РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Дело № 2-63/2014
17 марта 2014 года г.Черногорск Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего - судьи Ермак Л.В.,
с участием прокурора Цицилиной О.А.,
при секретаре Парсаевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Черногорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Черногорска об обязании совершения определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Черногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.Черногорска об обязании совершения определенных действий. Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой г. Черногорска совместно с ОГИБДД ОМВД России по г.Черногорску проведена проверка исполнения законов о безопасности дорожного движения.
Администрацией г. Черногорска ненадлежащим образом исполняется возложенная законодательством обязанность по содержанию дорог в границах г. Черногорск по следующим основаниям.
В нарушение ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст) (далее – ГОСТ Р 52766-2007) в рамках проверки выявлено отсутствие электрического освещения в месте расположения пешеходного перехода по ул. Космонавтов в районе дома № 4 «д» МБОУ СОШ № 19.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ остановочные пункты относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с п. 4.2.3, 4.2.4 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003" в местах размещения остановок должно быть обеспечено расстояние видимости для остановки автомобиля для дорог соответствующих категорий. Автобусные остановки смещают по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими стенками павильонов. При наличии пешеходных переходов в разных уровнях их можно располагать непосредственно за пешеходным переходом.
Пунктом 5.3.2.5 ГОСТ Р 52766-2007 установлено, что остановочные пункты, оборудованные наземными пешеходными переходами, смещают по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими стенками павильонов. При наличии надземных или подземных пешеходных переходов их можно располагать непосредственно за пешеходным переходом.
Однако, в ходе проверки установлено, что остановки транспорта общего пользования в г. Черногорске по ул. Космонавтов с нечетной стороны в районе дома № 29А, с четной стороны в районе дома № 26 размещены с нарушением вышеназванных требований ГОСТа.
Кроме того, проверкой выявлено аналогичное нарушение при размещении остановок по ул. Линейная в районе автовокзала.
Согласно п. 8.1.27 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст) (далее – ГОСТ Р 52289-2004) удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м. Удерживающая способность перил должна быть не менее 1,27 кН.
Ограничивающие пешеходные ограждения применяют, в том числе, перильного типа - у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.
В нарушение вышеназванного требования ГОСТа в районе наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием в г. Черногорске по ул.Линейная отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения. Общая протяженность отсутствующих ограждений составляет 200 метров.
В соответствии с п. 6.2.17. ГОСТ Р 52289-2004 разметку 1.14.1 и 1.14.2 («Зебра») применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м. Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м.
Однако, разметка 1.14.1 «Зебра» в г. Черногорске по ул. Линейная в районе автовокзала отсутствует.
Проверка показала, что на улицах Спортивная, Фестивальная, Индустриальная, Холмистая г. Черногорска имеются многочисленные ямы, просадки, неровности проезжей части, в связи с чем проезд по данным улицам возможен со скоростью не более 5 км/ч.
Просит обязать администрацию г. Черногорска обеспечить наличие наружного искусственного освещения в месте расположения пешеходного перехода по ул. Космонавтов в районе дома № 4 «д» МБОУ СОШ № 19 в г. Черногорске; обязать администрацию г. Черногорска обеспечить размещение остановок транспорта общего пользования в г. Черногорске по ул. Космонавтов в соответствии с требованиями п. 5.3.2.5 ГОСТ Р 52766-2007; обязать администрацию г. Черногорска обеспечить размещение остановок транспорта общего пользования в г. Черногорске по ул. Линейная (в районе автовокзала) в соответствии с требованиями п. 5.3.2.5 ГОСТ Р 52766-2007; обязать администрацию г. Черногорска обеспечить наличие ограничивающих пешеходных ограждений общей протяженностью 200 метров в районе наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием в г. Черногорске по ул. Линейная (в районе автовокзала); обязать администрацию г. Черногорска обеспечить нанесение разметки 1.14.1 «Зебра» в г. Черногорске по ул. Линейная в районе автовокзала; обязать администрацию г. Черногорска обеспечить ремонт автомобильных дорог ул. Спортивная, Фестивальная, Индустриальная, Холмистая г.Черногорска.
