ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1833/2018 от 14.05.2018 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-1833/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Омск 14 мая 2018 года

Кировский районный суд города Омска в составе председательствующего Зинченко Ю.А., при секретаре Беловой О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ООО «Деловые Линии», ООО «Группа Ренесанс Страхование» о защите прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с иском к ООО «Деловые Линии», ООО «Группа Ренессанс Страхование» о защите прав потребителя.

В обоснование требований указал, что приобрел на основании договора купли-продажи у ИП ФИО5 запасные части для своего автомобиля, которые были направлены через транспортную компанию ООО «Деловые Линии» из <адрес> в <адрес>. При приемке истцом товара от ответчика ООО «Деловые Линии» на товаре были обнаружены повреждения в виде вмятин и следы потертости об решетку (упаковку) в которую груз был упакован ответчиком. На требование истца о возмещении стоимости поврежденного товара ответчики направили письма об отказе в удовлетворении требований, поскольку груз принятый к перевозки старше 5 лет с даты его производства, кроме того упаковка товара не имела повреждений. Полагает, что повреждение груза возникло вследствие ненадлежащего оказания услуг по перевозке ответчиком ООО «Деловые Линии». Кроме того, истцом были оплачены услуги по страхованию груза ООО «Группа Ренессанс Страхование». На основании изложенного, просил взыскать в свою пользу с ООО «Деловые Линии», ООО «Группа Ренессанс Страхование» в солидарном порядке денежные средства в сумме 30 000 руб., неустойку в сумме 25 478 руб., штраф за отказ от удовлетворения требований в добровольном порядке, компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб.

В последующем ФИО2 исковые требования увеличил: просил взыскать в свою пользу с ООО «Деловые Линии стоимость перевозки» денежные средства в размере 26 583 руб., в остальной части исковые требования оставил без изменения, поддержал в полном объеме.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель ответчика ООО «Деловые Линии», действующая на основании доверенности, ФИО6 исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поддержала доводы, изложенные в представленном в материалы отзыве на исковое заявление.

Представитель ответчика ООО «Группа Ренессанс Страхование» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку заявленное истцом событие не является страховым случаем. Истцом не доказан факт повреждения груза и размер ущерба при заявленных обстоятельствах.

Выслушав представителя ответчика ООО «Деловые Линии», изучив материалы дела, суд приходи к следующему выводу.

Правоотношения по организации транспортно-экспедиционного обслуживания перевозок грузов регулируются нормами главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

В соответствии со статьей 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В силу положений статьи 803 ГК РФ и статей 6, 77 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу экспедитор несет перед клиентом ответственность по основаниям и в размере, устанавливаемым в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ.

Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

- за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

- за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

Согласно разъяснениям пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами. Правоотношения, вытекающие из договора транспортной экспедиции, урегулированы специальными законами.

В частности, согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержание которой следует рассматривать в контексте пунктом 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7 (продавец) и ФИО2 (покупатель) был заключен договор купли-продажи среза задней части автомобиля Impreza WRX STI 2005 г. в. стоимостью 30 000 руб.

Согласно приемной накладной 17-02321104540 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 (Грузоотправитель) передал ООО «Деловые Линии» (Страхователь) груз (запчасти) в количестве 6 грузовых мест, без объявленной ценности, без осмотра, весом 155 кг, объемом 3,65 м3, наименование груза - сборный груз, с упаковкой груза и условием о его страховании по маршруту Владивосток-Омск, для доставки в адрес ФИО2

Груз был застрахован в ООО «Группа ренессанс Страхование» на основании генерального договора страхования грузов РIС -287662/2016 от ДД.ММ.ГГГГ Условия страхования определены в правилах страхования грузов от ДД.ММ.ГГГГ, являющихся частью договора страхования.

ДД.ММ.ГГГГ при получении груза истцом обнаружено повреждение, о чем был составлен коммерческий акт.

ФИО2 в адрес ООО «Группа Ренессанс Страхование», ООО «Деловые Линии» были направлены претензии о возмещении ущерба за поврежденный груз в размере 30 000 руб., оставленные без удовлетворения.

Статьей 38 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в части 1 статьи 38 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», устанавливается правилами перевозок грузов.

Согласно параграфам 4 и 5 раздела 10 «Общих правила перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 года, в случае разногласия между автотранспортным предприятием или организацией (шофером) и грузоотправителем (грузополучателем) обстоятельства, могущие служить основанием для их материальной ответственности, оформляются актами (Приложение к настоящему разделу). Акты могут составляться также в случаях, когда необходимо произвести подробное описание обстоятельств, которые не могли быть сделаны в товарно-транспортных документах. О составлении акта должна быть сделана отметка в товарно-транспортных документах.

В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» при обнаружении повреждения тары или упаковки, а также при наличии других обстоятельств, которые могут оказать влияние на изменение состояния груза, перевозчик обязан провести проверку массы, состояния груза, находящегося в к поврежденных таре или упаковке.

Согласно пункта 14 статьи 15 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» если при проверке массы, состояния груза, количества грузовых мест в пункте назначения будут обнаружены недостача, повреждение (порча) груза, грузополучатель и перевозчик обязаны определить размер фактических недостачи, повреждения (порчи) груза.

