РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2017 Автозаводский районный суд <адрес>, в составе:
председательствующего судьи Судовской Н.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием
представителя заявителя ФИО3,
представителя заинтересованного лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> в интересах неопределенного круга потребителей о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> обратилось в суд в интересах неопределенного круга потребителей с заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обосновании требований указал, что в связи с регистрацией групповых отравлений фальсифицированной алкогольной продукцией, на территории РФ Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> проведен мониторинг Интернет-ресурсов, в ходе которого выявлен сайт № где размещена информация о возможности приобретения алкоголя жителями <адрес>.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь Интернет. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
Просит признать информацию, размещенную на сайте: №, где размещена информация о дистанционной продаже алкоголя информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен владелец Интернет-сайта № - ООО «Лабиринт».
Представитель заявителя ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ требования уточнила, просила признать информацию, размещенную на сайте www.krasnoeibeloe.ru/catalog/ о демонстрации алкогольной продукции запрещенной. Пояснила, что сведения, расположенные на сайте www.krasnoeibeloe.ru/catalog/ нарушают запрет на публичную демонстрацию алкогольной продукции.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель заинтересованного лица ООО «Лабиринт» ФИО4, действующая на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что сайт www.krasnoeibeloe.ru/catalog/ содержит лишь информационную основу. Услуги по осуществлению дистанционной продажи товара, а также услуги по доставке товара покупателям не предоставляют. На сайте предоставлена такая услуга, как резервирование товара, условия такой услуги подробно изложены на сайте. Суть данной услуги заключается в том, что покупатель на сайте выбирает товар и адрес отдела магазина, в котором ему удобно приобрести указанный товар. В назначенную дату покупатель приходит в магазин, продавец кассир проверяет его возраст, и если покупатель достиг 18-ти летнего возраста, продает ему выбранный на сайте товар.
Суд, выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица ООО «Лабиринт», исследовав материалы дела, считает заявление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (Управление Роспотребнадзора по <адрес>) необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 5 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что в Российской Федерации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Судом установлено, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в связи с регистрацией групповых отравлений фальсифицированной алкогольной продукцией, на территории РФ проведен мониторинг Интернет-ресурсов, в ходе которого выявлен сайт www.krasnoeibeloe.ru/catalog/, на котором размещена информация о возможности приобретения алкоголя жителями <адрес>.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь Интернет. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вместе с тем, согласно исключений перечисленных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), настоящий Федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Таким образом, не является рекламной информацией о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, а также на страницах производителя или продавца данных товаров в социальных сетях в Интернете, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.
Соответственно, не подпадает под понятие рекламы сайт производителя или продавца алкогольной продукции или его страница в социальной сети, на которых в том числе будет приведен ассортимент производимых или реализуемых им товаров.
Из представленных в материалы дела скрин-шотов Интернет-сайта № усматривается лишь указание на виды товаров, в том числе наименование алкогольной продукции с указанием объема тары, крепости спиртосодержания и средней стоимости в розничной сети магазинов «Красное и белое». При указании на конкретный вид продукции происходит увеличение фотоиллюстрации товара.
Таким образом, суд соглашается с доводами заинтересованного лица ООО «Лабиринт», что данные сведения имеют цель исключительно доведение до потребителя информации о товаре. Каких либо доказательств того, что таковая имеет своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке со стороны заявителя не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает не состоятельными доводы заявителя в части размещения в открытой сети Интернет рекламы алкогольной продукции владельцем Интернет-сайта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом.
Абзацем 4 пункта 2 «Правил продажи дистанционным способом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) №, предусмотрено, что договор розничной продажи товаров дистанционным способом заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Правилами продажи товаров дистанционным способом предусмотрено, что продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта (п. 3).
В силу п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) №, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом договор розничной купли-продажи является публичным договором (п. 2 ст. 492 ГК РФ).
В соответствии с положениями ст.493 ГК РФ по общим правилам договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
Согласно информации размещенной на сайте: раздел услуги, покупатель имеет возможность воспользоваться услугой – «Предварительный заказ», то есть забронировать любой товар перейдя на сайт №, который будет готов к передаче покупателю к согласованной дате.
В разделе «Каталог товаров» размещена закладка «Как оформить предварительный заказ?». Покупателю дана подробная инструкция о том, как следует действовать, если он хочет, чтобы выбранный им товар был отложен в выбранном им магазине. Из данной инструкции следует, что покупатель выбирает магазин, из которого ему удобно будет забрать товар, то есть товар покупателю не пересылается и не доставляется, а покупатель сам приходит за товаром в магазин. Также инструкция не предусматривает необходимости и возможности в какой-либо форме оплаты товара.
Договор розничной купли-продажи заключается с покупателем в помещении магазина, где сотрудники магазина могут удостовериться о достижении покупателем соответствующего возраста, после чего он может осмотреть товар, заменить его или исключить из покупки, оплатить и получить товар.
Доказательств иного стороной истца суду не представлено.
Оформление предварительного заказа освобождает покупателя от поиска в розничной сети магазинов сети «Красное и Белое» какого-либо конкретного вида товара и исключает возможность того, что к моменту явки его в избранный им магазин таковой закончится.
При таких обстоятельствах, учитывая, что при оформлении заказа посредством Интернет-сайта № фактически не происходит заключения договора купли-продажи алкогольной продукции дистанционным способом, суд также полагает доводы заявителя в этой части не состоятельными.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> в интересах неопределенного круга потребителей о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес>.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.В.Судовская