В судебном заседании помощник прокурор исковые требования уточнила по п. 6 требований, изложенных в исковом заявлении, просит обязать администрацию г. Черногорска обеспечить проведение работ по устройству грунтовой дороги (грунтовой одежды) по ул. Спортивная, Фестивальная, Индустриальная, Холмистая г.Черногорска в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 20 августа 1985 года N 133.Мотивируя свои требования тем, что проверка показала, что на улицах Спортивная, Фестивальная, Индустриальная, Холмистая г.Черногорска автомобильные дороги как таковые отсутствуют, при этом в данном районе активно ведется малоэтажное жилищное строительство. Отсутствие дорог по ул. Спортивная, Фестивальная, Индустриальная, Холмистая г.Черногорска влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Настаивал на удовлетворении исковых требований п. 1-5. Дополнительно, пояснив, что остановки по улице Космонавтов расположены в районе дома № 26. Просил установить срок для исполнения требований, не позднее 01 ноября 2014 г.
Представитель Администрации г.Черногорска Луферчик Ю.А., действующий на основании доверенности от 17.06.2013 года, исковые требования не признал полностью, настаивал на доводах, изложенных в возражениях на исковое заявление, из которых следует, что ответчик полагает, что основанием для понуждения его к выполнению определённых действий, должно являться незаконное бездействие Администрации г. Черногорска, в частности по организации работ в порядке обеспечения дорожной деятельности, к которой и относятся мероприятия, требование о понуждении к исполнению которых содержится в исковом заявлении прокурора. Администрацией города Черногорска разработана и утверждена постановлением от 26 декабря 2011 года № 3685-П городская целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в городе Черногорске на 2012-2015 годы». Кроме того, в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Ответчик считает, что заявленные прокурором требования об обязании Администрации г. Черногорска обеспечить размещение остановок транспорта общего пользования в г. Черногорске по ул. Космонавтов и по ул. Линейная (в районе автовокзала) в соответствии с требованиями п. 5.3.2.5 ГОСТ Р 52766 – 2007, не подлежат удовлетворению. Принимая во внимание сложившуюся застройку в районе рассматриваемых участков проспекта Космонавтов и улицы Линейная а, также принимая во внимание наличие частых примыканий к основной дороге в виде дворовых выездов, перенос автобусных остановок как объектов имеющих вышеупомянутые параметры, в любом из направлений приведёт к нарушению требований п. 4.2.5. ОСТ 218.1.002-2003. Кроме того, перенос автобусной остановки по улице Линейная, по мнению ответчика также не представляется возможным по аналогичным с вышеизложенными обстоятельствам, обусловленным как и в случае с невозможностью переноса автобусных остановок на проспекте Космонавтов, наличием дворовых выездов, а, также существующих, активно действующих автомобильных парковок у магазинов, кафе, автовокзала, здания ООО НУЗ Диагностический центр «МЕДИКОМ».
Утверждение прокурора об отсутствии дорог на улицах Спортивная, Фестивальная, Индустриальная и Холмистая в г. Черногорске, основанное на анализе требований СНиПа 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» утверждённого постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78, по мнению ответчика также является необоснованным. Таким образом, указанный СНиП является руководством к производству проектных градостроительных и реконструкционных работ и не регламентируют порядок производства строительных и ремонтных работ на дорогах местного значения тех или иных категорий.
Требование о сроке работ, не позднее 01.11.2014 года, ответчик считает необоснованным в силу следующих обстоятельств.
В случае удовлетворения судом требований заявленных прокурором г. Черногорска, выполнение работ связанных с исполнением такого решения неизбежно будет включать в себя два основных вида деятельности, а именно проектирование (в частности по переносу автобусных остановок и по устройству автомобильных дорог в соответствии с заявленными требованиями прокурора) и непосредственное исполнение работ.
