ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1835 от 05.07.2011 Камышинского городского суда (Волгоградская область)

                                                                                    Камышинский городской суд Волгоградской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Камышинский городской суд Волгоградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1835/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Камышинский федеральный городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи КОРОБИЦЫНА А.Ю.

прокурора Коваленко О.В.

представителя ответчика в лице ЗАО «Камышинский рыбзавод» ФИО1

при секретаре Дорониной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Камышине 5 июля 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ЗАО «Камышинский рыбзавод» о присуждении исполнения обязанности по разработке проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суд

У С Т А Н О В И Л :

Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ЗАО «Камышинский рыбзавод», в котором просит обязать Закрытое акционерное общество «Камышинский рыбозавод» разра­ботать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосфер­ный воздух и представить его на утверждение в специально уполномоченный феде­ральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения. Данные мероприятия провести в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор участвующий в деле исковые требования поддержала и пояснила, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена про­верка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законода­тельства в деятельности Закрытого акционерного общества «Камышинский рыбоза­вод», в ходе которой установлено следующее.

Основным видом деятельности ЗАО «Камышинский рыбозавод» является производство продукции из рыбы: соленая рыба, рыба холодного и горячего копчения, вяленая рыба, пресервы из разделанной рыбы в соусах и заливках и т.п. На предприятии работает № .... человек.

Для осуществления производственной деятельности предприятие имеет следующие основные подразделения: административный блок; гараж; матери­альный склад; склад готовой продукции; производственный цех, включающий в себя посольный участок, вялочный участок, коптильный участок, пресервный участок, фасовочный участок.

В результате деятельности ЗАО «Камышинский рыбозавод» в атмосфер­ный воздух выбрасываются следующие загрязняющие вещества: железа оксид, марганец и его соединения, диоксид азота, серная кислота, сажа, фтористый во­дород и т.д.

Так, в результате деятельности коптильного участка в атмосферный воз­дух выделяются: диоксиды азота, оксиды углерода, бенз(а)пирен. Выброс про­изводится через трубу высотой 6,0 метров, диаметром 0,5 м метра. В результате деятельности посоло-вялочного участка выделяются: оксид углерода, углево­дороды, диоксид азота, дикосид серы. Выбросы производятся от работающего автопогрузчика.

В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и ок­ружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Обязанность, предусмотренная указанными статьями, распространяется и на граждан РФ, и на находящихся на территории России иностранцев и лиц без граждан­ства и заключается в том, что высокий уровень антропогенного воздействия на окру­жающую среду и связанное с ним ухудшение экологической обстановки стали важ­нейшими глобальными проблемами человечества. В силу этого обязанность, преду­смотренную данными статьями, распространяется на коллективные субъекты права -юридические лица, объединения физических лиц, не имеющих статуса юридического лица, органы государственной власти и местного самоуправления. Все они как при издании правовых актов, так и при осуществлении какой-либо (в том числе хозяйст­венной) деятельности должны учитывать положения вышеуказанных статей Консти­туции Российской Федерации.

Согласно общим положениям ст. 34 Федерального закона «Об охране окру­жающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г., размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зда­ний, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное не­гативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с тре­бованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматри­ваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной сре­ды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспе­чению экологической безопасности.

Требованиями ст. 23 указанного Федерального закона предусмотрено, что вы­бросы вредных веществ в окружающую среду допускаются на основании разреше­ний, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государствен­ное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 3 ст. 12 и ст. 14 Федерального закона «Об охране атмо­сферного воздуха», предельно допустимые выбросы устанавливаются территориаль­ными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (органи­зации в целом). Выброс вредных веществ допускается на основании разрешения, вы­данного территориальным органом специально уполномоченного органа федерально­го органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ.

Частью 3 ст. 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения», пунктом 6 «Положения о нормативах выбросов вредных (за­грязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.03.2000г. № 183, пре­дусмотрено, что нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проекты санитарно-защитных зон устанавливаются и утвер­ждаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответ­ствии указанных нормативов санитарным правилам.

Как установлено проверкой, осуществляя свою деятельность. ЗАО «Камышин­ский рыбозавод» не имеет проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу, а также разрешения на выброс загряз­няющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнений. Ранее. Об­ществом был разработан проект ПДВ и получено разрешение на выброс загрязняю­щих веществ в атмосферный воздух, однако срок его действия истек еще в 2008 году. В настоящее время предприятие в виду отсутствия нормирующей документации в об­ласти атмосферного воздуха осуществляет платежи за негативное воздействие на ок­ружающую среду с использованием 5-кратного повышающего коэффициента.

Вместе с тем, деятельность Общества напрямую связана с осуществлением вы­бросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными ис­точниками.

Таким образом, в нарушение требований закона, ответчик осуществляет свою деятельность без проекта нормативов предельно-допустимых выбросов и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

По факту осуществления выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения межрайпрокуратурой 11.05.2011 г. в отношении юридиче­ского и должностного лица ЗАО «Камышинский рыбозавод» возбуждены производ­ство об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воз­действия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены. За­прещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена (ч. 5 ст. 14, ч. 7 ст. 15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). Однако, в целях недопуще­ния негативных социальных последствий для предприятия и определенное противо­речие общественным интересам приостановления либо прекращения деятельности Общества, Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура находит целе­сообразным не заявлять требования о приостановлении (запрещении) деятельности. Вместе с тем, деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями федерального законодательства, а нарушения прав РФ и неопределенного круга лиц. изложенных выше, должны быть устранены.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природ­ной среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц. ока­зывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе сле­дующих принципов:

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия ко­торой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, кото­рые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей сре­ды.

Интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находят­ся и могут находиться в будущем в зоне влияния производственной деятельности от­ветчика (связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц. посколь­ку каждому гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребыва­ния и жительства на территории Российской Федерации) от неисполнения требований экологической безопасности нарушены тем, что атмосферный воздух является неотъ­емлемым компонентом окружающей среды, который в совокупности с другими ком­понентами обеспечивает благоприятные условия жизни на Земле, является неотъем­лемой частью среды обитания человека, поэтому является объектом охраны окру­жающей среды от загрязнения, а гражданам гарантированно государством право на благоприятную окружающую среду, (ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 1 и 4 Федерально­го закона «Об охране окружающей среды»).

Интересы Российской Федерации нарушены тем, что Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны атмосферного воз­духа, в соответствии с принципами, установленными международными договорами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, поэтому не должна допускать трансграничного перемещения вредных (загрязняющих) веществ в атмо­сферном воздухе, поэтому формирует и проводит единую государственную политику в данной области, устанавливая порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (за­грязняющих) веществ в атмосферный воздух (ст.ст. 5 и 33 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Представитель ответчика в лице ЗАО «Камышинский рыбзавод» в судебном заседании исковые требования прокурора признал, обратившись в адрес суда с письменным заявлением в котором, признает исковые требования прокурора полностью.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области в судебное заседание не явился обратившись в адрес суда с письменным заявлением в котором просит рассмотреть настоящее дело без его участия.

Выслушав представителя прокуратуры, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит доводы представителя прокуратуры обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Ответчик полностью признал исковые требования и суд принимает такое признание иска, поскольку оно не нарушает права и законные интересы иных лиц. Последствия признания иска ответчику, как следует из его заявления на основании ст.173 ГПК РФ разъяснены и понятны.

На основании изложенного, ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Закрытое акционерное общество «Камышинский рыбозавод» разра­ботать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосфер­ный воздух и представить его на утверждение в специально уполномоченный феде­ральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения. Данные мероприятия провести в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Камышинский федеральный городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий А.Ю.КОРОБИЦЫН