ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1836/19 от 20.08.2019 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-1836/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2019 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе: председательствующего судьи Чесноковой Е.В.

при секретаре Орловой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ООО «Управдом» о перерасчете платы жилищно-коммунальных услуг, признании долга отсутствующим, возложении обязанности производить начисления по расчетам за теплоснабжение с учетом показаний индивидуальных приборов учета, компенсации морального вреда,

У с т а н о в и л:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к ООО «Управдом» в котором просят обязать ответчика сделать перерасчет платы жилищно-коммунальных услуг за период с августа 2015 года по 01 февраля 2019 года, обязать ответчика производить начисления по расчетам за теплоснабжение с учетом показаний установленных в квартире индивидуальных приборов учета, снять необоснованный дол, взыскать компенсацию морального вреда 25000 рублей.

В обоснование иска указали, что <...> с 2012 года находится в собственности истцов.

Управление многоквартирным домом по указанному адресу осуществляет управляющая компания ООО «Управдом», которая, несмотря на состоявшиеся судебные решения (решение мирового судьи 1-го судебного участка Ленинградского района от 09.03.2011 года, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам от 09.11.2011 года, решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 14.01.2013 года), производит расчет платы за услуги управляющей организации по содержанию жилья, включая в содержание жилья дополнительную оплату за услуги сторонних организаций, что не входит в тариф по обслуживанию жилья, установленный решением собрания собственников, в связи с чем, в соответствии с представленным истцом расчетом образовалась переплата за период с сентября 2015 года по февраль 2019 года в размере 24602,58 руб.

Указывают, что в августе 2017 года управляющая компания необоснованно выставила им долг в размере 74982,33 рубля без разъяснения, каким образом образовалась указанная задолженность. В связи с наличием задолженности ФИО1 не имеет возможности получить льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, указывает на то, что в их квартире установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии, однако расчет по показаниям индивидуальных приборов учета производился только за один год, затем плата за отопление квартиры начислялась без учета индивидуальных приборов учета по общедомовому счетчику тепла.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, настаивает на том, что он как собственник должен оплачивать только установленный тариф за содержание жилья, в который должна входить плата за вывоз мусора, лифт и другие расходы по содержанию общего имущества. Просил иск удовлетворить.

Ответчик ООО «Управдом» о месте, времени судебного заседания извещен, представитель ответчика в судебное заседание не явился, ходатайство представителя ответчика об отложении судебного заседания оставлено без удовлетворения.

В своих отзывах на иск (л.д. 27-29, л.д. 124-128) ООО «Управдом» просит в иске отказать, ссылаясь на то, что приказом №74 от 22.12.2018 года образовавшаяся по лицевому счету по квартире ответчиков задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг списана как невозможная к взысканию.

Указала, что истцом пропущен срок исковой давности по требованиям о перерасчете за 2015 и часть 2016 года, который просит применить и отказать истцу в иске о перерасчете платежей за указанный период.

Услуги «холодная вода», «водоотведение» и «электроэнергия МОП» являются коммунальными услугами и в принципе не могут быть включены в тариф жилищной услуги «содержание жилья». Расчет платы осуществляется по тарифам, утвержденным Службой государственного регулирования цен и тарифов Калининградской области.

Плата за услуги «холодная вода» и «водоотведение» начислялась ООО «Управдом» в рассматриваемый исковой период только в марте 2016 года и в апреле 2016 года согласно договору с МП КХ «Водоканал» на отпуск питьевой воды, приём сточных вод и загрязняющих веществ №1791 от 27.12.2010 года. Поскольку указанные услуги являются коммунальными, то начисления по ним производятся в соответствии с положениями Правил №354 от 06.05.2011 года в редакции, действующей в рассматриваемый период.

Так, начисления по услуге «холодная вода» осуществлялись в 2016 году в соответствии с формулой №1 Приложения №2 к Правилам №354 от 06.05.2011 года в редакции от 25.12.2015 года (п.42 абз.1 Правил).

При этом согласно абз.5 п.42 Правил №354 от 06.05.2011 года в той же редакции размер платы за коммунальную услугу «водоотведение». предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период.

Таким образом, расчет по услуге «холодная вода» и «водоотведение» произведен на основании переданных истцом показаний индивидуального прибора учета воды и утвержденных тарифов Службы по государственному регулированию цен и тарифов в размере 18,80 руб./м? за холодное водоснабжение и 7,49 руб./м? за водоотведение.

