ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1831/2021 от 08.06.2021 Иркутского районного суда (Иркутская область)

УИД:

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 июня 2021 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.Ю., при секретаре Воробьевой Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора Иркутского района ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Иркутского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Оекского муниципального образования об обязании устранить нарушения законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Истец прокурор Иркутского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Оекского муниципального образования, в котором просит обязать администрацию Оекского муниципального образования в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: территории насаленных пунктов ....) обеспечить требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения из условия обслуживаниями ими зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с, из расчёта не менее 3 часов; на территории населенного пункта д. ....) обеспечить наличие противопожарного расстояния не менее 30 м. от границы застройки в местах прилегания к лесному массиву.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в отношении Оекского муниципального образования выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от **/**/****. Сотрудниками ОНД и IIP по Иркутскому району **/**/**** проведена внеплановая выездная проверка по контролю исполнения вышеуказанного предписания, срок устранения которых установлен до **/**/****. Остаются не выполнены следующие нарушения:

с. Оек - территория населенного пункта с. Оек не обеспечена требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в круглогодичный период из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с, из расчета не менее 3 часов, (....;

д. Галки - территория населенного пункта д. Галки не обеспечена требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в круглогодичный период из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с, из расчета не менее 3 часов (....);

д. Мишонкова - территория населенного пункта д. Мишонкова не обеспечена требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в круглогодичный период из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с, из расчета не менее 3 часов (....);

д. Бутырки - территория населенного пункта д. Бутырки не обеспечена требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в круглогодичный период из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с, из расчета не менее 3 часов (....);

д. Коты - территория населенного пункта д. Коты не обеспечена требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в круглогодичный период из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с, из расчета не менее 3 часов, (....);

д. Максимовщина - территория населенного пункта д. Максимовщина не обеспечена требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в круглогодичный период из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с, из расчета не менее 3 часов (....);

д. Турская - территория населенного пункта д. Турская не обеспечена требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в круглогодичный период из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с, из расчета не менее 3 часов (....);

д. Жердовка - территория населенного пункта д. Жердовка не обеспечена требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в круглогодичный период из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с, из расчета не менее 3 часов, (....).

Не обеспечено наличие противопожарного расстояния не менее 30 м от границы застройки по ...., до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках).

В ходе осуществления надзорной деятельности при готовности сельских поселений к пожароопасному периоду прокуратурой Иркутского района на территории Оекского муниципального образования выявлен ряд нарушений в сфере пожарной безопасности. Прокуратурой Иркутского района в адрес администрации Оекского муниципального образования в 2019 г., 2020 г. внесены представления об устранении выявленных нарушений. До настоящего времени нарушения не устранены.

Между тем, населенные пункты Оекского муниципального образования (д. Жердовка) входят в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров на территории Иркутской области в пожароопасный сезон, утв. Постановлением Правительства Иркутской области от **/**/****.

Однако, ненадлежащее исполнение администрацией Оекского муниципального образования полномочий в области обеспечения пожарной безопасности, неосуществление предусмотренных законодательством мероприятий влечет угрозу возникновения чрезвычайной ситуации в пожароопасный период, а также создает опасность для жизни и здоровья жителей на территории Оекского муниципального образования.

Как следствие, при возникновении чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, могут возникнуть человеческие жертвы, причинен ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей - жителей Оекского муниципального образования, лиц, приезжающих в муниципальное образование.

В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО2 заявленные исковые требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в заявлении. Полагала, что требования заявлены законно и обоснованно, следовательно, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Оекского муниципального образования о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, сведений об уважительности причин своей неявки, возражений по существу заявленных исковых требований суду не представил.

Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Иркутскому району УНД МЧС России по Иркутской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом.

Суд в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, с учетом мнения истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.

При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд ограничивается исследованием доказательств, представленных истцом.

Выслушав мнение представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с иском (заявлением) в защиту прав, свобод и интересов гражданина, неопределенного круга лиц.

В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

При реализации этих полномочий прокурор в соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» вправе обратиться в суд с заявлением в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации в защиту охраняемых законом интересов общества или государства.

