Дело №2-1837/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «15» мая 2018 года г. Челябинск Советский районный суд г. Челябинска в составе: Председательствующего судьи Хабиной И.С. при секретаре Самохиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кестера Андрея Витальевича к Администрации г. Челябинска признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № №, его отмене, о признании прав и об обязани передать помещение в безвозмездное пользование, УСТАНОВИЛ: Кестер А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Челябинска о признании письма Главы г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ года № №, незаконным и его отмене; о признании его права направленного на использование своих прав и способностей в форме гражданской инициативы направленной на решение проблем гражданского общества в Металлургическом районе г. Челябинска оказание социальной поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социальной адаптации граждан, освободившимся из мест лишения свободы с последующим трудоустройством, эффективной не медицинской помощи алко- нарко- зависимым гражданам и профилактики правонарушений среди взрослого населения и молодежи, право на имущественную поддержку, заключение договоров передачи имущества в безвозмездное пользование на долгосрочной основе, обязании ответчика предоставить пустующее муниципальное имущество по договору в безвозмездное пользование на долгосрочной основе по адресу: <адрес> цокольное помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. и цокольное помещение по <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. для организации социального приюта социальной гостиницы для людей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, алко- и наркозависимых граждан и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы с последующим трудоустройством. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что оспариваемым письмом ему было отказано в предоставлении в безвозмездное пользование муниципальных помещений, расположенных по адресу: <адрес> цокольное помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. и цокольное помещение по ул. <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. для организации социального приюта социальной гостиницы для людей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, алко- и наркозависимых граждан и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Полагает данный отказ незаконным, поскольку согласно действующему законодательству Российской Федерации социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляются право на получение муниципального имущества в безвозмездное пользование на долгосрочной основе. Также указывает на нарушение его права по осуществлению благотворительной деятельности. В судебном заседании истец Кестер А.В. настаивал на заявленных требованиях. Суду пояснил, что оспариваемый отказ нарушает его право беспрепятственно осуществлять благотворительную гражданскую инициативу на добровольной основе и свободы выбора ее цели; право на оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям путем передачи во владение муниципального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям: право на заключение договоров на долгосрочной основе в безвозмездное пользование и по льготным ставкам арендной платы. Ответчик – представитель администрации г. Челябинска Сукочева И.Ю., действующая на основании доверенности. (л.д. 38), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 24). Указала на то, что ранее Кестер А.В. уже обращался в администрацию г. Челябинска с аналогичным заявлением и указанный отказ обжаловался в суде. Пояснила суду, что предоставление помещений в пользование истца безвозмездно является правом администрации. В законе нет прямого указания на обязанность администрации предоставить помещение социально-ориентированным организациям в безвозмездное пользование. Также пояснила, что истцом не указано конкретно, какому закону не соответствует оспариваемое письмо. Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 13 Гражданского кодекса ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению и защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. Как следует из пояснений сторон, никем не оспаривается, нежилые помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, находятся в собственности муниципального образования г. Челябинск. Помещение по адресу: <адрес> включено в прогнозный план приватизации муниципального имущества на период 2016-2018 годов. Кестер А.В. обратился с заявлением о предоставлении ему в безвозмездное пользование нежилого помещения АНО социальной гостиницы для алко- и наркозависимых людей «Под мухой» для размещения социальной гостиницы в Металлургическом районе г. Челябинска. ДД.ММ.ГГГГ г. письмом №№ Кестеру А.В. было сообщено, что предоставление помещения, расположенного по адресу <адрес> возможно на условиях договора аренды, нежилое помещения, расположенное по адресу <адрес> включено в прогнозный план приватизации имущества в г. Челябинске на период 2016-2018гг. (л.д. 7, 8). В соответствии ч.1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Гражданского кодекса РФ, а также пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческими организациями являются не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Согласно пункту 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. В силу пункта 2.2. пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку. Пункт 4 ст. 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях" определяет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в приоритетном порядке оказывают поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям. Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению (пункт 6 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Пунктом 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" закреплено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что социально ориентированные некоммерческие организации при условии осуществления ими деятельности, предусмотренной вышеуказанными нормами, имеют право на получение имущественной поддержки путем заключения договоров безвозмездного владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами деятельности по оказанию юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина. При этом, предусмотренные законом случаи, при которых допускается заключение договоров аренды, и иных договоров пользования муниципального имущества без проведении торгов, не устанавливают для собственника – города Челябинска, обязанность заключать такие договоры. Представленные заявителем копии договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года, (л.д. 14-15), информационный бюллетень «Депутат 74.РФ» (л.д. 13), фотоматериалы (л.д. 17-23), копия письма общественного совета при Администрации г.Челябинска (л.д. 16), о том, что проект социальной адаптации и реабилитации алко- и нарко- зависимых, категории БОМЖ, лиц, освободившихся из мест лишения свободы является актуальным и социально значимым не свидетельствуют о нарушении прав истца на использование своих прав и способностей на решение проблем гражданского общества, оказание социальной поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и не являются основанием для возложения на Администрацию г. Челябинска обязанности предоставить нежилые помещения в безвозмездное пользование. Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, в том числе отчуждать в собственность другим лицам, передавать права владении, пользования и распоряжаться иным способом. Обязанность по передаче социально ориентированным некоммерческим организациям муниципального имущества по договору безвозмездного пользования (договору аренды) законодательством Российской Федерации не предусмотрена. В целях размещения АНО Социальной гостиницы для алко- и наркозависимых людей «Под Мухой» заявителю администрацией города предложен вариант размещения указанной организации в нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на условиях договора аренды. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о недоказанности нарушения оспариваемым письмом ответчика требований действующего законодательства, а также нарушения прав и законных интересов заявителя. Поскольку совокупность обстоятельств, предусмотренная законом для признания незаконным ненормативного акта органа местного самоуправления, судом не установлена, то оснований для удовлетворения требования Кестера А.В. не имеется. Суд также не усматривает оснований для признания нарушенными прав истца на использование своих прав и способностей в форме гражданской инициативы направленной на решение проблем гражданского общества в Металлургическом районе г. Челябинска оказание социальной поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социальной адаптации граждан, освободившимся из мест лишения свободы с последующим трудоустройством, эффективной не медицинской помощи алко- нарко- зависимым гражданам и профилактики правонарушений среди взрослого населения и молодежи, право на имущественную поддержку. Учитывая, что требование о возложении обязанности предоставить пустующее муниципальное имущество по договору в безвозмездное пользование на долгосрочной основе по адресу: <адрес> цокольное помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. и цокольное помещение по <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. для организации социального приюта социальной гостиницы для людей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, алко- и наркозависимых граждан и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы в соответствии с Президентской программой создания гражданского общества посредством деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций является производным от первоначального требования, предоставление жилого помещения третьим лицам на каком-либо праве является исключительным правом собственника, прямого указания в законе на обязанность собственника помещений предоставить их в безвозмездное пользование социально ориентированным организациям не содержится, то указанное требование удовлетворению также не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Кестера Андрея Витальевича к Администрации г. Челябинска признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № №, его отмене, о признании прав и об обязани передать помещение в безвозмездное пользование - отказать. Решение может быть обжаловано в гражданскую коллегию Челябинского областного суд через Советский районный суд в течение 1 месяца с момента принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: |