Дело № 2-183(2)/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июля 2018 года рабочий посёлок Дергачи
Ершовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Елтарёва Д.Г.,
при секретаре судебного заседания Сакрыкиной Н.Д.,
с участием:
истицы ФИО1,
представителя истицы ФИО1 - ФИО2,
представителя ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ершовском районе Саратовской области (межрайонное) - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ершовском районе Саратовской области (межрайонное) о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дергачевском районе Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей, ФИО1, досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, возложении обязанности включить в стаж, дающий ей, ФИО1, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов: работы учителем средней школы №<адрес><адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения на курсах повышения квалификации: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признании за ней, ФИО1, права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ершовском районе Саратовской области (межрайонное) обязанности назначить ей, ФИО1, досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
ФИО1 (далее по тексту - истица) обратилась в Ершовский районный суд Саратовской области с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ершовском районе Саратовской области (межрайонное) (далее по тексту - ответчик, пенсионный орган) о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дергачевском районе Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей, ФИО1, досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, возложении обязанности включить в стаж, дающий ей, ФИО4, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов: работы учителем средней школы №<адрес> Туркменистрана с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения на курсах повышения квалификации: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признании за ней, ФИО1, права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ершовском районе Саратовской области (межрайонное) обязанности назначить ей, ФИО1, досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования ФИО1 обосновала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дергачевском районе Саратовской области с заявлением о назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. По её мнению, к этой дате она имела стаж работы, необходимый для назначения досрочной пенсии, а именно 25 лет 3 месяца 28 дней. Ею учитывалась работа учителем средней школы №<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (три года), учителем МОУ «СОШ <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (22 года 3 месяца 28 дней), о чём свидетельствуют записи в её трудовой книжке. Решением Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Дергачевском районе Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В оспариваемом ею решении указано, что она имеет 22 года 1 месяц 18 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Такое решение считает незаконным по следующим основаниям. Из стажа на соответствующих видах работ исключены период работы учителем средней школы №<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на отсутствие: сведений о том, продолжает ли в настоящее время действовать институт досрочных пенсий на территории этого государства или о дате отмены института досрочных пенсий в этом государстве; документов, отвечающих требованиям Российского пенсионного законодательства, в которых в основание предоставления пенсионных льгот указано национальное законодательство государства, на территории которого протекала работа (а не законодательство Российской Федерации), содержащих сведения о наличии с пенсионным законодательством Российской Федерации условий; подтверждения компетентным органом, что эти периоды учитывались при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством этого государства. При определении права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, приобретённый до 1 января 2002 года стаж может исчисляться с применением положений, установленных Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 2 П от 29 января 2004 года, согласно которым, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Требования статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Исчисление льготного стажа регламентируют Правила исчисления периодов работы для досрочного назначения трудовой пенсии, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781. Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). Между Российской Федерацией и Туркменистаном действует Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств. Пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения в области пенсионного обеспечения. В соответствии с Письмом Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» и Указанием Минсоцзащиты Российской Федерации от 18 января 1996 года № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР», пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном Соглашением. При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года. Таким образом, этот период её работы подлежит включению в педагогический стаж. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. В периоды нахождения па курсах повышения квалификации: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 дня); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 дня); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 дня); со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 дней); c lДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 дней) (итого из льготного стажа исключёно 2 месяца 11 дней), за ней сохранялась заработная платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в льготный стаж.
В судебном заседании истица ФИО1 свои требования поддержала, дала объяснения, в которых подтвердила сведения и доводы, приведённые в исковом заявлении, пояснила также, что собственно трудовой книжки у неё нет, поскольку при её увольнении из средней школы №<адрес>ДД.ММ.ГГГГ директором образовательной организации из-за отсутствия бланков трудовых книжек был заполнен и передан ей только вкладыш в трудовую книжку.
Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ершовском районе Саратовской области (межрайонное) - ФИО3, действуя на основании доверенности, заявив о непризнании ответчиком иска, дала объяснения, аналогичные по содержанию письменным возражениям на исковое заявление.
Изучив сведения и доводы, изложенные в исковом заявлении (т. 1, л.д. 3-7), письменных возражениях ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ершовском районе Саратовской области (межрайонное) на исковое заявление (т. 1, л.д. 128-130), выслушав объяснения истицы ФИО1 и представителя ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ершовском районе Саратовской области (межрайонное) - ФИО3, мнение представителя истицы ФИО1 - ФИО2, полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав путём оглашения в судебном заседании письменные доказательства, оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, а также их достаточность и взаимную связь, руководствуясь законом и совестью, суд в процессе разбирательства гражданского дела установил нижеследующие обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 30.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения были предусмотрены подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2015 года.
