Дело № 228/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 марта 2014г. г.Уфа
Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зубаировой ФИО6
при секретаре Ахметовой ФИО7
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц - жителей сельского поселения Татар - Улкановский сельсовет муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан к ООО «Башнефть-Бурение» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства
УСТАНОВИЛ:
Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц - жителей сельского поселения Татар - Улкановский сельсовет муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан обратился в суд с названным иском к ООО «Башнефть-Бурение», указав, что Межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства по обращению главы администрации сельского поселения Татар - Улкановский сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ.
Установлено, что между ОАО АНК «Башнефть» (Заказчик) и ООО «Башнефть-Бурение» (Подрядчик) заключен Договор № (№) от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, Заказчиком поручено Подрядчику выполнить работы по строительству поисково-разведочных скважин, расположенных на месторождении заказчика, в соответствии с проектной документацией и графиком работ.
В соответствии с п. 8.16 указанного Договора подрядчик по окончании работ обязан обеспечить вывоз на утилизацию бурового шлама, провести рекультивацию шламового амбара, привести территорию площадки в состояние, соответствующее состоянию, в котором площадка была передана Подрядчику и сдать по акту.
Пунктом 8.26 Договора установлено, что подрядчик обязан обеспечить в ходе выполнения работ на площадке соблюдение необходимых мероприятий по рациональному использованию территории, охране окружающей среды, лесного и земельного законодательства.
Согласно п. 8.9 Договора Подрядчик несет полную ответственность за действия или бездействия Субподрядчиков.
Вместе с тем, в ходе проверки территории, на месте строительства поисковой скважины № УЛУ на Улкановском лицензионном участке, расположенном между д.Верхний Сардык и д.Тирян - Елга сельского поселения Татар - Улкановский сельсовет муниципального района установлено, что отходы производства размещены на незащищенном грунте (полиэтиленовая пленка, буровой шлам, отработанные нефтепродукты). Устье пробуренной скважины не очищено от бурового шлама. Имеет место загрязнение поверхности земли внутри обваловки поисковой скважины нефтепродуктами и буровым раствором площадью более <данные изъяты> га.
Факты загрязнения земельного участка подтверждаются справкой, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей.
Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ (далее - Кодекс) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
сохранению почв и их плодородия;
защите земель от загрязнения химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия по своевременному вовлечению земель в оборот.
На основании ст. 42 Кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей сред: в том числе земле как природному объекту;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов иных природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
соблюдать при использовании земельных участков требование экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с п. 5.10 ГОСТа 17.5.1.01-83 «Охрана природы Рекультивация земель. Термины и определения», утвержденного и введенного в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам, № 1521 от 30.03.1983, при рекультивации земельных участков, загрязненных нефтью, нефтепродуктами и нефтепромысловыми сточными водами, необходимо осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, ускорить деградации нефтепродуктов и ликвидировать засоленность и солонцеватых почв.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлении природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Статья 39 Закона предусматривает, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно п. 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240, разработанных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе с международными договорами Российской Федерации, предприятия обязаны:
-последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществлять в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
На основании ст. 77 Закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны, возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Частью 2 ст. 78 Закона предусмотрено, что на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В связи с тем, что загрязнение почвы буровым раствором и нефтепродуктами нарушило право граждан, жителей сельского поселения Татар - Улкановский сельсовет на благоприятную окружающую среду, настоящий иск заявляется в интересах неопределенного круга лиц.
Прокурор просит обязать ООО «Башнефть-Бурение» разработать проекты восстановительных работ (проекты рекультивации) в соответствии с которыми произвести очистку и рекультивацию земельного участка на месте строительства поисковой скважины № УЛУ на Улкановском лицензионном участке, загрязненного буровым раствором и нефтепродуктами площадью <данные изъяты> га., расположенном между д. Верхний Сардык и д. Тирян - Елга сельского поселения Татар - Улкановский сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца, представитель третьего лица Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление представителя третьего лица о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, на основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца и третьего лица.
Представителем третьего лица представлено отзыв на исковое заявление, согласно которому в ходе проведенной проверки установлено, что между ОАО АНК «Башнефть» (Заказчик) и ООО «Башнефть-Бурение» (Подрядчик) заключен договор № (№) от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого Заказчиком поручено Подрядчику выполнить работы по строительству поисково-разведочных скважин, расположенных на месторождении заказчика, в соответствии с проектной документацией и графиком работы.