Для заключения контракта на проведение проектных работ предусматривается проведение двухэтапного конкурса. Из системного анализа статей 49, 53, 54 и 57 Закона № 44-ФЗ следует, что на проведение подобного конкурса необходимы временные затраты в количестве не менее 90 календарных дней. Таким образом, при самом оптимальном стечении обстоятельств только на проведение конкурсных процедур, без учёта времени, требуемого на составление конкурсных документаций, необходимы временные затраты не менее 140 календарных дней. С учётом указанных доводов, а, также принимая во внимание сезонный характер требуемых к исполнению работ, ответчик считает, что обоснованным сроком исполнения заявленных прокурором требований о переносе автобусных остановок и устройстве автомобильных дорог, является срок не позднее 01.11.2015 года.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (статья 24 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ" О безопасности дорожного движения").
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу положений п. 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление полномочий по решению вопросов местного значения и полномочий для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, возложено на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно пункту 5 статьи 6 Устава Администрации города Черногорска к вопросам местного значения города относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного следует, что обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования город Черногорск и организации приведения автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов, правил, возложена на администрацию муниципального образования город Черногорск.
Согласно п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст (далее – ГОСТ Р 52766-2007) стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведения проверки был выявлен факт отсутствия освещения пешеходного перехода по ул. Космонавтов в районе дома № 4 «д», МБОУ СОШ № 19, что подтверждается актом проверки от 26.09.2013 г., сообщением ОМВД России по г. Черногорску от 28.09.2013 г. № 8208, фотографиями.
Пунктом 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" установлено, что ограничивающие пешеходные ограждения применяют у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода.
Судом установлено, что в результате проверки было выявлено, что на улице Линейная в районе автовокзала отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения на протяжении 200 метров в каждую сторону от наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием, что является нарушением п. 8.1.27 ГОСТ Р 522-89-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждения и направляющих устройств", что также подтверждается сообщением ОМВД России по г. Черногорску от 28.09.2013 г. № 8305, фотографиями.
В соответствии с п. п. 4.1.1, 4.1.2 ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией; поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие.
Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "Пешеходный переход" - участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу.
На основании п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года N 120-ст, разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.
Пунктом п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что дорожные разметки в процессе эксплуатации должны быть хорошо различимы в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проверки выявлено, что в нарушение требований действующего законодательства на пешеходном переходе по ул. Линейная в районе автовокзала отсутствует дорожная разметка 1.14.1 (Зебра), что также подтверждается актом выявленных недостатков от 26.09.2013 г., сообщением ОМВД России по г. Черногорску от 28.09.2013 г. № 8305, фотографиями.
В силу 5.3.1 ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования.
Согласно п. 5.3.2.5. ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст остановочные пункты, оборудованные наземными пешеходными переходами, смещают по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими стенками павильонов. При наличии надземных или подземных пешеходных переходов их можно располагать непосредственно за пешеходным переходом.
Пунктом 4.2.4 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003", утвержденные
распоряжением Минтранса РФ от 23.05.2003 N ИС-460-р, автобусные остановки смещают по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими стенками павильонов. При наличии пешеходных переходов в разных уровнях их можно располагать непосредственно за пешеходным переходом.
При этом в ходе проведения проверки было установлено, что остановки транспорта общего пользования в городе Черногорске по улице Космонавтов (в районе дома 26), по Линейная (в районе автовокзала) расположены с нарушений требований ГОСТ Р 52766-2007, что подтверждается сообщением ОМВД России по г. Черногорску от 08.10.2013 г. № 9630, показаниями свидетеля Камзалакова А.Ю., Новикова Д.А., служебной запиской о невозможности переноса остановок от 17 января 2014 г., сообщением ГКУ РХ «Хакасавтодор» № 256-ИС/А от 14.03.2014 г.
Свидетель КАЮ в судебном заседании пояснил, что работает заместителем главного архитектора по строительству и архитектуре в администрации г. Черногорска. Технической возможности для переноса местоположения остановок по улице Космонавтов не имеется. По улице Космонавтов у гостиницы должна быть парковка, если остановка будет перенесена, то парковку у гостиницы придется забрать. Перенос остановки влечет нарушения других норм в сложившейся застройке. По поводу технической возможности переноса остановок по ул. Линейная пояснить не имеет возможности, так как не занимался этим вопросом.
