ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1831/2021 от 17.06.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2021 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего Медончак Л.Г.

при секретаре Жеребцовой Е.И.,

с участием:

представителя истца Псковского транспортного прокурора Румянцевой Н.О.

представителей ответчика ГУ Министерства РФ по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области Заливацкой А.И. и Филипповской Н.А.

представителя третьего лица Центра ГИМС ГУ Министерства РФ по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области Филипповой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Псковского транспортного прокурора к ГУ Министерства РФ по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области о признании пользования акваторией водного объекта незаконным и запрете пользования акваторией водного объекта,

УСТАНОВИЛ:

Псковский транспортный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, а также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГУ Министерства РФ по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области о признании пользования акваторией водного объекта незаконным и запрете пользования акваторией водного объекта.

В обоснование требования указано, что в ходе проведения проверки исполнения требований водного законодательства выявлены нарушения требований закона, выразившиеся в использовании части акватории водного объекта реки Великой, являющейся государственной собственностью, в отсутствие заключенного договора водопользования. Вынесенное в адрес ответчика представление с предложением об их устранении до настоящего времени не исполнено, разрешительные документы, подтверждающие возникновение права пользования водным объектом, не получены.

Принимая во внимание, что пользование водным объектом согласно положениям Водного Кодекса РФ должно в данном случае осуществляться на основании договора водопользования, учитывая установленный ст.3 названного Кодекса принцип платности использования водных объектов, просили признать незаконным пользование ГУ Министерства РФ по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области частью акватории водного объекта реки Великой (<адрес>), смежной с земельным участком с КН , в отсутствие договора водопользования и запретить его использование до заключения в установленном порядке договора водопользования.

В судебном заседании представитель истца Румянцева Н.О. исковые требования поддержала в полном объеме и одновременно пояснила, что нарушение ГУ Министерства РФ по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области было выявлено еще в 2020 году и за истекший период времени надлежащие документы, подтверждающие право осуществления пользования водным объектом, не оформлены. Кроме того, указала, что в период осуществления навигации с мая по октябрь ответчик постоянно использует водный объект посредством спуска на воду причала, понтонов и маломерных судов.

Представители ответчика ГУ МЧС России по Псковской области в лице Заливацкой А.И. и Филипповской Н.А. исковые требования не признали, указав, что Управление входит в систему МЧС России и осуществляет исключительно государственные функции и реализует в своей деятельности государственные задачи. Не отрицая факта пользования посредством Центра ГИМС, являющегося его структурным подразделением, частью акватории водного объекта реки Великой (<адрес>), смежной с земельным участком с КН , пояснили, что данный объект в настоящее время необходим для сплавления маломерных судов на воду. При этом иных пригодных для этих целей мест на данном расположении не имеется. В целом, на указанной территории зарегистрированная база для стоянки маломерных судов, стационарные сооружения, причалы, маломерные суда, принадлежащая Управлению, отсутствуют; все маломерные суда хранятся на территории инспекторского отделения, а также в ангарах и на автомобильных прицепах на открытой хозяйственной территории. С 2020 года Управлением предпринимаются меры к сбору необходимых документов для оформления прав по пользованию водным объектом, однако финансирование на данные нужды до сих пор не предусмотрено и, соответственно, не выделяется.

Представитель третьего лица Центра ГИМС ГУ МЧС России по Псковской области Филиппова Н.А. исковые требования считала необоснованными по основаниям, аналогично изложенным представителями ответчика. Также дополнила, что Центр ГИМС в пределах территории г.Пскова не имеет водных объектов для пользования на каком-либо законном праве; денежные средства на взаимодействие с организациями, уже пользующимися водными объектами на законном основании, также не выделяются. В сложившейся ситуации осуществление возложенных на Центр ГИМС задач и функций будет являться затруднительным.

Представитель третьего лица Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области в судебное заседание не явился, о дне и времени разбирательства извещен надлежащим образом, представили отзыв с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Одновременно указали, что в установленном законом порядке с необходимым пакетом документов и заявлением об оформлении прав на водный объект ГУ МЧС России по Псковской области в Комитет не обращалось, что, по их мнению, свидетельствует о незаконности осуществления пользования спорными водными объектами. Решение по существу спора оставили на усмотрение суда.

Выслушав объяснения представителей истца, ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с положениями ч.1 ст.2 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) водное законодательство состоит из названного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.2 ВК РФ под водными отношениями понимаются отношения по использованию и охране водных объектов. При этом, нормы, регулирующие водные отношения и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать ВК РФ (ч.2 ст.2 ВК РФ).

Согласно положениями ст.3 ВК РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на следующих принципах:

- регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей (п.10);

- регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему (п.11);

- платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (п.14).

В соответствии с положениями ст.8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Согласно сведениям из Государственного водного реестра о водном объекте река Великая относится к бассейну Чудско-Псковского озера, берет начало в районе озера Большой Вяз возле дер.Шепели Новосольнического района Псковской области и впадает в Чудско-Псковское в юго-восточной его части в 8 км ниже г.Пскова (л.д.44-49).

Названный водный объект входит в состав федеральной собственности.

Правообладателем смежного с водным объектом земельного участка с КН , площадью , видом разрешенного использования «под служебные и вспомогательные помещения и причалы Псковской центральной спасательной станции», на праве постоянного (бессрочного) пользования является Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области, собственником является Российская Федерация (л.д.25, 26).

