выплату в размере 50 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области, но не более 2000000 рублей (далее - единовременная социальная выплата), возникает при рождении третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2013 года при условии регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Сахалинской области. При определении права число рождений учитывается по количеству детей (за исключением опекаемых, приемных), рожденных одной матерью. Указанное условие не распространяется на семьи, в случае проживания и воспитания в них родных детей супруга, матери которых погибли (умерли) либо лишены родительских прав.

Единовременная социальная выплата предоставляется в случаях: приобретения, начиная с 1 января 2014 года, на договорных условиях у физических и (или) юридических лиц жилого помещения (квартиры, части/доли квартиры; индивидуального жилого дома, части/доли жилого дома; комнаты), признанного пригодным для проживания и отвечающего установленным техническим требованиям к жилым помещениям; заключения, начиная с 1 января 2014 года, договора участия в долевом строительстве или договора строительного подряда на строительство жилого помещения.

Единовременная социальная выплата предоставляется одному из родителей, с которым проживают дети, и выплачивается на основании решения о назначении, принятого государственным казенным учреждением «Центр социальной поддержки Сахалинской области».

Согласно пункта 2.6.1 административного регламента, для назначения социальной выплаты в случае подачи заявления после завершения строительства жилого помещения по договору строительного подряда, заключенному после 1 января 2014 года, заявитель представляет следующие документы: разрешение на строительство, оформленное на заявителя или супруга (супругу) заявителя; договор строительного подряда; акт приема-передачи жилого помещения; выписку из ЕГРП; документ, подтверждающий право собственности заявителя или супруга (супруги) заявителя на земельный участок, на котором осуществлялось строительство жилого помещения, или право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, или право пожизненного наследуемого владения таким земельным участком, или право аренды такого земельного участка, или право безвозмездного срочного пользования земельным участком, который предназначен для жилищного строительства и на котором осуществлялось строительство; документ, подтверждающий, что жилое помещение отвечает установленным техническим требованиям и пригодно для проживания (выписка из ЕГРП, заключение муниципальной межведомственной комиссии по оценке жилых помещений, технический/кадастровый паспорт на жилое помещение).

Согласно пункта 2.6.5 административного регламента Министерство и Учреждение не вправе требовать от заявителя: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги; представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Сахалинской области и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Из материалов дела следует, что ФИО1, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 являются собственниками общей долевой собственности (по ? доли у каждого) земельного участка, расположенного по адресу: *. Данная информация подтверждена имеющимися в материалах дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Из договора строительного подряда на строительство жилого помещения от дата следует, что ФИО1 и ООО «ЭНКИ» заключили настоящий договор предметом которого является следующее: «Подрядчик обязуется в соответствии со сметным расчётом осуществить строительство объекта недвижимости общей площадью 120 кв. м. на земельном участке с кадастровым номером *, категория земель – земли населенных пунктов, общая площадь 820 кв. м., находящийся по адресу: *, принадлежащем заказчику на праве личной собственности в течении 150 (ста пятидесяти) рабочих дней с момента начала работ, а заказчик обязуется принять работу.».

Оплата работ, согласно договора, производится поэтапно: * рублей, оплачивается Заказчиком в момент подписания данного договора, * рублей, оплачивается заказчиком до дата и * рублей в момент подписания акта выполненных работ.

Из акта приема-передачи выполненных работ от дата следует, что подрядчик выполнил работы согласно смете в полном объеме и передал результат выполненных работ заказчику. Согласно смете работы произведены на сумму * рублей. Заказчик принял выполненные работы. Качество выполненных работ и сроки их выполнения соответствуют требованиям заказчика и договора. Претензий к качеству выполненных работ и к срокам их выполнения у заказчика к подрядчику не имеется.

Согласно квитанций к приходным кассовым ордерам № б/н от дата и № б/н от дата ФИО1 произвела оплату согласно условий договора от дата размере * рублей дата и * рублей дата .

Из сообщения СНТ «Радужное» от дата на обращение ФИО1 о необходимости получения разрешения на строительство на земельном участке предназначенном для ведения садоводства, следует, что выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства регламентируется положениями статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой в случае строительства на земельном участке, предназначенном для садоводства, дачного хозяйства, выдача разрешения на строительство не требуется. Аналогичная ситуация усматривается из ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации ** от дата на обращение председателя общественной организации «Садоводы Сахалина и Курил».

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что правообладателями жилого дома общей площадью 125,5 кв. м., расположенного по адресу: *, являются ФИО1, ФИО5, ФИО6 и ФИО7.

