16RS0051-01-2022-000398-69
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Патриса. Лумумбы ул., д. 48, г. Казань, Республика Татарстан, 420081, тел. (843) 264-98-00
http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Казань
15 февраля 2022 года Дело 2-1830/2022
Советский районный суд г. Казани в составе
председательствующего судьи А.Ф. Гильмутдиновой
при секретаре судебного заседания А.З. Алиевой,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,
установил:
Министерство экологии и природных ресурсов Республика Татарстан обратилось в суд с иском к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе государственного санитарно-экологического обследования территории Лаишевского района Республики Татарстан выявлены факты сброса отходов производства и потребления на почву, а именно:
8 мая 2021 года старшим специалистом третьего разряда Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Управление) ФИО2 произведен осмотр и обмер земельного участка по адресу: <адрес изъят> земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>
Согласно результатам обмеров, ориентировочная площадь несанкционированного размещения мусора от сноса и разборки зданий несортированного ФККО 81290101724 составляет 124 кв.м, в объеме 49 куб.м. - на территории земельного участка с кадастровым номером №<номер изъят>
По вышеуказанному факту в отношении ФИО1 вынесено постановление № ebaf51 от 11 мая 2021 года без участия с назначением штрафа 1000 рублей. Штраф оплачен 15 мая 2021 года.
Данное нарушение причинило вред окружающей среде на сумму 50 960 (пятьдесят тысяч девятьсот шестьдесят) рублей.
Расчет суммы вреда произведен на основании:
Постановления № ebaf51 от 11 мая 2021 года;
Акта экологического обследования состояния территории № с803а5 от 8 мая 2021 года;
Приказа Минприроды России от 8 июля 2010 года № 238 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды»;
Сборника удельных нормативов образования отходов производства и потребления, Казань, 2003 год.
Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (Министерство), согласно Положению о Министерстве от 6 июля 2005 года №325, предоставлено право, предъявлять претензии и иски к юридическим и физическим лицам о взыскании средств по возмещению вреда, причиненного окружающей среде.
На основании вышеизложенного истец просит суд взыскать с ответчика сумму 50 960 рублей.
В судебном заседании представитель истца Министерства экологии и природных ресурсов Республика Татарстан ФИО3 исковое заявление поддержал, требования просил удовлетворить. Пояснил, что постановление о привлечении к административной ответственности не обжаловалось. В административном производстве было указано, что от сноса и разборки здания, от мусора был причинен вред почве. Фактически произошло захламление почвы веществами, которые наносят ей вред. В настоящее время свалка ликвидирована.
Ответчик ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, не сообщив при этом об уважительных причинах своей неявки, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства в соответствии со статьями 233-234 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 77 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тесту ФЗ "Об охране окружающей среды"), привлечение к имущественной ответственности возможно при представлении истцом доказательств, подтверждающих наличие вреда, обосновывающих с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Частью 1 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлена обязанность полного возмещения вреда юридическими и физическими лицами, причинившими вред окружающей среде в соответствии с законодательством.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности, ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Пункт 1 статьи 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды", которая определяет порядок компенсации причиненного окружающей среде вреда, устанавливает правила исчисления размера вреда окружающей среде, который определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно требованиям статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на принципе возмещения вреда окружающей среде.
Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 утверждена "Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды", которая предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления.
УЩотх - размер вреда в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления, который рассчитывается в соответствии с пунктом 9 настоящей Методики (руб.).
Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления, осуществляется по формуле:
где: УЩотх - размер вреда (руб.);
Mi - масса отходов с одинаковым классом опасности (тонна);
п - количество видов отходов, сгруппированных по классам опасности в пределах одного участка, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления;
Кисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;
Тотх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в результате порчи почв при их захламлении, определяется согласно приложению 2 к настоящей Методике (руб./тонна).
Из материалов дела следует, что 8 мая 2021 года старшим специалистом третьего разряда Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Управление) ФИО2 произведен осмотр и обмер земельного участка по адресу: <адрес изъят> земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>
Согласно результатам обмеров, ориентировочная площадь несанкционированного размещения мусора от сноса и разборки зданий несортированного ФККО 81290101724 составляет 124 кв.м, в объеме 49 куб.м. - на территории земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>
Из выписки из ЕГРН от 18 января 2022 года следует, что сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> отсутствуют.
Суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца, поскольку в ходе рассмотрения дела доказано причинение вреда почве, вина ответчика в причинении ущерба окружающей среде (в частности почве) и причинно-следственная связь между причиненным вредом и незаконными действиями ответчика.
Так, в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчик за сброс отходов производства и потребления 8 мая 2021 года по адресу: <адрес изъят>, на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>
Данное обстоятельство подтверждается постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды № ebaf51 от 11 мая 2021 года, которым ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статье 8.2 КоАП Российской Федерации за сброс отходов производства и потребления 8 мая 2021 года по адресу: <адрес изъят> с назначением наказание в виде штрафа в сумме 1000 рублей.
Указанное постановление ФИО1 не обжаловалось, вступило в законную силу, штраф оплачен.
Согласно же части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Расчет размера вреда истцом произведен верно, в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2010 года N 238.
На основании изложенного с ФИО1 в пользу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан подлежит взысканию 50 960 (пятьдесят тысяч девятьсот шестьдесят) рублей в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход муниципального образования г. Казани, подлежат взысканию судебные издержки в виде государственной пошлины в размере 1728 рублей 80 копеек.
Руководствуясь статьями 194, 198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан 50 960 (пятьдесят тысяч девятьсот шестьдесят) рублей в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования г. Казани государственную пошлину в размере 1728 (одна тысяча семьсот двадцать восемь) рублей 80 копеек.
Ответчик вправе подать в Советский районный суд г. Казани заявление об отмене заочного решения в течение в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Советский районный суд г. Казани в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Советский районный суд г. Казани в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Советского
районного суда города Казани /подпись/ А.Ф. Гильмутдинова
Копия верна.
Судья А.Ф. Гильмутдинова
Мотивированное заочное решение составлено 22 февраля 2022 года.
Судья А.Ф. Гильмутдинова
Решение12.03.2022