В ходе проверки территории, на месте строительства поисковой скважины № УЛУ на Улкановском лицензионном участке, расположенном между <адрес> и <адрес> обнаружены отходы производства, размещенные на незащищенном грунте в виде полиэтиленовой плёнки, бурового шлама, отработанных нефтепродуктов. Устье пробуренной скважины не очищено от бурового шлама, также имеет место загрязнение поверхности земли внутри обваловки поисковой скважины нефтепродуктами и буровым растровом, площадью более <данные изъяты> га.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ч.1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельность чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Из ч.1 ст. 13 Земельного кодекса РФ следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Статьей 39 Закона об охране окружающей среды установлены требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
В соответствии с названной нормой юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
При рекультивации земельных участков, загрязненных нефтью, нефтепродуктами и нефтепромысловыми сточными водами, необходимо осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, а именно: ускорить деградацию нефтепродуктов и ликвидировать засоленность и солонцеватость почв, что предусмотрено п.5.10 Межгосударственного стандарта ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель», утвержденный Постановлением Госстандарта СССР от 30.03.1983 № 1521.
Таким образом, ООО «Башнефть-Бурение» при осуществлении своих работ по строительству поисково-разведочных скважин должно соблюдать требования в области охраны окружающей среды.
Кроме того, в п.8.16 Договора № (№) от ДД.ММ.ГГГГ прямо прописано, что Подрядчик по окончании работ обязан обеспечить вывоз на утилизацию бурового шлама, провести рекультивацию шламового амбара, привести территорию площадки в состояние, соответствующее состоянию, в котором площадка была передана Подрядчику и сдать по акту.
Пунктом 8.26 Договора № (№) от ДД.ММ.ГГГГ на Подрядчика возложена обязанность по обеспечению в ходе выполнения работ на площадке соблюдения необходимых мероприятий по рациональному использованию территории, охране окружающей среды, лесного и земельного законодательства.
Следовательно, обнаруженные прокуратурой в ходе проверки отходы производства, размещенные на незащищенном грунте, в виде полиэтиленовой плёнки, бурового шлама, отработанных нефтепродуктов, загрязнение поверхности земли внутри обваловки поисковой скважины нефтепродуктами и буровым растровом, площадью более <данные изъяты> га., произведено ООО «Башнефть-Бурение» в нарушение вышеприведенных правовых норм и условиям Договора № № (№) от ДД.ММ.ГГГГ
С учетом изложенного, исковые требования Туймазинской межрайонной прокуратуры РБ являются обоснованными.
Представитель ответчика ООО «Башнефть-Бурение» - ФИО1 ФИО9 в судебном заседании иск не признала, просит в его удовлетворении отказать. В обоснование своих возражений, указала, что требование прокурора об обязании ООО «Башнефть-Бурение» произвести рекультивацию земельного участка на месте строительства поисковой скважины № основано на неверном толковании приведенных в заявлении условий договора подряда.
Рекультивация территории скважины № Улкановского лицензионного участка в соответствии с условиями договора подряда не является обязанностью ООО «Башнефть-Бурение».
В соответствии с п.4 ГОСТа 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» Рекультивация - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.
Рекультивацию земель выполняют в два этапа: технический и биологический.
Согласно п. 41. ГОСТа 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» к техническому этапу относятся планировка, формирование откосов, снятие, транспортирование и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли, при необходимости коренная мелиорация, строительство дорог, специальных гидротехнических сооружений и др.
Биологический этап рекультивации земель включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий по восстановлению плодородия нарушенных земель (п. 53 ГОСТа 17.5.1.01-83).
Основными задачами биологической рекультивации является возобновление процесса почвообразования, повышение самоочищающей способности почвы и воспроизводство биоценозов.
Между ОАО АНК «Башнефть» (Заказчик) и ООО «Башнефть-Бурение» (Подрядчик) заключен Договор № (№) от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым Заказчик поручил Подрядчику выполнить работы по строительству поисково-разведочных скважин, расположенных на месторождении Заказчика в соответствии с проектной документацией и графиком работ, в том числе скважины № Улкановского лицензионного участка (далее -Договор).
В соответствии с п. 8.16. Договора, по окончании работ Подрядчик обязан:
обеспечить вывоз на утилизацию бурового шлама;
провести рекультивацию шламового амбара (временного шламонакопителя);
привести территорию площадки в состояние, соответствующее состоянию,
в котором площадка была передана подрядчику и сдать по акту.
Таким образом, условиями Договора на Подрядчика возложена обязанность по рекультивации только шламового амбара (временного шламонакопителя), а не всей территории скважины.
