Дело № 2-1834/2023 40RS0026-01-2023-001637-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 августа 2023 года <адрес>
Обнинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Житнякова А.В.,
при ведении протокола секретарями судебного заседания Симкиной Е.А., Рябовой Н.А.,
с участием представителей истца Клименко А.Г., Середюка В.М.,
ответчика Романова С.Н., его представителя Милакина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации <адрес> к Романову С. Н. об освобождении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> (далее – истец) обратилась в суд с настоящим иском к Романову С.Н. (далее – ответчик), в котором просит обязать ответчика освободить тротуар общего пользования от незаконно установленной деревянной конструкции возле кафе «Клен», примыкающей к нежилому зданию по адресу: <адрес>. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГРоманов С.Н. обратился в Администрацию <адрес> за согласованием проекта внешнего вида летней веранды со столиками для отдыха населения по вышеуказанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ истцом было отказано в согласовании данного проекта, поскольку он не соответствовал требованиям, установленным п. 10.5.1 Правил благоустройства и озеленения территории муниципального образования «<адрес>», в частности отсутствовала схема размещения некапитального строения, выполненная на топографической основе в масштабе 1:500, что не позволило определить точное место размещения объекта. Кроме того, предположительно некапитальное строение предлагалось разместить на подземном коллекторе и колодце ливневой канализации, а также на уличном тротуаре общего пользования, что не допускается п. 10.2 Правил благоустройства. ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра установлено, что на тротуаре и подземном коллекторе ливневой канализации возле кафе «Клен», примыкающего к зданию по адресу: <адрес>, размещена деревянная конструкция. В ответ на письмо Администрации <адрес> об освобождении тротуара общего пользования от данной конструкции Романов С.Н. ответил отказом. Поскольку данная конструкция установлена с нарушением требований законодательства, земельный участок подлежит освобождению от нее.
В судебном заседании представитель истца Середюк В.М. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Ответчик Романов С.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, ссылаясь на то, что спорная деревянная конструкция установлена на законных основаниях.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации использование земель земельных участков осуществляется путем предоставления соответствующих прав на землю или без предоставления земельных участков.
В силу подп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пункт 2 ст. 62 ЗК РФ предусматривает, что лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа к вопросам местного значения городского округа (п. 26 ч. 1 ст. 16).
Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1300 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (сезонные (летние) кафе предприятий общественного питания), бытовых услуг, нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), за исключением расположенных на землях лесного фонда указанных нестационарных объектов, могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Вместе с тем, на основании п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 641 утверждено Положение о порядке и условиях размещения на территории <адрес> объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, которым предусмотрено, что условиями размещения Объектов являются: испрашиваемый земельный участок не предоставлен физическим или юридическим лицам на вещном праве; отсутствие ограничений или обременений на испрашиваемом земельном участке, установленное в том числе путем согласования размещения Объектов с органами государственной власти <адрес>; размещаемые Объекты должны соответствовать документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории соответствующего муниципального образования <адрес>; получение разрешения на размещение Объектов (далее - разрешение), выдаваемого уполномоченным <адрес> органом исполнительной власти <адрес> (далее - уполномоченный орган исполнительной власти <адрес>) или уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования <адрес> (п. 2).
Уполномоченным органом на принятие решения о выдаче разрешения на размещение Объекта является, в том числе, уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования <адрес>, на территории которого планируется разместить соответствующий Объект, в случае размещения Объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных законодательством (п. 3).
Разрешение выдается по форме согласно приложению к настоящему Положению (п. 4).
Для получения разрешения заинтересованные физические или юридические лица (далее - заявители) подают в органы, указанные в пункте 3 настоящего Положения, в соответствии с их компетенцией заявление по форме, определенной уполномоченным органом исполнительной власти <адрес>, а также документы согласно перечню, определенному уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> (далее - документы) (п. 5).
