ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1834/2015 от 04.02.2016 Анапского районного суда (Краснодарский край)

к делу № 2-51/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город-курорт Анапа «04» февраля 2016 года

Анапский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Жванько З.И.

при секретаре Красниковой Т.М.,

с участием: представителя истца помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Агаева М.Н.,

представителя ответчика Малахова А.А. – Аксенова А.А., действующего на основании доверенности 26.10.2015 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Малахову А.А., индивидуальному предпринимателю Пшеничному В.В. о запрете деятельности противоречащей требованиям природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Азово-Черноморский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ИП Малахову А.А., ИП Пшеничному В.В. о запрете деятельности противоречащей требованиям природоохранного законодательства.

В обоснование исковых требований истец сослался на то, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов министерства природных ресурсов Краснодарского края, государственного казенного учреждения Краснодарского края «Комитет по лесу» проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства индивидуальным предпринимателем Малаховым А.А. (далее Малахов A.A.). Решениями исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 14.07.1988 000, Анапского районного Совета народных депутатов от 06.02.1987 000 и 000 от 06.04.1990 образован государственный природный заказник «Большой Утриш» (далее -Заказник). Постановлением главы администрации Краснодарского края от 02.03.1994 000 утверждено положение о Заказнике, согласно п. 3.9. которого в его границах запрещается: пребывание неорганизованных туристов и другие стихийные неконтролируемые формы отдыха; нарушение травяного покрова; организация стоянок, установка палаток, разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест; распашка земель; любая иная производственно-хозяйственная деятельность, несовместимая с целями и задачами организации заказника. Однако, ИП Малаховым А.А. на основании договора о сотрудничестве и совместной деятельности от 01.06.2015, заключенного с ИП Пшеничным В.В. в границах лесного участка - Анапское участковое лесничество Новороссийское лесничество квартал 69, части выделов 16, 20, 23, 25, входящего в состав Заказника, осуществлено строительство металлического забора, имеющего бетонную основу; организовано платное пребывание неконтролируемых туристов, сопровождавшееся установкой палаток, душевых кабин, самовольным снятием, перемещением почвенного покрова, эксплуатацией скважины в отсутствие соответствующей лицензии. При этом, природопользователем - ИП Малаховым А.А. стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух эксплуатировались в отсутствие их инвентаризации, проекта нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников и производственного контроля за его соблюдением, специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, чем нарушены нормы ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Невыполнение ответчиком обязанностей по соблюдению требований природоохранного законодательства нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, Российской Федерации что в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) предоставляет прокурору право обратиться в суд для защиты этих прав и интересов. Просит суд, запретить индивидуальным предпринимателям Малахову А.А. и Пшеничному В.В. использовать лесной участок, расположенный в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества в квартале 69, части выделов 16, 20, 23, 25 для организации пребывания неорганизованных туристов, установки палаток и иной деятельности противоречащей целям создания государственного природного заказника «Большой Утриш». Запретить индивидуальному предпринимателю Малахову А.А. использовать лесной участок, расположенный в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества в квартале 69, части выделов 16, 20, 23, 25 и земельный участок с кадастровым номером 000, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.к. Анапа (...) до получения правоустанавливающих документов предусмотренных ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации, гл. 3,4 ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации. Запретить индивидуальным предпринимателям Малахову А. А., Пшеничному В.В. самовольно использовать скважину не для собственных нужд в границах земельного участка с кадастровым номером 000 расположенного по адресу: Краснодарский край, г.к. Анапа (...) до получения соответствующей лицензии. Обязать индивидуального предпринимателя Малахова А.А. провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать и утвердить в управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить в министерстве природных ресурсов Краснодарского края разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; подтвердить отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности; обеспечить обучение ответственных лиц по специальности «Подготовка руководителей и специалистов, ответственных за охрану окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное природопользование». Обязать индивидуального предпринимателя Малахова А.А. произвести демонтаж возведенных на лесном участке расположенном в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества в квартале 69, части выделов 16, 20, 23, 25 душевых кабинок, металлического забора, имеющего бетонную основу с последующей рекультивацией нарушенных земель.

Представитель истца помощник Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Агаев М.Н. заявленные исковые требования поддержал в полном объёме, по основаниям изложенным в заявлении, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Малахова А.А. – Аксенов А.А., возражал против удовлетворения исковых требований, в обоснование своей позиции сослался на то, что на сегодняшний день ИП Малахов А.А. уже не является арендатором данного земельного участка.

Ответчики Пшеничный В.В., Малахов А.А., третье лицо Кулиева С.Г., представители третьих лиц Министерства природных ресурсов по Краснодарскому краю, ТУФАУГИ по Краснодарскому краю, Департамента лесного хозяйства Краснодарского края, будучи надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

С учётом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие неявившихся лиц, на основании ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства, судом установлено, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов министерства природных ресурсов Краснодарского края, государственного казенного учреждения Краснодарского края «Комитет по лесу» проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства индивидуальным предпринимателем Малаховым А.А. (далее Малахов A.A.).

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.