Как усматривается из материалов дела, 15 мая 2020 года Псковским транспортным прокурором в адрес начальника ГУ МЧС России по Псковской области направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности на внутреннем водном транспорте, причин и условий им способствующих (л.д.8-14).

Согласно названного представления в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о безопасности на внутреннем водном транспорте в Центре ГИМС ГУ МЧС России по Псковской области выявлено нарушение, выразившееся в размещении плавательных средств, других объектов и сооружений в отсутствие заключенного договора водопользования.

В настоящее время, ставя вопрос о признании пользования акваторией водного объекта незаконным и запрете пользования акваторией водного объекта, истец ссылается на длительное неисполнение обязанности ответчика заключить договор водопользования.

Давая правовую оценку заявленным требованиям, суд оснований для их удовлетворения не находит.

Основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями закреплены в ст.11 ВК РФ, к которым относятся:

- договор водопользования в отношении поверхностных водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, заключаемый с целью: - забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с ч.3 ст.38 Кодекса (п.1 ч.2 ст.11 ВК РФ), - использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено ч.ч.3 и 4 данной статьи (п.2 ч.2 ст.11 ВК РФ), - производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (п.3 ч.2 ст.11 ВК РФ);

- решение о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч.ч.2 и 4 настоящей статьи, в отношении поверхностных водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований приобретаемых, в том числе, с целью обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.1 ч.3 ст.11 ВК РФ);

- без предоставления водных объектов, когда водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами (ч.4 ст.11 ВК РФ).

Обращаясь в суд с исковым требованиями, Псковский транспортный прокурор полагает о наличии обязанности ГУ МЧС России по Псковской области заключить на основании п.2 ч.2 ст.11 ВК РФ договор водопользования с целью использования акватории водных объектов.

Находя данное утверждение необоснованным, суд руководствуется следующим.

В соответствии с положениями ст.71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность.

Согласно п.п.42, 49 Указа Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обеспечение национальной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем.

Согласно положениям ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» (далее – ФЗ №61-ФЗ) под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (ч.1).

Согласно ст.2 ФЗ №61-ФЗ организация обороны включает в себя в том числе правовое регулирование в области обороны (п.3); планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне (п.9).

Положениями ст.21 ФЗ №61-ФЗ закреплено, что задачи, организация и ведение гражданской обороны определяются в соответствии с федеральным законом.

Согласно ч.1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – ФЗ №28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Система управления гражданской обороной - составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной.

Согласно ст.2 ФЗ №28-ФЗ к основным задачам в области гражданской обороны относится также подготовка населения в области гражданской обороны; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

При этом в силу ст.4 ФЗ №28-ФЗ организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

В соответствии со ст.12 ФЗ №28-ФЗ органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются в том числе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны; территориальные органы - органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ; структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны; структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством РФ.

Таким образом, как усматривается из буквального содержания вышеперечисленных положений действующего законодательства понятие «гражданская оборона» охватывается более широким понятием «оборона», являясь его неотъемлемой составляющей.

Согласно Указу Президента РФ 11.07.2004 №868 утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Положение №868).

В силу названного Положения №868 МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

При этом МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, в том числе и Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России, по управлению, координации, контролю и реагированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В силу ст.7 Положения № основными задачами МЧС России являются в том числе выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России; осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

27.03.2020 Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий издан Приказ №217 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее – Положение №217).

Содержание ст.9 Положения №217 дублирует ст.7 Положения № в части определения основных задач территориального органа Главного управления МЧС России, а также относят к его задачам осуществление управления гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации и территориальной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

С учетом вышеперечисленных положений федерального законодательства и документов, определяющих правовой статус ГУ МЧС России и его структурных подразделений, суд приходит к выводу, что ответчик фактически реализует задачи по обеспечению обороны и безопасности страны.

При этом, ГУ МЧС России по Псковской области посредством своих структурных подразделений осуществляет пользование спорным водным объектом, не преследуя никаких коммерческих целей, направленных на извлечение прибыли, а лишь с целью реализации возложенных на него государством конституционно значимых функций.

Таким образом, в сложившейся ситуации обязанность по заключению договора водопользования согласно ч.2 ст.11 ВК РФ и в порядке, определенном ст.ст.12-20 ВК РФ, у ГУ МЧС России по Псковской области отсутствует.

Более того, суд полагает, что осуществляя свою деятельность в целях обеспечения обороны и безопасности государства, ГУ МЧС России по Псковской области в силу ч.3 ст.11 ВК РФ обладает правом обратиться в компетентный орган по вопросу оформления и получения решения о предоставлении соответствующего водного объекта в пользование в порядке, закрепленном ст.ст.21-23 ВК РФ.

С учетом изложенного, прихожу к выводу, что исковые требования в заявленном виде удовлетворению не подлежат.

При этом, суд полагает, что принятие иного решения и установление ограничений по пользованию водным объектом может создать ответчику объективные сложности по реализации жизненно важных возложенных на него функций, в том числе по обеспечению безопасности населения на водном объекте, что будет способствовать созданию угрозы жизни и здоровью людей.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст.194-198,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Псковского транспортного прокурора к ГУ Министерства РФ по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области о признании пользования акваторией водного объекта незаконным и запрете пользования акваторией водного объекта – отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Л.Г.Медончак

Мотивированное решение изготовлено 23 июня 2021 года.