Настоящий иск заявлен прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, направленный на обеспечение пожарной безопасности, под которой в силу ст. 1 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» обеспечения пожарной безопасности входит совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Как усматривается из материалов дела, в прокуратуру Иркутского района из Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Иркутскому району УНД МЧС России по Иркутской области поступила информация от **/**/****, в соответствии с которой по результатам проведения проверки Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Иркутскому району УНД МЧС России по Иркутской области на территории Оекского муниципального образования установлено следующее:

с. Оек - территория населенного пункта с. Оек не обеспечена требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в круглогодичный период из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с, из расчета не менее 3 часов, (....;

д. Галки - территория населенного пункта д. Галки не обеспечена требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в круглогодичный период из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с, из расчета не менее 3 часов (....);

д. Мишонкова - территория населенного пункта д. Мишонкова не обеспечена требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в круглогодичный период из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с, из расчета не менее 3 часов (....);

д. Бутырки - территория населенного пункта д. Бутырки не обеспечена требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в круглогодичный период из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с, из расчета не менее 3 часов (....);

д. Коты - территория населенного пункта д. Коты не обеспечена требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в круглогодичный период из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с, из расчета не менее 3 часов, (....);

д. Максимовщина - территория населенного пункта д. Максимовщина не обеспечена требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в круглогодичный период из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с, из расчета не менее 3 часов (....);

д. Турская - территория населенного пункта д. Турская не обеспечена требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в круглогодичный период из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с, из расчета не менее 3 часов (....);

д. Жердовка - территория населенного пункта д. Жердовка не обеспечена требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в круглогодичный период из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с, из расчета не менее 3 часов, (....).

Не обеспечено наличие противопожарного расстояния не менее 30 м. от границы застройки по ...., до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках).

В адрес администрации Оекского муниципального образования в лице главы ФИО3 в связи с выявленными нарушениями главным государственным инспектором Иркутского района по пожарному надзору ФИО4**/**/**** вынесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности , которым администрации предоставлен срок для устранения выявленных нарушений – до **/**/****.

Оценив установленные обстоятельства дела, объяснения сторон, представленные доказательства, принимая во внимание, что до настоящего времени ответчик не предпринял меры к полному устранению нарушений требований пожарной безопасности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Иркутского района обоснованны, основаны на законе, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Невыполнение вышеуказанных противопожарных мероприятий создает опасность для жизни и здоровья людей и влечет нарушение их прав. Несоблюдение правил пожарной безопасности может повлечь гибель людей. Несоблюдение требований пожарной безопасности, могущее повлечь возникновение пожара, является угрозой для жизни и здоровья граждан.

В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Принцип состязательности, являясь одним из основных принципов гражданского судопроизводства, предполагает, в частности, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Именно это правило распределения бремени доказывания закреплено в части 1 ст. 56 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании главного государственного инспектора Иркутского района по пожарному надзору ФИО4 администрация Оекского муниципального образования суду не представила.

В силу п. 10 и п. 28 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа и организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств являются вопросами местного значения городского округа.

Согласно п. п. 2, 3 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Ненадлежащее исполнение администрацией Оекского муниципального образования полномочий в области обеспечения пожарной безопасности, неосуществление предусмотренных законодательством мероприятий влечет угрозу возникновения чрезвычайной ситуации в пожароопасный период, а также создает опасность для жизни и здоровья жителей Оекского муниципального образования.

Следует отметить, что при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границ населенного пункта необходима процедура согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства. Пунктом 1 части 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя проведение мероприятий по предупреждению лесных пожаров, а именно противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Мерами противопожарного обустройства лесов являются: прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.

Принятие мер пожарной безопасности в лесах, в том числе с обустройством противопожарных разрывов в границах населенных пунктов, входит в полномочия органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что в просительной части искового заявления Прокурор просит установить для администрации Оекского муниципального образования срок для исполнения решения суда – в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, который, исходя из даты принятия судом решения, будет больше срока, установленного для администрации предписанием от **/**/**** (до **/**/****), суд полагает возможным установить для администрации срок устранения выявленных недостатков - в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, который, по мнению суда, позволит администрации объективно устранить выявленные нарушения в полном объеме.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 Гражданского кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Иркутского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Оекского муниципального образования, удовлетворить.

Обязать администрацию Оекского муниципального образования в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: территории насаленных пунктов ....) обеспечить требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения из условия обслуживаниями ими зданий в радиусе 200 метров с расходом воды для целей пожаротушения не менее 5 л/с, из расчёта не менее 3 часов; на территории населенного пункта д. Жердовка (от границы застройки по пер. Петровский д. 12) обеспечить наличие противопожарного расстояния не менее 30 м от границы застройки в местах прилегания к лесному массиву.

Ответчик вправе подать в Иркутский районный суд Иркутской области заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения, представив суду доказательства, подтверждающие, что неявка ответчика была вызвана уважительными причинами, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представляет доказательства, которые могут повлиять на содержание принятого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

В окончательной форме решение принято 15.06.2021.

Судья: Т.Ю. Сорокина