Камышинский городской суд Волгоградской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Камышинский городской суд Волгоградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1835/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Камышинский федеральный городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи КОРОБИЦЫНА А.Ю.
прокурора Коваленко О.В.
представителя ответчика в лице ЗАО «Камышинский рыбзавод» ФИО1
при секретаре Дорониной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Камышине 5 июля 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ЗАО «Камышинский рыбзавод» о присуждении исполнения обязанности по разработке проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суд
У С Т А Н О В И Л :
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ЗАО «Камышинский рыбзавод», в котором просит обязать Закрытое акционерное общество «Камышинский рыбозавод» разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представить его на утверждение в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения. Данные мероприятия провести в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор участвующий в деле исковые требования поддержала и пояснила, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности Закрытого акционерного общества «Камышинский рыбозавод», в ходе которой установлено следующее.
Основным видом деятельности ЗАО «Камышинский рыбозавод» является производство продукции из рыбы: соленая рыба, рыба холодного и горячего копчения, вяленая рыба, пресервы из разделанной рыбы в соусах и заливках и т.п. На предприятии работает № .... человек.
Для осуществления производственной деятельности предприятие имеет следующие основные подразделения: административный блок; гараж; материальный склад; склад готовой продукции; производственный цех, включающий в себя посольный участок, вялочный участок, коптильный участок, пресервный участок, фасовочный участок.
В результате деятельности ЗАО «Камышинский рыбозавод» в атмосферный воздух выбрасываются следующие загрязняющие вещества: железа оксид, марганец и его соединения, диоксид азота, серная кислота, сажа, фтористый водород и т.д.
Так, в результате деятельности коптильного участка в атмосферный воздух выделяются: диоксиды азота, оксиды углерода, бенз(а)пирен. Выброс производится через трубу высотой 6,0 метров, диаметром 0,5 м метра. В результате деятельности посоло-вялочного участка выделяются: оксид углерода, углеводороды, диоксид азота, дикосид серы. Выбросы производятся от работающего автопогрузчика.
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Обязанность, предусмотренная указанными статьями, распространяется и на граждан РФ, и на находящихся на территории России иностранцев и лиц без гражданства и заключается в том, что высокий уровень антропогенного воздействия на окружающую среду и связанное с ним ухудшение экологической обстановки стали важнейшими глобальными проблемами человечества. В силу этого обязанность, предусмотренную данными статьями, распространяется на коллективные субъекты права -юридические лица, объединения физических лиц, не имеющих статуса юридического лица, органы государственной власти и местного самоуправления. Все они как при издании правовых актов, так и при осуществлении какой-либо (в том числе хозяйственной) деятельности должны учитывать положения вышеуказанных статей Конституции Российской Федерации.
Согласно общим положениям ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г., размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Требованиями ст. 23 указанного Федерального закона предусмотрено, что выбросы вредных веществ в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 3 ст. 12 и ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выброс вредных веществ допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного органа федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ.
Частью 3 ст. 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктом 6 «Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.03.2000г. № 183, предусмотрено, что нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проекты санитарно-защитных зон устанавливаются и утверждаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.
Как установлено проверкой, осуществляя свою деятельность. ЗАО «Камышинский рыбозавод» не имеет проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу, а также разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнений. Ранее. Обществом был разработан проект ПДВ и получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, однако срок его действия истек еще в 2008 году. В настоящее время предприятие в виду отсутствия нормирующей документации в области атмосферного воздуха осуществляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду с использованием 5-кратного повышающего коэффициента.
Вместе с тем, деятельность Общества напрямую связана с осуществлением выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Таким образом, в нарушение требований закона, ответчик осуществляет свою деятельность без проекта нормативов предельно-допустимых выбросов и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
По факту осуществления выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения межрайпрокуратурой 11.05.2011 г. в отношении юридического и должностного лица ЗАО «Камышинский рыбозавод» возбуждены производство об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена (ч. 5 ст. 14, ч. 7 ст. 15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). Однако, в целях недопущения негативных социальных последствий для предприятия и определенное противоречие общественным интересам приостановления либо прекращения деятельности Общества, Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура находит целесообразным не заявлять требования о приостановлении (запрещении) деятельности. Вместе с тем, деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями федерального законодательства, а нарушения прав РФ и неопределенного круга лиц. изложенных выше, должны быть устранены.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц. оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния производственной деятельности ответчика (связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц. поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации) от неисполнения требований экологической безопасности нарушены тем, что атмосферный воздух является неотъемлемым компонентом окружающей среды, который в совокупности с другими компонентами обеспечивает благоприятные условия жизни на Земле, является неотъемлемой частью среды обитания человека, поэтому является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, а гражданам гарантированно государством право на благоприятную окружающую среду, (ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 1 и 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Интересы Российской Федерации нарушены тем, что Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха, в соответствии с принципами, установленными международными договорами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, поэтому не должна допускать трансграничного перемещения вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, поэтому формирует и проводит единую государственную политику в данной области, устанавливая порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ст.ст. 5 и 33 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
Представитель ответчика в лице ЗАО «Камышинский рыбзавод» в судебном заседании исковые требования прокурора признал, обратившись в адрес суда с письменным заявлением в котором, признает исковые требования прокурора полностью.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области в судебное заседание не явился обратившись в адрес суда с письменным заявлением в котором просит рассмотреть настоящее дело без его участия.
Выслушав представителя прокуратуры, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит доводы представителя прокуратуры обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ответчик полностью признал исковые требования и суд принимает такое признание иска, поскольку оно не нарушает права и законные интересы иных лиц. Последствия признания иска ответчику, как следует из его заявления на основании ст.173 ГПК РФ разъяснены и понятны.
На основании изложенного, ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Закрытое акционерное общество «Камышинский рыбозавод» разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представить его на утверждение в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения. Данные мероприятия провести в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Камышинский федеральный городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий А.Ю.КОРОБИЦЫН