На день проверки прокуратуры соблюдения природоохранного законодательства (ДД.ММ.ГГГГ.), рекультивация шламового амбара (временного шламонакопителя) на скважине № не была произведена Ответчиком по следующим причинам:
1.Погодные условия. Скважина была закончена бурением ДД.ММ.ГГГГ В этот период шли затяжные проливные дожди, дороги были размыты и тяжелая спецтехника для вывоза бурового шлама не смогла проехать на место проведения работ. Данное обстоятельство подтверждается материалами административного дела в отношении бурового мастера ФИО2 ФИО10 (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ.).
2..Согласно Групповому рабочему проекту на строительство скважин с
положительным заключением Государственной экспертизы, работы по планировке
территории, в том числе рекультивация шламового амбара проводятся с мая по
октябрь.
В связи с наступившими холодами, межсезоньем, Подрядчиком было принято решение провести рекультивацию шламового амбара на скважине № в срокдо ДД.ММ.ГГГГ о чем заказчику были направлены гарантийные письма исх. № от ДД.ММ.ГГГГ и исх. № ДД.ММ.ГГГГ
ООО «Башнефть-Бурение» подтверждает свою обязанность по рекультивации шламового амбара (временного шламонакопителя) и обязуется данные работы выполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Требование прокурора об обязании ООО «Башнефть-Бурение» разработать проекты восстановительных работ (проекты рекультивации) основано на неверном применении норм права.
Как указано в заявлении прокурора, работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляется в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы согласно Постановлению Правительства РФ №240 от 15.04.2002г.
Однако указанное Постановление №240 от 15.04.2002г. не подлежит применению к рассматриваемым спорным отношениям.
Постановлением Правительства №240 от 15.04.2002г. утверждены изменения и дополнения, которые вносятся в Постановление Правительства № 613 от 21.08.2000г. «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», тем самым раскрыто понятие «разлив нефти и нефтепродуктов».
Согласно указанным дополнениям, разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации разных категорий: разлив нефти и нефтепродуктов от 100 тонн и свыше 5000 тонн.
Таким образом, нормативный акт регламентирует действия в аварийных/чрезвычайных ситуациях, связанных с разливом нефти. Однако при бурении скважины № чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов не было.
Следовательно, требование об обязании ответчика разработать проект рекультивации земельного участка со ссылкой на Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (пункт 2 названной статьи).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 37 постановления N 21 разъяснил, что по смыслу пункта 2 статьи 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
В соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Из материалов дела следует, что главным специалистом-экспертом государственным инспектором Туймазинского территориального управления Минэкологии РБ Шиц ФИО11 проведена проверка соблюдения ООО «Башнефть-Бурение» природоохранного законодательства по обращению главы администрации сельского поселения Татар-Улкановский сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ, по результатам которой составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому установлено, что для строительства поисковой скважины ОАО АНК «Башнефть» сроком до ДД.ММ.ГГГГ получено Разрешение на строительство №, выданное Управлением по недропользованию по Республике Башкортостан.
Имеется договор № (№) от
ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по строительству поисково-разведочных
скважин «Заказчик» ОАО АНК «Башнефть» и «Подрядчик» ООО
«Башнефть-Бурение», График строительства поисково-разведочных скважин
ООО «Башнефть-Бурение» (приложение № к договору № (№) от ДД.ММ.ГГГГ,Программа строительства поисковой скважины № Улкановский площади ТЭГБ ЦБ № Бурение скважины осуществляла бригада № Цеха бурения № -буровой мастер ФИО2 ФИО12 (ст. №) Туймазинской экспедиции глубокого бурения.
«Заказчиком, т.е. ООО «Башнефть-Бурение» заключенс «Подрядчиком» ООО «Универсальное бурение-Сервис» ( <адрес>, т.№) договор от ДД.ММ.ГГГГг № на выполнение вышкомонтажных работ.
При проверке территории, где велось строительство поисковой скважины № УЛУ на Улкановском лицензионном участке факты, изложенные в жалобе подтвердились, установлено, что размещение отходов производства на незащищенном грунте внутри (полиэтиленовая пленка, буровой шлам, отработанные нефтепродукты). Устье пробуренной скважины не очищено от бурового шлама.
Загрязнение поверхности земли внутри обваловки поисковой скважины нефтепродуктами, буровым раствором.
Выявлено несоответствие действительности, т.е. фактическое захламление территории буровой и акта от ДД.ММ.ГГГГ представителей ТЭГБ ООО «Башнефть-Бурение» и ВМЦ ООО «УБС», что подтверждается актом представителей ТЭГБ от ДД.ММ.ГГГГ
За вышеперечисленные нарушения предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 8.2, ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Результаты проверки послужили причиной обращения в суд.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
В соответствии с п.4 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995, рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.
Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).
Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Согласно п.5 указанных Основных положений о рекультивации земель, Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:
- разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;
- прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
- ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
- складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
- строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);
- ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
- проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
Согласно п.6 указанных Основных положений о рекультивации земель, Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
Из указанных норм следует, что обязанность разработки проекта рекультивации земельного участка возложена на собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Между тем, материалы дела не содержат сведений о том, что ООО «Башнефть-Бурение» является лицом, обладающим какими-либо правами на земельный участок, на котором осуществляется строительство поисковой скважины № УЛУ на Улкановском лицензионном участке.
Согласно представленной ответчиком копии договора аренды № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м, используемого в целях строительства и бурения поисковой скважины № с коммуникациями на Улкановском лицензионном участке, является ОАО «АНК «Башнефть».
Заявляя требование об обязании ответчика разработать проект рекультивации, в соответствии с которым произвести очистку и рекультивацию земельного участка на месте строительства поисковой скважины № УЛУ на Улкановском лицензионном участке, прокурор ссылается на договор № (№) на выполнение работ по строительству поисково-разведочных скважин, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» (Заказчик) и ООО «Башенфть-Бурение» (Подрядчик).
В соответствии с указанным договором Подрядчик обязуется выполнить работы по строительству поисково-разведочных скважин, расположенных на месторождениях Заказчика в соответствии с проектной документацией и графиком выполнения работ (приложение № к договору), передать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их.
В соответствии с п. 8.16 указанного Договора подрядчик по окончании работ обязан обеспечить вывоз на утилизацию бурового шлама, провести рекультивацию шламового амбара, привести территорию площадки в состояние, соответствующее состоянию, в котором площадка была передана Подрядчику и сдать по акту.
Таким образом, суд находит обоснованными доводы представителя ответчика о том, что договором подряда от ДД.ММ.ГГГГ на ответчика возложена обязанность провести рекультивацию шламового амбара, а не всей территории скважины.
Как было указано выше арендатором земельного участка, используемого в целях строительства и бурения поисковой скважины № на Улкановском лицензионном участке, является ОАО «АНК «Башнефть». Указанное юридическое лицо согласно представленному ответчиком договору подряда № от ДД.ММ.ГГГГ также является заказчиком строительно-монтажных работ на объекте: «<данные изъяты>».
Согласно сводному сметному расчету стоимости строительства поисковой скважины № УЛУ на Улановском лицензионном участке, в стоимость строительства входит и рекультивация земли.
В соответствии с п.6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, застройщиком ОАО «АНК «Башнефть» получено положительное заключение государственной экспертизы №, в том числе, в отношении поисковой скважины № на Улкановском лицензионном участке, в котором предусмотрено, что после завершения строительства скважин проводится техническая и биологическая рекультивация нарушенных земель, после чего земли передаются землепользователям. Предусмотрены определенные работы по рекультивации.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы представителя ответчика о том, что ООО «Башнефть-Бурение» не является лицом, ответственным за разработку проекта рекультивации и очистку земельного участка на всей территории скважины№ УЛУ на Улкановском лицензионном участке.
Из материалов дела следует, что постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенным главным специалистом-экспертом государственным инспектором Туймазинского территориального управления Минэкологии РБ Шиц ФИО14 гл.инженер Туймазинской экспедиции глубокого бурения ООО «Башнефть-Бурение» ФИО2 ФИО13 привлечен к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ за выявленные нарушения экологических требований: 1. размещение отходов производства на незащищенном грунте (полиэтиленовая пленка, буровой шлам, отработанные нефтепродукты). Устье пробуренной скважины не очищено от бурового шлама. 2.Загрязнение поверхности земли внутри обваловки поисковой скважины нефтепродуктами, буровым раствором. Выявлено несоответствие данных, указанных в совместном акте от ДД.ММ.ГГГГ представителей ТЭГБ ООО «Башнефть-Бурение и ВМЦ ООО «УБС», которое также подтвердается актом, составленном представителями ТЭГБ ДД.ММ.ГГГГ и действительности, т.е. имеет место фактическое загрязнение территории буровой отходами различного класса опасности.
За аналогичные нарушения постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенным главным специалистом-экспертом государственным инспектором Туймазинского территориального управления Минэкологии РБ Шиц ФИО15., к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ привлечен буровой мастер ООО «Башнефть-Бурение» ТЭГБ ФИО2 ФИО16
Между тем, привлечение должностных лиц ООО «Башнефть-Бурение» к административной ответственности по статья 8.1 и 8.2 КоАП РФ, с учетом вышеприведенных выводов суда, не является достаточным основаниям для удовлетворения исковых требований прокурора.