Согласно п.40 Правил №354 от 06.05.2011 года в ред. от 25.12.2015 года потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, к плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

К таким услугам относится услуга «электроэнергия МОП», в 2016 года начисления по данной услуге производились в соответствии с формулой 12 Приложения №2 Правил №354 от 06.05.2011 года: Приходящийся на i-e жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12.

С 01 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 были внесены изменения в статьи 154, 156 ЖК РФ, п.29 Правил №491 от 13.08.2006 года, согласно которым коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества перешли в разряд жилищных услуг, размер платы по этим услугам с указанного времени должен быть фиксированным, а расчет производиться исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Согласно п.10 ст.12 Федерального закона от 29.06.2015 года №176-ФЗ проведение общего собрания собственников не требуется при первоначальном включении платы за коммунальные услуги, потребляемые в целях содержания общего имущества.

Таким образом, с января 2017 года в квитанции появились новые строки по жилищным услугам «холодная вода СОИД», «водоотведение СОИД», «горячая вода СОИД», «электроэнергия СОИД». Расчет платы производится по формуле с использованием утвержденного норматива.

Услуги «лифт», «вывоз ТБО», «ВДГО» являются жилищными услугами, которые оказываются исключительно специализированными организациями. Расчет платы осуществляется исходя из цены договора, заключенного между специализированной организацией и ООО «Управдом».

Обязанность управляющей организации на заключение соответствующих договоров предусмотрена Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года, Постановлением Правительства «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» №290 от 03.04.2013 года согласно п. 3.1.1 типового договора управления домом <адрес> Собственник передает, а Исполнитель принимает на себя полномочия по управлению МКД, в том числе выбор обслуживающих, ресурсоснабжающих и прочих организаций, а также заключение с ними договоров от имени и за счет Собственника. Приложением №2 к типовому договору управления домом <адрес> утвержден перечень коммунальных и прочих услуг, оказываемых по договорам со специализированными организациями, в котором также указаны обслуживание лифта и вывоз ТБО.

В целях обеспечения безопасности технического обслуживания сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома ООО «Управдом», заключен договор №035-2009/то от 03.03.2009 года (дополнительное соглашение №2 от 02.02.2010 года) с ОАО «Калининградгазификация». Заключение договора обусловлено положениями Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 года №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», положениями раздела III Постановления Правительства РФ №410 от 14.05.2013 года «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, согласно которым управляющая компания выступает как заказчик в отношениях со специализированной организацией и обязана заключить указанный договор в целях изначальной поставки газа в многоквартирный дом и в целях обеспечения надежности и безопасности использования оборудования многоквартирного дома. Согласно п. 11 Правил №491 от 13.08.2006 года в редакции от 25.12.2015 года содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя помимо прочего: сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

С декабря 2015 года по июль 2016 года вывоз твердых бытовых отходов многоквартирного дома <адрес> осуществлялся специализированной организацией ООО «Жилсервис плюс» по договору №03/2016 от 15.12.2015 года.

В последующем договоры на вывоз ТБО №01-15/07 от 15.07.2016 года, №01-15/17 от 03.07.2018 года были заключены с ООО «Дарлен». Расчет платы производился исходя из цены договора, которая распределялась пропорционально площади жилых помещений дома <адрес>.

Тариф по вывозу ТБО в калькуляцию затрат по содержанию жилья не входит, оказание данной услуги определено Приложением №2 к договору управления как прочей услуги по договору со специализированной организацией.

Согласно ч. 8 ст. 23 № 458-ФЗ в Калининградской области с 1 января 2019 года действует новая схема по обращению с ТКО: вывоз мусора стал коммунальной услугой, которую исполняет региональный оператор по утверждённым тарифам, с 01 января 2019 г. ООО «Управдом» заключило договор №210100731 от 01.01.2019 г. с региональным оператором ГП КО «ЕСОО» на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.

Тариф утверждается Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, в январе-феврале 2019 г. составлял 85,13 руб./чел., расчет ведется исходя из количества зарегистрированных лиц.

В период с 2015-2018 года расчет платы за отопление осуществлялся ООО «РИВЦ Симплекс» в соответствии с п.42 (1) Правил №354 от 06.05.2011 года, который предусматривал расчет платы для домов, оснащенных индивидуальными приборами учета тепловой энергии, по формуле исходя из показаний общедомового прибора без учета показаний индивидуальных приборов в тех квартирах, где они установлены, поскольку не все квартиры в многоквартирном доме были оборудованы индивидуальными приборами учета.