29 декабря 2017 года ФИО1 обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дергачевском районе Саратовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста (т. 1, л.д. 61-63).
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дергачевском районе Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием, по мнению пенсионного органа, требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не учтены: период работы учителем средней школы №<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия: сведений о том, продолжает ли в настоящее время действовать институт досрочных пенсий на территории этого государства или о дате отмены института досрочных пенсий в этом государстве; документов, отвечающих требованиям Российского пенсионного законодательства, в которых в основание предоставления пенсионных льгот указано национальное законодательство государства, на территории которого протекала работа (а не законодательство Российской Федерации), содержащих сведения о наличии с пенсионным законодательством Российской Федерации условий; подтверждения компетентным органом, что эти периоды учитывались при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством этого государства; периоды нахождения на курсах повышения квалификации со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как включение этих периодов в стаж не предусмотрено ни постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№, ни постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. 1, л.д. 54-57).
Согласно указанному выше решению и расчёту стажа, ФИО1 имеет: 22 года 1 месяц 18 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, исчисленного по Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781; 22 года 1 месяц 18 дней, исчисленного в соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; 22 года 1 месяц 18 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исчисленного с учётом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П (т. 1, л.д. 54-57; 60).
Полагая такое решение пенсионного органа незаконным, ФИО1 оспорила его, настаивая, что исключённые пенсионным органом периоды должны быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Суд соглашается с частью доводов истицы в связи с нижеследующим.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», в соответствии с подпунктом «м» пункта 1 которого, при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённого Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет» в разделе «Наименование учреждений» указаны школы всех типов и наименований, а в разделе «Наименование должностей» - учителя.
В пункте 1 раздела «Наименование должностей» и пункте 8 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» указана должность учителя в общеобразовательных учреждениях: начальной общеобразовательной школе; основной общеобразовательной школе; средней общеобразовательной школе, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов.
Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в числе образовательных учреждений указаны общеобразовательные учреждения - школы всех наименований.
В пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, указаны заместитель директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а также учитель.
При этом пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определённых этими Правилами.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ранее применявшийся Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (статья 10) содержал в себе аналогичные положения.
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при применении этого Федерального закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При подсчёте страхового стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу статьи 39 Кодекса законов о труде Российской Федерации (до 25 сентября 1992 года - Кодекс законов о труде РСФСР), пункта 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утверждённого Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года № 190, которые действовали в спорные периоды, а также статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ), действующего в настоящее время, трудовая книжка определена как основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника до регистрации его в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».
В соответствии с пунктом 11 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно записям во вкладыше в трудовую книжку, ФИО1 работала: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учителем русского языка и литературы в Общеобразовательной средней школе №<адрес>; в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время учителем и заместителем директора по учебной части в Орошаемской средней школе, которая в 1997 году реорганизована в Среднюю общеобразовательную школу <адрес>, которая в 2003 году реорганизована в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» <адрес>, которое в 2011 году реорганизовано в Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» <адрес>, которое в 2013 году реорганизовано в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» <адрес> (т. 1, л.д. 12-17).