На основании ст. 58 Федерального закона № 7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной.

С целью охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.Преамбулой к Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ) установлено, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В силу ст. 24 Федерального закона № 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Решениями исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 14.07.1988 000, Анапского районного Совета народных депутатов от 06.02.1987 000 и 000 от 06.04.1990 образован государственный природный заказник «Большой Утриш» (далее - Заказник).

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 02.03.1994 000 утверждено положение о Заказнике, согласно п. 3.9. которого в его границах запрещается: пребывание неорганизованных туристов и другие стихийные неконтролируемые формы отдыха; нарушение травяного покрова; организация стоянок, установка палаток, разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест; распашка земель; любая иная производственно-хозяйственная деятельность, несовместимая с целями и задачами организации заказника.

Однако, ИП Малаховым А.А. на основании договора о сотрудничестве и совместной деятельности от 01.06.2015, заключенного с ИП Пшеничным В.В. в границах лесного участка - Анапское участковое лесничество Новороссийское лесничество квартал 69, части выделов 16, 20, 23, 25, входящего в состав Заказника, осуществлено строительство металлического забора, имеющего бетонную основу; организовано платное пребывание неконтролируемых туристов, сопровождавшееся установкой палаток, душевых кабин, самовольным снятием, перемещением почвенного покрова, эксплуатацией скважины в отсутствие соответствующей лицензии.

Изложенные обстоятельства повлекли за собою нарушение требований, предусмотренных ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», ст. 12, п. 4 ст. 41 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 24 Федерального закона № 33-ФЗ.

Кроме того, в нарушение ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), гл. 3,4 ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации вышеуказанные лесные земли и земельный участок с кадастровым номером 000 по адресу: Краснодарский край, г.к. (...), принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, использовались ИП Малаховым А.А. в отсутствие правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов.

Несмотря на требования ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 73 Федерального закона № 7-ФЗ ИП Малахов А.А., подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, подтвержденную соответствующим документом не проходил; отнесение опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды не осуществлял.

Согласно методикам по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива в котлах производительностью до 30 т/час (М., Гидрометеоиздат, 1985), расчета выбросов выделяющихся от неорганизованных источников загрязнения, станций аэрации сточных вод (М. 94 год.) в процессе эксплуатации ИП Малаховым А.А. мангалов, принцип действия которых основан на сжигании твердого топлива - дров (углей); септика для сбора стоков от системы водоотведения (туалетов) в атмосферу поступали следующие загрязняющие вещества: оксид азота, диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода, сажа, бенз/а/пирен, аммиак, сероводород, метан.

При этом, природопользователем - ИП Малаховым А.А. стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух эксплуатировались в отсутствие их инвентаризации, проекта нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников и производственного контроля за его соблюдением, специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, чем нарушены нормы ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В силу ч. 3 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Невыполнение ответчиком обязанностей по соблюдению требований природоохранного законодательства нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, Российской Федерации что в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) предоставляет прокурору право обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрете деятельности, создающей такую угрозу.

Анализируя каждое из представленных доказательств, а также доказательства в их совокупности и взаимосвязи суд находит исковые требования Азово-Черноморского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ИП Малахову А.А., ИП Пшеничному В.В. о запрете деятельности противоречащей требованиям природоохранного законодательства, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Малахову А.А., индивидуальному предпринимателю Пшеничному В.В. о запрете деятельности противоречащей требованиям природоохранного законодательства, удовлетворить.

Запретить индивидуальным предпринимателям Малахову А.А. и Пшеничному В.В. использовать лесной участок, расположенный в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества в квартале 69, части выделов 16, 20, 23, 25 для организации пребывания неорганизованных туристов, установки палаток и иной деятельности противоречащей целям создания государственного природного заказника «Большой Утриш».

Запретить индивидуальному предпринимателю Малахову А.А. использовать лесной участок, расположенный в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества в квартале 69, части выделов 16, 20, 23, 25 и земельный участок с кадастровым номером 000, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.к. Анапа (...) до получения правоустанавливающих документов предусмотренных ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации, гл. 3,4 ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации.

Запретить индивидуальным предпринимателям Малахову А.А., Пшеничному В.В. самовольно использовать скважину не для собственных нужд в границах земельного участка с кадастровым номером 000 расположенного по адресу: Краснодарский край, г.к. Анапа (...) до получения соответствующей лицензии.

Обязать индивидуального предпринимателя Малахова А.А. провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать и утвердить в управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить в министерстве природных ресурсов Краснодарского края разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; подтвердить отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности; обеспечить обучение ответственных лиц по специальности «Подготовка руководителей и специалистов, ответственных за охрану окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное природопользование».

Обязать индивидуального предпринимателя Малахова А.А. произвести демонтаж возведенных на лесном участке расположенном в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества в квартале 69, части выделов 16, 20, 23, 25 душевых кабинок, металлического забора, имеющего бетонную основу с последующей рекультивацией нарушенных земель.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца через Анапский районный суд.

Судья

Анапского районного суда

Краснодарского края З.И. Жванько