В связи с изменениями в п.42 (1), внесенными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 года №1708, с 01 января 2019года и в настоящее время расчет платы за отопление ведется с учетом показаний индивидуальных приборов учета.

Заслушав истца ФИО1, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд полагает в иске ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ООО «Управдом» отказать.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ФИО1, ФИО3 на праве общей долевой собственности - доля в праве 1/2 принадлежит двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> в которой проживает также ФИО2.

Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «Управдом».

Заявляя требования о перерасчете платы за жилищно-коммунальные услуги за период с августа 2015 года по 01 февраля 2019 года истцы исходят из того, что ООО «Управдом» в указанный период неправомерно выставляются для оплаты дополнительные жилищные услуги, которые не входят в состав платы за содержание жилья.

Согласно квитанциям за март 2016 года - декабрь 2016 года истцы не согласны с начислением платы за следующие услуги: лифт, ТБО (мусор), электроэнергия МОП, обследование ВДГО, холодная вода (до мая 2016), водоотведение (до мая 2016), согласно квитанциям за январь 2017 – декабрь 2017 года, январь 2018 – декабрь 2018 года, январь 2019 года - февраль 2019 года истцами оспариваются начисления за услуги лифт, ТБО (мусор), обследование ВДГО, холодная вода на СОИД, электроэнергия СОИД, водоотведение СОИД (с мая 2017 года), горячая вода СОИД (с июля 2018 года).

Утверждения истцов о неправомерности выставления им к оплате счетов на оплату указанных жилищных услуг основаны на том, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не принималось решений о том, что такие расходы собственники жилых помещений несут отдельно, полагают, что такие расходы входят в тариф по обслуживанию жилья.

Однако такие утверждения не соответствуют нормам действующего законодательства.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиям закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонние изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно п. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

С 1 января 2017 года в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.

Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.

Факт оказания ООО «Управдом» жилищных услуг по вывозу ТБО, «ВДГО» и обслуживанию лифта собственникам дома многоквартирного дома №18 по ул.Буткова в городе Калининграде подтвержден представленными в материалы дела договорами, заключенными ООО «Управдом» со специализированными организациями, обязанность по заключению таких договоров со специализированными организациями в целях содержания общего имущества многоквартирного дома возложена на управляющие законом.

При таком положении, оснований для исключения из состава платы оспариваемых истцами услуг и проведении в связи с этим перерасчета платы у суда не имеется.

Кроме того, поскольку ответчиком заявлено о пропуске истцами срока исковой давности по требованиям о перерасчете за период с августа 2015 года по февраль 2016 года, исковые требования истцов о перерасчете за указанный период не подлежат удовлетворению, поскольку истцами пропущен трехлетний срок исковой давности, установленный ст.196 ГК РФ (дата обращения в суд 28 февраля 2019 года) что в силу ст.199 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в иске за указанный период.

Что касается требований истцов, о признании задолженности в сумме 74982,33 рубля не обоснованной и не подлежащей взысканию, суд находит такие требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно представленным в материалы дела сведениям задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 74982,33 рубля по квартире <адрес> образовалась по состоянию на 2015 год.

Приказом ООО «Управдом» от 22.12.2019 года №74 указанная дебиторская задолженность списана с балансового счета в соответствии со ст.196 ГК РФ (истечение срока исковой давности).

При таком положении, оснований для возложения на ООО «Управдом» обязанности по снятию указанной задолженности не имеется.

Не подлежат удовлетворению и требования истцов о возложении на ответчика обязанности производить начисления по расчетам за теплоснабжение по индивидуальным приборам учета.

Расчет платы за отопление в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, производится в соответствии с положениями абз. 2 - 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее правил) и формулами, к которым эти положения отсылают.

Согласно абз. 3 п. 42(1) Правил N 354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к этим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (в редакции действующей до внесения изменений постановлением Правительства РФ от 28.12.2018года №1708).

С 1 января 2019 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации N 1708 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1708), которым были внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в том числе в порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению.

Согласно абз п.42 (1) с учетом изменений, внесенных вышеуказанным постановлением Правительства РФ, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.

Согласно представленному ответчиком в материалы дела расчету платы за отопление, расчет платы по услуге отопление с января 2019 года производится в соответствии с действующим законодательством с учетом показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии, установленных в квартире

Поскольку судом не установлено нарушений прав истцов, оснований для удовлетворения требований истцов о компенсации морального вреда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ООО «Управдом», – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2019 года.

Судья: Е.В. Чеснокова