дата ФИО1 обратилась в ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» с заявлением * о предоставлении многодетным семьям единовременной социальной выплаты в размере 50 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области, но не более 2 000 000 рублей с приложением необходимых документов.

Из решения отделения по Поронайскому району ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» от дата * следует, что ФИО1 отказано в предоставлении единовременной социальной выплаты на основании пункта 3 части 1 статьи 12 Закона Сахалинской области «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области» в связи не предоставлением разрешения на строительство.

дата отделение по Поронайскому району ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» направили письмо ФИО1 об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты.

Одной из задач Закона Сахалинской области «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области» является улучшение жилищных условий многодетных семей. Для достижения этой цели многодетным семьям выплачивается единовременная социальная выплата в размере 50 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области, но не более 2 000 000 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Абзац 2 статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определяет, что садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 7-П абзац 2 статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.

Признавая неконституционность подобного ограничения. Конституционный Суд Российской Федерации указал на взаимосвязь и взаимообусловленность свободы выбора места пребывания и жительства и другого права, неотчуждаемого и принадлежащего каждому от рождения - права на жилище (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации), предполагающего, в свою очередь, для гражданина Российской Федерации свободу в выборе жилого помещения для постоянного или преимущественного проживания, обладание право пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.

В действующем законодательстве отсутствует норма, закрепляющая требование о первоочередном использовании садовых земельных участков для осуществления сельскохозяйственной деятельности. При этом, гражданским и жилищным законодательством возможность использования жилых строений, расположенных на садовых земельных участках в иных, помимо выращивания сельхозпродукции и отдыха граждан, целях, в том числе для их постоянного пли преимущественного проживания, не исключается.

С учетом указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которое в силу статьи 6 и части 2 статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» является общеобязательным для применения, возможность возведения на дачном земельном участке жилого дома для постоянного проживания с правом регистрации проживания в нем допускается.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО8 на принадлежащем ей и её несовершеннолетним детям земельном участке с привлечением подрядчика построен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке, что не может быть расценено как самовольная постройка.

Кроме того представители истца в судебном заседании пояснили, что дом подключен к необходимым коммуникациям, строение оборудовано жилыми комнатами, санитарным узлом, кухней, дом пригоден для постоянного проживания и истец намерена постоянно проживать в данном доме.

Поскольку цели и задачи, на выполнение которых направлен Закон Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-30 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области», достигнуты, объект истцом создан в целях улучшения жилищных условий семьи, суд приходит к выводу, что истец имеет право на получение единовременной социальной выплаты, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 4 Закона Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-30 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области».

При рассмотрении ходатайства представителей истца ФИО2 и ФИО3 о взыскании судебных расходов в сумме * рублей суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2017 года № 1666-О указывается, что возмещение судебных расходов на основании части первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации осуществляется только той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и в соответствии с тем судебным постановлением, которым спор разрешен по существу. Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования. В свою очередь, вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом в суд требования непосредственно связан с выводом суда, содержащимся в резолютивной части его решения (часть пятая статьи 198 ГПК Российской Федерации), о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов.

Исходя из того, что суд удовлетворил требования иска, то истцом было заявлено к ответчику правомерное требование.

Из договора на оказание юридических услуг от дата , заключенного между ФИО1 и ФИО2 и ФИО3 следует, что обе последние представительницы обязались: подготовить исковое заявление, участвовать в суде по делу. К договору приложена расписка о получении * рублей.

Учитывая сложность иска, по которому заявлено два требования и оба удовлетворены, что как на подготовку, так и на судебное заседание представители истца ФИО2 и ФИО3 приезжали из другого города, они активно участвовали в предоставлении доказательств и обосновании требований иска, суд полагает подлежащим удовлетворению сумму в размере * рублей за обеих представителей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,

р е ш и л :

Иск ФИО1 к отделению по Поронайскому району Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области», Государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки Сахалинской области» о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению единовременной социальной выплаты, взыскании судебных расходов – удовлетворить.

Признать незаконным решение отделения по Поронайскому району ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» от дата * об отказе ФИО1 в предоставлении единовременной социальной выплаты.

Возложить на Государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки Сахалинской области» обязанность предоставить ФИО1 единовременную социальную выплату в размере 50 % стоимости построенного жилого помещения, расположенного по адресу: *.

Взыскать с Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» в пользу ФИО1 судебные расходы на оплату услуг двух представителей в сумме * рублей и по уплате государственной пошлины в сумме * рублей, а всего * рублей.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья Поронайского городского суда Л.В. Домникова