Правилами благоустройства и озеленения территории муниципального образования "<адрес>», утвержденными решением Обнинского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ N 02-33 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что некапитальные строения, сооружения являются элементами благоустройства и на территории города делятся на две категории: - объекты хозяйственного назначения: навесы, гаражи, хозяйственные объекты, навесы для автомобилей, трансформаторные подстанции и другие объекты, не относящиеся к капитальным; - объекты, в которых осуществляется торговая деятельность, предоставляются бытовые услуги, услуги связи, общественного питания и другие услуги, предусмотренные действующим законодательством (нестационарные торговые объекты, киоски, павильоны и др.) (п. 10.1 Правил).
Размещение некапитальных строений, сооружений на территории муниципального образования "<адрес>" без предоставления земельного участка производится в соответствии с действующим законодательством с учетом требований настоящих Правил. Размещение некапитальных строений, сооружений на озелененных территориях, тротуарах, а также на открытых автостоянках, парковках, предназначенных для временного размещения автотранспорта, на инженерных коммуникациях и на расстояниях от этих коммуникаций менее 5 м от водопровода, тепловой сети (при бесканальной прокладке) и напорной канализации; 3 м - от тепловой сети, самотечной (бытовой, дождевой, ливневой) канализации; 2 м - от газопровода; 1 м - от электрического кабеля и кабеля связи не допускается (п. 10.2 Правил).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГРоманов С.Н. обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о согласовании проекта внешнего вида летней веранды со столиками для отдыха населения города по адресу: <адрес>, рядом со входом в кафе «Клен» (л.д. 5-7).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> был дан ответ об отказе в согласовании проекта внешнего вида летней веранды со столиками по вышеуказанному адресу, в обоснование которого указано, что проект не соответствует требованиям, установленным п. 10.5.1 Правил благоустройства и озеленения территории муниципального образования «<адрес>», и не позволяет определить точное место размещения НТО в связи с отсутствие обязательной схемы размещения, выполненной на топографической основе; размещение некапитальный строений, сооружений на тротуарах, а также на инженерных коммуникациях не допускается (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Администрации <адрес> составлен акт, согласно которому на земельном участке на муниципальной неразграниченной территории, по адресу ориентира: <адрес>, примыкающей к кафе «Клен», установлены деревянные конструкции (л.д. 10-12).
ДД.ММ.ГГГГРоманову С.Н. направлено требование об освобождении муниципальной территории от деревянной конструкции, с указанием на то, что ее размещение нарушает требования, предусмотренные п. 10.2 Правил благоустройства и озеленения территории муниципального образования «<адрес>». Данное требование оставлено ответчиком без удовлетворения (л.д. 13, 14).
Как следует из представленных фотоматериалов, на момент рассмотрения дела деревянная конструкция не демонтирована и расположена на пешеходном тротуаре возле входа в кафе «Клен» по адресу: <адрес>.
Факт установки данной конструкции в отсутствие разрешения Адмнистрации <адрес>, а также привлечения Романовым С.Н. к административной ответственности за самовольную установку указанного объекта ответчиком в судебном заседании не оспаривался.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что спорная деревянная конструкция установлена Романовым С.Н. в нарушение действующего законодательства, поскольку соответствующее разрешение, предусмотренное Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 641 «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения на территории <адрес> объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута», ответчиком не получено. Кроме того, размещение данной конструкции, являющейся некапитальным сооружением, на тротуаре общего пользования не допускается в силу положений п. 10.2 Правил благоустройства и озеленения территории муниципального образования "<адрес>».
Вопреки доводам стороны ответчика, установленное Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1300 разрешение на размещение нестационарных объектов для оказания услуг общественного питания (сезонные (летние) кафе предприятий общественного питания), бытовых услуг, нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, на свидетельствует о возможности размещения указанных объектов без соблюдения требований, установленных вышеуказанным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 641.
Таким образом, учитывая вышеприведенные положения закона и установленные по делу фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Администрацией <адрес> исковых требований и возложении на ответчика Романова С.Н. обязанности освободить земли общего пользования путем демонтажа установленной деревянной конструкции.
Поскольку из существа спорных правоотношений следует, что действия по восстановлению нарушенных прав должны быть совершены ответчиком, суд на основании ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Романова С. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт РФ серии 6004 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>) освободить территорию общего пользования – пешеходный тротуар, путем демонтажа деревянной конструкции, установленной возле входа в кафе «Клен» по адресу: <адрес>, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Обнинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Житняков