Из справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, выданной Управлением образования администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области, усматривается, что ФИО1 в период работы в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» <адрес> выработала норму учебной нагрузки в следующем объёме: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1,33 ставки учителя (24 часа в неделю), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1,33 ставки учителя (24 часа в неделю), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1,33 ставки учителя (24 часа в неделю), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1,39 ставки учителя (25 часов в неделю), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку заместителя директора по учебно - воспитательной работе и 1,2 ставки (22 часа в неделю) учителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку заместителя директора по учебно - воспитательной работе и 0,78 ставки (14 часа в неделю) учителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку заместителя директора по учебно - воспитательной работе и 0,72 ставки (13 часа в неделю) учителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку заместителя директора по учебно - воспитательной работе и 0,78 ставки (14 часов в неделю) учителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку заместителя директора по учебно - воспитательной работе и 0,89 ставки (16 часов в неделю) учителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку заместителя директора по учебно - воспитательной работе и 0,83 ставки (15 часов в неделю) учителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку заместителя директора по учебно - воспитательной работе и 0,72 ставки (13 часов в неделю) учителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку заместителя директора по учебно - воспитательной работе и 0,78 ставки (14 часов в неделю) учителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку заместителя директора по учебно - воспитательной работе и 0,67 ставки (12 часов в неделю) учителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку заместителя директора по учебно - воспитательной работе и 0,94 ставки (17 часов в неделю) учителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку заместителя директора по учебно - воспитательной работе и 0,83 ставки (15 часов в неделю) учителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку заместителя директора по учебно - воспитательной работе и 0,72 ставки (13 часов в неделю) учителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку заместителя директора по учебно - воспитательной работе и 0,61 ставки (11 часов в неделю) учителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку заместителя директора по учебно - воспитательной работе и 0,94 ставки (17 часов в неделю) учителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку заместителя директора по учебно - воспитательной работе и 1,06 ставки (19 часов в неделю) учителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку заместителя директора по учебно - воспитательной работе и 0,94 ставки (17 часов в неделю) учителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку заместителя директора по учебно - воспитательной работе и 1,11 ставки (20 часов в неделю) учителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 ставку заместителя директора по учебно - воспитательной работе и 1,39 ставки (25 часов в неделю) учителя, в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребёнком не находилась; проходила курсы повышения квалификации: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) (т. 1, л.д. 32, 33).
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные положения содержались Федеральном законе от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который действовал до 1 января 2015 года.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств, а именно Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, урегулированы международным договором.
13 марта 1992 года в городе Москве между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту - Соглашение), вступившее в силу с момента подписания.
В статье 1 Соглашения указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Соглашение подписано государствами - участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Туркменистаном.
Согласно статье 11 Соглашения, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств или государств, входивших в состав СССР до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Из содержания пункта 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерацией от 31 января 1994 года № 1-369-18 следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
В соответствии с пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утверждённых распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 4 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утверждённых распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашения, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Применительно к изложенному, оценка имеющихся в деле доказательств, а именно справки средней школы № отдела образования <адрес> о том, что учитель русского языка и литературы ФИО1 была уволена из этой образовательной организации ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 18, 19), письмо Управления Пенсионного фонда <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о направлении в пенсионный орган Российской Федерации сведений о работе и заработной плате ФИО1 (т. 1, л.д. 20, 21), копия аттестационного листа ФИО1, как учителя русского языка и литературы школы №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 22, 23), справки Главного Управления образования <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о факте выплаты и размере заработной платы ФИО1 за период с января 1993 года по июль 1995 года включительно (т. 1, л.д. 24, 25), справки Главного Управления образования <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в 1997 году городской отдел образования <адрес> упразднился и передан в ведение Главного Управления образования Лебапского велаята, а в 1999 году <адрес> был переименован в <адрес>, в связи с чем, ФИО1 работала учителем в средней школе № в городском отделе образования <адрес>, а ныне - Главного Управления образования <адрес> (т. 1, л.д. 26, 27), справки Главного Управления образования Лебапского велаята № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО1 действительно работала в средней школе № в городском отделе образования <адрес> учителем русского языка и литературы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и выработала норму учебной нагрузки в следующем объёме: в 1993 году на 1 ставку (14 часов) в старших классах и 1 ставку (16 часов) в начальных классах; в 1994 году на 1 ставку (14 часов) в старших классах и 1 ставку (16 часов) в начальных классах; в 1995 году на 1 ставку (14 часов) в старших классах и 1 ставку (16 часов) в начальных классах (т. 1, л.д. 28, 29), позволяет суду прийти к выводу, что истицей доказано осуществление педагогической деятельности на территории Туркменистана, подлежащей включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, а именно работы учителем русского языка и литературы в средней школе №<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в распоряжении пенсионного органа имелись все приведённые выше сведения, оспариваемое решение пенсионного органа в части исключения из стажа ФИО1, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы учителем средней школы №<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать обоснованным.
Отсутствие, как указал пенсионный орган в оспариваемом решении, сведений о том, продолжает ли в настоящее время действовать институт досрочных пенсий на территории этого государства или о дате отмены института досрочных пенсий в этом государстве, документов, отвечающих требованиям Российского пенсионного законодательства, в которых в основание предоставления пенсионных льгот указано национальное законодательство государства, на территории которого протекала работа (а не законодательство Российской Федерации), содержащих сведения о наличии с пенсионным законодательством Российской Федерации условий, подтверждения компетентным органом, что эти периоды учитывались при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством этого государства, не является обстоятельством, препятствующим включению периода педагогической работы в Туркменистане в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в Российской Федерации, в связи с чем, суд отвергает такой довод стороны ответчика как несостоятельный, противоречащий фактическим обстоятельствам дела и положениям нормативных правовых актов в сфере пенсионного обеспечения.