Из пояснений представителя ответчика следует, что работы по проведению рекультивации шламового амбара не были проведены в связи с наступившими холодами.
Из объяснений заместителя начальника экспедиции по производственному обеспечению ООО «Башнефть-Бурение», данных ДД.ММ.ГГГГ ст.помощнику прокурора Туймазинского межрайонного прокурора следует, что в <данные изъяты>-<данные изъяты> квартале ДД.ММ.ГГГГ бригада общества занималась строительством поисковой скважины № УЛУ на Улкановском лицензионном участке по договору с ОАО АНК «Башнефть». Буровые работы были закончены в начале ДД.ММ.ГГГГ, после чего начали зачистку территории от мусора и нефтешлама, было вывезено <данные изъяты> куб.м технической воды <данные изъяты>, часть мусора собрали, погрузили и вывезли КамАЗом в количестве <данные изъяты> куб.м на свалку <адрес> согласно договора с ООО «Стройэкосервис». Однако уборка территории не была произведена в полном объеме в связи с погодными условиями, постоянно лили дождь, в связи с чем, техника не могла проехать. Обязуются очистить территорию от свалки, откачать остатки воды в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ составленному и подписанному должностными лицами ООО «Башнефть-Бурение», в целях устранения нарушений в области охраны окружающей средсы и природопользования, выявленных в ходе проверки Туймазинской межрайонной прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ проведена очистка территории скважины № Улкановского лицензионного участка от бытовых и производственных отходов: вывезено <данные изъяты> куб.м технической воды; полиэтиленовая пленка, деревянные поддоны, прочие отходы вывезены на свалку в <адрес> согласно договора с ООО «Стройэкосервис». Рекультивация шламового амбара (временного шламонакопителя) на скважине № Улкановского лицензионного участка согласно п.8.16 договора № от ДД.ММ.ГГГГ будет произведена в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Групповым рабочим проектом №
Согласно рабочего Группового проекта №, утвержденного ОАО АНК «Башнефть» (раздел 5 Охрана окружающей среды) работы по планировке территории проводятся в период с мая по октябрь.
В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что в работы по планировке территории входят и работы по рекультивации, что подтверждается Групповым рабочим проектом №, содержащим перечень работ по рекультивации земель (таблица 1.1), к которым относятся: планировка площадки бульдозером после разборки, срезка плодородного слоя с перемещением грунта 1 категории до <данные изъяты>, покрытие плодородным слоем с перемещением грунта 1 категории до <данные изъяты>, обвалование площадки грунтом 2 категории с перемещением до <данные изъяты>, засыпка грунтом 1 категории с перемещением до <данные изъяты>, и иные работы), обвалование площадки под блок ГСМ грунтом 2 категории с перемещением его до <данные изъяты>, засыпка грунтом 1 категории с перемещением до <данные изъяты>, снятие гумуса под полотно дороги.
Согласно п.2 договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между ОАО «АНК «Башнефть» и ООО «Башнефть-Бурение», настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, срок выполнения ответчиком работ по рекультивации шламового амбара (временного шламонакопителя) не истек.
Также суд находит обоснованными доводы представителя ответчика о необоснованности ссылки прокурора в исковом заявлении на Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2002г. №240.
Так, в исковом заявлении прокурор указывает, что согласно п.4 вышеуказанных Правил, предприятия обязаны: - последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществлять в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Между тем, пункт 4 указанных Правил вышеприведенных положений не содержат.
В то же время, в соответствии с п.8 указанных Правил, установлено, что мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:
прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;
сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;
размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.
Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Указанные положения совместно с п.7 вышеуказанных Правил регламентируют действия в аварийных/чрезвычайных ситуациях, связанных с разливом нефти. Однако при бурении скважины № чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов не было.
Следовательно, требование об обязании ответчика разработать проект рекультивации земельного участка со ссылкой на Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. является необоснованным.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств возникновения у ответчика обязанности разработать проекты восстановительных работ (проекты рекультивации), в соответствии с которыми произвести очистку и рекультивацию земельного участка на месте строительства поисковой скважины № УЛУ на Улкановском лицензионном участке.
На основании изложенного, исковые требования Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц - жителей сельского поселения Татар - Улкановский сельсовет муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан к ООО «Башнефть-Бурение» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства в заявленном виде, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц - жителей сельского поселения Татар - Улкановский сельсовет муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан к ООО «Башнефть-Бурение» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Демский районный суд г.Уфы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ.
Согласовано Судья Зубаирова С.С.