Свидетель НДА. в судебном заседании пояснил, что работает государственным инспектором ОГИБДД. Техническая возможность переноса автобусных остановок по улице Космонавтов, в районе гостиницы и по улице Линейная в районе автовокзала имеется. По улице Космонавтов техническая возможность переноса остановок с нечетной стороны, имеется. Возле магазинов сотовой связи парковки незаконные, там не проводилось межевание. Возле гостиницы «Черногорск» парковка принадлежит Яковлеву, она законная. Там можно оставить остановку, а с нечетной стороны можно перенести. Неправильное расположение автобусной остановки влечет неправильное расположение пешеходных переходов, поскольку пешеходы переходят дорогу перед автобусом, а не за ним. В этом заключается опасность. По улице Линейной также есть техническая возможность перенести остановку.
Суд не может принять в качестве доказательства показания свидетелей КАЮ., НДА., в части наличия возможности переноса остановок, поскольку вышеуказанные свидетели в силу своих должностных обязанностей заинтересованы в исходе дела. Кроме того, в силу ст. 60 Гражданского процессуального кодекса РФ показания свидетелей не могут являться надлежащими доказательствами по переносу остановок. Поскольку возможность (либо невозможность) переноса остановок может подтверждаться письменными доказательствами по делу, к которым могут быть отнесены заключения экспертов, специалистов и иные письменные доказательства.
Довод представителя ответчика о том, что перенос остановок невозможен необоснован, поскольку ответчик не предоставил доказательств в подтверждение своих возражений. Вышеуказанный вывод ответчика опровергается сообщением ГКУ РХ «Хакасавтодор» № 256-ИС/А от 14.03.2014 г., из которого следует, что технический перенос автобусных остановок возможен. Ответчиком не представлено суду письменных доказательств опровергающих сообщение ГКУ РХ «Хакасавтодор» № 256-ИС/А от 14.03.2014 г., от проведения строительно-технической экспертизы по делу ответчик отказался.
В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597- 93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.01.1993 г. N 221 3.1.1. покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведения проверки был выявлен факт отсутствия дорожного покрытия по улицам Спортивная, Фестивальня, Индустриальная, Холмистая города Черногорска, что подтверждается справкой от 14.11.2013 г. составленной старшим помощником прокурора Цицилиной О.А., государственным инспектором дорожного надзора Новиковым Д.А., фотографиями, сообщением ГКУ РХ «Хакасавтодор» № 256-ИС/А от 14.03.2014 г.
Из сообщения ГКУ РХ «Хакасавтодор» № 256-ИС/А от 14.03.2014 г. и пояснений Гогорев А.Н. в судебном заседании, работающего экспертом дорожного хозяйства в ГКУ РХ «Хакасавтодор», на улицах Спортивная, Фестивальная, Индустриальная, Холмистая города Черногорска необходимо проведение работ по устройству грунтовой дороги
Свидетель СНЛ судебном заседании пояснил, что проживает в ***, он писал в прокуратуру *** заявление по поводу дороги. По *** живет с 1998 года. Администрация города никаких работ вообще на наших улицах не производила. Он имеет машину повышенной проходимости и грузовик специально для того, чтобы иметь возможность проезжать к дому. К ним даже «скорая помощь» проехать не может.
Свидетель НДА судебном заседании пояснил, что работает государственным инспектором ОГИБДД. По ***, Холмистая, Спортивная, Индустриальная необходимо наличие дорог. Технология разбивки дорожного полотна регулируется п. 4 СНиП 3.06.02, допускается твердое дорожное покрытие. На данных улицах строительство дорог не осуществлялось, если бы там строились дороги, то такое строительство в обязательном порядке бы согласовывалось с ГИБДД ОМВД ***. На этих улицах находится просто полоса земли, строительство там не выполнялось.
Свидетель КАЮ судебном заседании пояснил, что работает заместителем главного архитектора по строительству и архитектуре в администрации ***. По поводу создания грунтовых дорог пояснил, что все определяется финансовыми возможностями. Под эти возможности делается проектирование, проводится конкурс. Согласно проекта выполняются работы. На спорных улицах есть дороги, вопрос в их качестве. Строительство дорог, это сезонная работа, зимой ее не возможно сделать.