Нельзя признать обоснованным и исключение из стажа ФИО1, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Так, согласно статье 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу пункта 4 названных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Обстоятельства нахождения истицы в спорные периоды на курсах повышения квалификации на основании приказов работодателя подтверждены представленными в материалы дела доказательствами.
Из справки Управления образования администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области видно, что за периоды со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 начислялась заработная плата и работодатель перечислял страховые платежи в пенсионный фонд (т. 1, л.д. 32, 33).
Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Доводы ответчика, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, о том, что спорные периоды не могут быть засчитаны в специальный стаж, так как включение указанных периодов не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», являются несостоятельными, так как отсутствие в правилах, утверждённых этими нормативными правовыми актами, прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации не является основанием для исключения данных периодов из специального стажа.
Таким образом, исследованные доказательства свидетельствуют, что, принимая решение об отказе ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости, пенсионный орган необоснованно не учёл в специальном стаже, дающем истице право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы учителем средней школы №<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 7 месяцев) и периоды нахождения на курсах повышения квалификации со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 дня), со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 дней), а всего 2 года 9 месяцев 11 дней.
Вместе с тем, абзацем вторым пункта 38 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках» установлено, что вкладыш без трудовой книжки недействителен.
Поэтому имеющаяся в представленном истицей вкладыше в трудовую книжку запись о том, что она работала учителем средней школы №<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, допустимым доказательством осуществления педагогической деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не является.
Других доказательств, подтверждающих факт осуществления педагогической деятельности в указанный период времени, истица не представила, в материалах гражданского дела такие доказательства отсутствуют.
В этой связи следует признать, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно правильно исключён пенсионным органом из специального стажа ФИО1 за выслугу лет, дающего право на назначение ей досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.
При установленных обстоятельствах решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дергачевском районе Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит признанию незаконным в части невключения ФИО1 в специальный стаж за выслугу лет, дающий право на назначение ей досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста, периода работы учителем средней школы №<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периодов нахождения на курсах повышения квалификации: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с возложением на пенсионный орган обязанности учесть эти периоды в специальный стаж истицы за выслугу лет, дающий право на назначение ей досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.
Однако, поскольку специальный стаж ФИО1, как лица, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях для детей, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исчисленный по состоянию на 29 декабря 2017 года составлял 24 года 10 месяцев 29 дней, то есть менее требуемых 25 лет, исковые требования в части признания решения пенсионного органа незаконным в полном объёме, возложения на пенсионный орган обязанности включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста, период с 1 августа 1992 года по 31 декабря 1992 года, признании за истицей права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и возложении на пенсионный орган обязанности назначить истице досрочную страховую пенсию по старости с 29 декабря 2017 года, суд признаёт безосновательными.
При таком положении исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению.
По правилам части 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворён частично, указанные в статье 98 ГПК РФ судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с частью 1 статьи 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Издержки истицы, которые она просит взыскать в её пользу с ответчика, выразились в уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, что подтверждается документом - чеком - ордером (т. 1, л.д. 2).
Поэтому, так как решение принимается судом не в пользу ответчика, суд взыскивает с него в пользу истицы пропорционально удовлетворяемой части исковых требований 300 рублей в счёт возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1 - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дергачевском районе Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения ФИО1 в специальный стаж за выслугу лет, дающий право на назначение ей досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста, периода работы учителем средней школы №<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периодов нахождения на курсах повышения квалификации со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) обязанность включить ФИО1 в специальный стаж за выслугу лет, дающий право на назначение ей досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста, период работы учителем средней школы №<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды нахождения на курсах повышения квалификации со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 - отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ершовском районе Саратовской области (межрайонное) в пользу ФИО1 пропорционально удовлетворённой части исковых требований 300 (триста) рублей в счёт возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
Отложить составление мотивированного решения суда на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела, а именно до 20 июля 2018 года.
Принятое по делу решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путём подачи апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле, через Ершовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (составления мотивированного решения).
Председательствующий судья Д.Г. Елтарёв
Решение суда в окончательной форме (мотивированное решение) составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья ФИО7ёв