При получении груза по накладной от ДД.ММ.ГГГГ, составленный сторонами коммерческий акт не содержит каких-либо описаний повреждений груза, лишь указывает на деформацию груза, нарушение целостности. При этом приемка груза осуществлялась по количеству мест, весу и объему, без внутритарного досмотра, без объявления ценности груза, сверка груза с товарными накладными не производилась, сопроводительные документы на груз перевозчику не были переданы.

Вместе с тем, грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в товарно-транспортной накладной (абзац 2 параграфа 4 раздела 6 «Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом»).

Передаваемый груз был поименован как «запчасти», хотя грузоотправитель не был лишен возможности указать наименование, характеристику груза и заявить о его стоимости, вследствие чего не представляется возможным определить является ли груз, переданный для экспедирования ответчику, идентичным грузу, указанному в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ – срез задней части автомобиля Impreza WRX STI 2005 г. в. Отправляя груз без его точного и полного наименования в накладной, только с указанием количества мест и веса, грузополучатель принял на себя возможные риски, связанные с утратой, недостачей или повреждением груза.

Кроме того, названный срез автомобиля 2005 года выпуска, что ФИО2 подтвердил в судебном заседании, то есть бывший в эксплуатации и в связи с этим мог иметь связанные с этим механические повреждения.

Более того, суд обращает внимание на то, что отправителем груза указан – ФИО1, однако истцом представлен договор купли-продажи с ИП ФИО7 от 11.10.2017г.

Таким образом, доказательств вины ООО «Деловые линии» в повреждении груза ввиду некачественной транспортировки груза, а также отсутствия заявленных повреждений на момент отправки, в материалах дела не имеется, истцом не представлено, судом не установлено.

Что качается аналогичных требований предъявляемых к ответчику ООО «Группа Ренессанс Страхование», они также не подлежат удовлетворению на основании следующего.

В силу пунктов 2, 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон о страховании) страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования. Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом.

Согласно ст. 943 ГК РФ, условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).

Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора

страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.

В соответствии с п. 10.1 Договора страхования при наступлении события, обладающего признаками страхового случая, Страхователь (Выгодоприобретатель) обязан предоставить Страховщику все предусмотренные настоящим Договором, действующим законодательством, Правилами страхования документы, удостоверяющие причины и обстоятельства страхового случая, размер ущерба, причиненного грузу.

В соответствии с п. 10.7 Договора страхования выплата страхового возмещения осуществляется Страховщиком на основании представленных Страхователем (Выгодоприобретателем) документов, удостоверяющих факт, причины и обстоятельства наступления страхового случая, размера ущерба и имущественные права Выгодоприобретателя на застрахованный груз.

В соответствии с п. 3.1.2 Договора страхования если груз является имуществом (товаром) у которого от даты приобретения или от даты изготовления/выпуска имущества (товара) до даты передачи имущества (товара) Страхователю на основании накладной прошло более пяти календарных лет (вне зависимости от наличия износа или эксплуатации имущества по функциональному назначению), такой груз застрахован на условиях «С ответственностью за риски частной аварии», в соответствии с разделом 2.2 Правил страхования.

Согласно п. 2.2 Правил страхования, по договору страхования, заключенному на

условиях «С ответственностью за риски частной аварии», возмещению подлежат убытки от утраты, гибели или повреждения всего или части застрахованного груза, происшедшие в результате пожара или взрыва; посадки на мель, выброса на берег, затопления или опрокидывания судна; крушения воздушного судна, опрокидывания или схода с рельсов наземного транспортного средства; столкновения транспортного средства или груза на этом транспортном средстве с любым внешним объектом; пропажи морского, речного или воздушного транспортного средства с грузом без вести; стихийных бедствий, исключая наводнение; смытия груза волной с борта судна; выбрасывания груза за борт при пожертвовании грузом при общей аварии; подмочки груза забортной водой; падения груза во время погрузки и разгрузки, перегрузки.

Как ранее установлено судом из предоставленных истцом документов, пояснений, дата производства товара - 2005 год, то есть грузу более 5 лет, по Договору страхования такой груз застрахован на условиях «С ответственностью за риски частной аварии», в соответствии с разделом 2.2 Правил страхования.

Следовательно, согласно п. 3.1.2 Договора страхования, п. 2.2. и п. 2.4.1 Правил страхования, грузы, с даты производства которых прошло более 5 лет, являются застрахованными на случай наступления конкретных событий, перечисленных в закрытом перечне Правил страхования.

Таким образом, заявленное событие не является страховым случаем, так как истец не предоставил доказательств наступления событий перечисленных в 2.2. и п. 2.4.1 Правил страхования.

Исходя из положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации для возмещения убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения его права, наличие причинно-следственной связи между этим фактом и понесенными убытками, а также размер убытков. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении исковых требований.

В связи с отказом в удовлетворении основного требования не подлежат удовлетворению производные от него требования о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ООО «Деловые Линии», ООО «Группа Ренесанс Страхование» о защите прав потребителя – отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Омска, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю.А. Зинченко

Мотивированное решение составлено: 21.05.2018 года