Оснований не доверять показаниям свидетеля СНЛ., НДА., КАЮу суда не имеется. Однако судом учтено то обстоятельство, что вышеуказанные свидетели заинтересованы в исходе дела. Свидетели НДА., КАЮ. в силу своих должностных обязанностей, свидетель СНЛ. проживает на ***.
Суд приходит к выводу, что доказательств того, что выявленные недостатки на момент проведения проверки отсутствовали либо на момент рассмотрения дела в суде были устранены, ответчиком в материалы дела не представлено.
Установив, что в нарушение действующего законодательства Администрацией города Черногорска не организовано обеспечение безопасности дорожного движения на названных выше участках дорог, суд пришел к выводу, что ответчик, как орган местного самоуправления, обязан обеспечить в рамках предоставленных ему полномочий безопасность дорожного движения на муниципальных дорогах города Черногорска.
С учетом положений ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ суд приходит к выводу об указании в решении срока, в течение которого оно должно быть исполнено, не позднее 01 ноября 2014 г.
Доводы представителя ответчика о том, что Администрация города Черногорска осуществляет свою деятельность в рамках выделенных бюджетных средств, которые в настоящее время отсутствуют, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Доводы представителя ответчика о непредставлении прокурором доказательств возникновения опасности дорожного движения на указанных выше участках дорог, а также доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, несостоятельны. Указанное обстоятельство не освобождает администрацию от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности, в том числе по устранению нарушений, угрожающих безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчик уклоняется от возложенной на него обязанности по содержанию дорог местного значения, доказательств обратного в соответствии со статьей 56 ГПК РФ администрацией города Черногорска не представлено, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором города Черногорска требований; обязании Администрацию города Черногорска в срок – не позднее 01 ноября 2014 года устранить допущенные нарушения:
- обеспечить наличие наружного искусственного освещения в месте расположения пешеходного перехода по ул. Космонавтов в районе дома № 4 «д», МБОУ СОШ № 19 в городе Черногорске;
- обеспечить размещение остановок транспорта общего пользования в городе Черногорске по ул. Космонавтов (в районе дома № 26) в соответствии с требованиями п. 5.3.2.5 ГОСТ Р 52766-2007;
- обеспечить размещение остановок транспорта общего пользования в г. Черногорске по ул. Линейная (в районе автовокзала) в соответствии с требованиями п. 5.3.2.5 ГОСТ Р 52766-2007;
- обеспечить наличие ограничивающих пешеходных ограждений общей протяженностью 200 метров в районе наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием в г. Черногорске по ул. Линейная (в районе автовокзала);
- обеспечить нанесение разметки 1.14.1 «Зебра» в г. Черногорске по ул. Линейная (в районе автовокзала);
- обеспечить проведение работ по устройству грунтовой дороги (грунтовой одежды) по улице Спортивная, Фестивальная, Индустриальная, Холмистая города Черногорска в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597- 93.
Руководствуясь ст.ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию города Черногорска в срок – не позднее 01 ноября 2014 года устранить допущенные нарушения:
- обеспечить наличие наружного искусственного освещения в месте расположения пешеходного перехода по ул. Космонавтов в районе дома № 4 «д», МБОУ СОШ № 19 в городе Черногорске;
- обеспечить размещение остановок транспорта общего пользования в городе Черногорске по ул. Космонавтов (в районе дома № 26) в соответствии с требованиями п. 5.3.2.5 ГОСТ Р 52766-2007;
- обеспечить размещение остановок транспорта общего пользования в г. Черногорске по ул. Линейная (в районе автовокзала) в соответствии с требованиями п. 5.3.2.5 ГОСТ Р 52766-2007;
- обеспечить наличие ограничивающих пешеходных ограждений общей протяженностью 200 метров в районе наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием в г. Черногорске по ул. Линейная (в районе автовокзала);
- обеспечить нанесение разметки 1.14.1 «Зебра» в г. Черногорске по ул. Линейная (в районе автовокзала);
- обеспечить проведение работ по устройству грунтовой дороги (грунтовой одежды) по улице Спортивная, Фестивальная, Индустриальная, Холмистая города Черногорска в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597- 93.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.В. Ермак
Мотивированное решение составлено 26 марта 2014 года.