Дело № 2-182/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2021 года с. Пировское
Пировский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Мельниковой И.Н.,
при секретаре Мухаметзяновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Рециклинговая Компания» о защите прав потребителя в сфере жилищно-коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивировав тем, что ответчик ежемесячно выставляет счет за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО), которыми истец фактически не пользуется. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО в письменной форме с истцом не заключался, контейнерные площадки с контейнерами, в которые должно осуществляться складирование накоплений, в месте её проживания отсутствуют, услуга по обращению с ТКО не оказывалась и не оказывается. Просит расторгнуть договор, заключенный между ней и ООО «Рециклинговая Компания» (далее ООО «РК»), обязать ответчика аннулировать незаконно начисленную задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО; взыскать с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, расходы на оплату юридических услуг в размере 31800 рублей.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие Ранее в предварительном судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что весь мусор она сжигает в печи, отходы высыпает в компостную яму в огороде.
Представитель ответчика ООО «РК» по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, представил отзыв на исковые требования ФИО1, в котором указал, что согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018г., ст.8 ФЗ № к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО. Отсутствие места (площадки) накопления ТКО вблизи места жительства конкретного потребителя не может свидетельствовать о некачественном оказании услуги ответчиком. Истец был вправе обратиться в орган местного самоуправления с требованием организовать место (площадку) накопления ТКО и включить ее в территориальную схему обращения с отходами. Согласно п.4 ст.24.7 ФЗ № собственники ТКО обязаны заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Договор между ответчиком и потребителями считается заключенным в рамках действующего законодательства на условиях типового договора, утвержденного Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №. Основания для перерасчета размера платы за обращение с ТКО отсутствуют. Просил исковые требования истца оставить без удовлетворения.
В судебном заседании уточнено наименование ответчика, по настоящему гражданскому делу следует считать ответчиком ООО «Рециклинговая компания».
Изучив материалы гражданского дела, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами (ч.4 ст.154 ЖК РФ).
Согласно ч.5 ст.30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ года№-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ года№-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом ДД.ММ.ГГГГ года№-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.9 ст.155 ЖК РФ самостоятельное содержание имущества собственником в отношении сбора и вывоза твердых бытовых отходов, за исключением крупногабаритных отходов, невозможно и должно производиться в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу п.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В п.1 ст.310 ГК РФ указано, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно п.1 ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу п.1 ст.782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии со ст.32 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Пунктом 1 ст.450.1 ГК РФ предусмотрено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст.310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора ) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (п.2).
В силу положений ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года№-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст.24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п 8(17) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, ее право пользования никем из участников процесса не оспаривается.
Ежемесячно потребителю приходят квитанции по оплате за услугу обращение с ТКО на сумму 148,03 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлена претензия о расторжении договора об оказании услуги по обращению с ТКО и аннулировании начисленной задолженности за сбор и вывоз ТКО.
В обоснование заявленных требований, истец ФИО1 ссылается на то, что услуга ей не оказывается, кроме того, она в ней не нуждается, поэтому просит расторгнуть договор с ООО «РК» который в письменной форме не заключался, аннулировать незаконно начисленную задолженность за потребление данной услуги.
Вместе с тем, в соответствии с Приказом Министерства экологии и рационального природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-од ООО «РК» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) для Лесосибирской технологической зоны <адрес>, включающей в себя адрес: <адрес>, на 10 лет.
В соответствии с п.4 ст.24.7 ФЗ от 24.076.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Таким образом, заключение договора с региональным оператором, то есть с ООО «РК» для собственника ТКО, то есть ФИО1, как лица, проживающего в частном доме, является обязанностью, а не правом.
То обстоятельство, что договор с ФИО1 не заключен в письменной форме, не может служить основанием для признания такого договора недействительным, поскольку порядок заключения договора в отсутствие письменного на то согласия потребителя, регулируется п. 8(17) и 8 (18) постановления Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами», в силу которого граждане, зарегистрированные на территории <адрес>а <адрес> как по месту жительства, в силу требований Правил обращения с твердыми коммунальными отходами обязаны заключать с ООО «РК» договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, при этом суд учитывает, что типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО в виде публичной оферты размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ООО «РК», а также опубликован в газете «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Потребитель был обязан направить в течение 15 рабочих дней со дня размещения предложения о заключении договора заявку и документы. В случае ненаправления такой заявки с документами, договор на оказание услуг считается заключённым на условиях типового договора и вступившим в силу на 16 рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте. Поскольку ФИО1, не направила заявку в установленное законом время, она обязана оплачивать услугу по обращению с ТКО в соответствии с условиями типового договора.
Таким образом, суд полагает, что отсутствие между ФИО1 и ответчиком письменного договора на обращение с ТКО не может служить основанием для невнесения установленной законом платы за оказанную услугу.
Ежемесячная плата на вывоз ТКО рассчитывается исходя из формулы: тариф на услугу регионального оператора х норматив накопления х количество зарегистрированных человек.
1480,27х0,05х2 (количество человек, зарегистрированных по адресу, что не оспаривается истцом)=148,03 рублей в месяц.
Согласно представленному ответчиком расчету, задолженность истца за услугу по обращению с ТКО за период с мая 2020 года по октябрь 2021 года составила 4697,46 рублей.
Поскольку данная сумма рассчитана в соответствии с нормативными документами, правильность ее начисления проверена судом, суд не видит оснований для признания начисленной задолженности незаконной.
Доводы ФИО1 о том, что весь мусор она сжигает в печи, а отходы высыпает в компостную яму в огороде, суд не может принять во внимание, поскольку и при наличии печи, существует мусор, который не подлежит сжиганию.
Так, в соответствии со ст.18 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
То есть, сжигание мусора может происходить только в специализированных печах, в которых установлено оборудование для очитки выбросов.
Таким образом, утилизация отходов жизнедеятельности в печи не предусмотрена действующим законодательством.
Доводы ФИО1 о том, что вывоз ТКО осуществляется ООО «РК» нерегулярно, не имеется площадок для складирования мусора, нет контейнера для его складирования, суд полагает неосновательными исходя из следующего.
Для частного сектора на территории <адрес> сбор ТКО осуществляется мешковым способом специализированной техникой – мусоровозами. График вывоза: ежедневно – при температуре выше +5С; понедельник, среда, пятница – при температуре +5С и ниже.
Создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в силу п. 1, 2 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства» относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами. ФИО1 не представлено доказательств по обращению в администрацию Пировского муниципального округа для организации специальной площадки для накопления мусора, а также за предоставлением бака для утилизации этого мусора.
Таким образом, в данной части также какой-либо вины ООО «РК» не установлено.
При таких обстоятельствах, суд считает требования ФИО1 о расторжении договора, заключенного ООО «РК» с ФИО1; возложении на ответчика обязанности аннулировать незаконно начисленную задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО, неправомерными и неподлежащими удовлетворению.
В связи с тем, что суд не находит нарушений в действиях ООО «РК» прав ФИО1 как потребителя, оснований для компенсации морального вреда, судебных расходов истцу также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Рециклинговая компания» о защите прав потребителя в сфере жилищно-коммунальных услуг - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Пировский райсуд в течение 1 месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья И.Н. Мельникова
Копия верна: Судья:
Мотивированное решение изготовлено судом 03.12.2021 года.