ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1837/2020УИД760014-01-2020-001329-33 от 23.06.2020 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-1837/2020 УИД 76RS0014-01-2020-001329-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2020 года г. Ярославль

Кировский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Барышевой В.В.,

при секретаре Осиповой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Глупановой Раисы Павловны к Акционерному обществу «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» о понуждении к перерасчету платы за коммунальные услуги,

установил:

Глупанова Р.П. обратилась с исковыми требованиями к АО «Управдом Кировского района» о понуждении к перерасчету платы за коммунальные услуги. В обоснование заявленных исковых требований ссылается на то, что она является собственником жилого помещения- кв.<адрес>. Управляющей организацией <адрес> является АО «Управдом Кировского района». Поскольку договор на оказание услуг по поставке теплового ресурса собственникам помещений <адрес> между АО «Управдом Кировского района» и ПАО «ТГК № 2» расторгнут АО «Управдом Кировского района» в одностороннем порядке, исполнителем услуги по поставке теплового ресурса в <адрес> является ПАО «ТГК № 2». В едином платежном документе за апрель 2020 года АО «Управдом Кировского района» отдельной строкой выставило истцу повышающий коэффициент по горячему водоснабжению в сумме 1 448,4 руб. В это же время повышающий коэффициент по горячему водоснабжению истцу выставляет непосредственный исполнитель услуги- ПАО «ТГК № 2». Истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги путем исключения из платежного документа повышающего коэффициента за горячее водоснабжение. В удовлетворении претензии ответчиком отказано. Истец полагает, что поскольку непосредственным исполнителем услуги по поставке горячей воды собственникам помещений <адрес> является ПАО «ТГК № 2», повышающий коэффициент может быть выставлен только ПАО «ТГК № 2», действия АО «Управдом Кировского района» по взиманию повышающего коэффициента за горячее водоснабжение является незаконным.

Истец просит признать действия АО «Управдом Кировского района» по начислению повышающего коэффициента незаконным, обязать АО «Управдом Кировского района» произвести перерасчет суммы 1 448,4 руб. путем исключения начислений, произведенных в квитанции за апрель 2020 года строкой «повышающий коэффициент».

Истица в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика АО «Управдом Кировского района» по доверенности Ивойлова А.В. против удовлетворения исковых требований возражала, указывая на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» в целях применения при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений, не исполнивших обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета коммунальных ресурсов, введены повышающие коэффициенты. Истец в установленном порядке не исполнила требования действующего законодательства об оснащении принадлежащего ей жилого помещения индивидуальным прибором учета горячего водоснабжения, в связи с чем плата за горячее водоснабжение на основании п. 112 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2012 № 808 в принадлежащем истцу жилом помещении должна взиматься на основании нормативов потребления с применением повышающего коэффициента. В соответствии с действовавшим до 1 января 2017 г. подпунктом "у.1" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, исполнитель обязан направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Вместе с тем, утрата силы подпункта "у(1)" пункта 31 Правил № 354 не свидетельствует о том, что исполнитель коммунальной услуги вправе расходовать денежные средства, полученные от повышающих коэффициентов, по собственному усмотрению. Исходя из цели деятельности управляющей организации, расходование этих денежных средств должно осуществляться в интересах конкретного дома исходя из перечня работ (услуг) по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, в том числе обеспечивающих соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491). ПАО «ТГК № 2», не являясь управляющей организацией <адрес>, не вправе расходовать денежные средства в виде повышающего коэффициента на содержание и ремонт общего имущества собственников помещений <адрес>, в том числе принимать меры по энергосбережению и повышению энергетической эффективности данного многоквартирного жилого дома. При указанных обстоятельствах взимание АО «Управдом Кировского района» повышающего коэффициента на размер платы по горячему водоснабжению в связи с неисполнением собственником жилого помещения обязанности по оснащению жилого помещения индивидуальным прибором учета горячего водоснабжения является правомерным.

Представитель третьего лица ПАО «ТГК № 2» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Материалами дела установлено, что Глупанова Р.П. является собственником жилого помещения- кв.<адрес>. Управляющей организацией <адрес> является АО «Управдом Кировского района». Поставку теплового ресурса, в том числе и в горячей воде, собственникам помещений <адрес> осуществляет ПАО «ТГК № 2». Договор на оказание услуг по поставке теплового ресурса собственникам помещений <адрес>, заключенный между АО «Управдом Кировского района» и ПАО «ТГК № 2» расторгнут в одностороннем порядке. Принадлежащее Глупановой Р.П. жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета горячей воды.

В едином платежном документе за апрель 2020 года, выставленном АО «Управдом Кировского района» Глупановой Р.П., отдельной строкой указано начисление истцу повышающего коэффициента по горячему водоснабжению в размере 1 448,4 руб.

На основании ст. 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в случае прекращения заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, договора на оказание услуг вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, от исполнения договора ресурсоснабжения.

Согласно п.7 ст. 157.2 ЖК РФ договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно.

В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).

Согласно части 4.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения.

Теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) в силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 является коммунальным ресурсом.

В целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных коммунальных услуг по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344 и от 17.12.2014, № 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 и Правила № 354 введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки ОДПУ, индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.

Из положений Правил № 306 и № 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности его установки или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться "повышенный норматив".

Вместе с тем, увеличение размера платы потребителей за коммунальную услугу за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации, каких-либо дополнительных расходов она также не несет. При этом в случае расчета объема услуги по нормативам потребления с учетом повышающего коэффициента, у ресурсоснабжающей организации возникнет неосновательное обогащение, поскольку обязанности расходовать денежные средства, полученные за счет применения "повышенного норматива" на повышение энергоэффективности многоквартирного жилого дома, в котором проживает собственник помещения, не оборудовавший жилое помещение индивидуальным прибором учета, у ресурсоснабжающей организации не имеется.

Как указано в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.01.2017 № 44-ОД/04, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а в целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов в соответствии с частью 4 статьи 12, частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.

Согласно разъяснениям, изложенным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 02.06.2017 № 19506-00/04, повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг.

Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).

Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (вместе с "Информацией об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением изменений, внесенных в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг») средства исполнителей коммунальных услуг от продажи коммунальных услуг с применением повышенных нормативов или с применением повышающих коэффициентов, приведенных в пунктах 42, 42.1 и 60.1 Правил № 354, составляют доходы исполнителей коммунальных услуг, направляемые на проведение энергоэффективных мероприятий в период проведения таких мероприятий, конкретный перечень которых определяется по усмотрению исполнителя коммунальных услуг.

Тот факт, что собственники помещений многоквартирного жилого дома оплачивают потребленную тепловую энергию напрямую ПАО «ТГК № 2», не свидетельствует об отсутствии у АО «Управдом Кировского района» статуса исполнителя коммунальных услуг, поскольку согласно п. 11 ст. 161 ЖК РФ в случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязана:

1) предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме;

2) осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ общего имущества в многоквартирном доме;

3) принимать от собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и (или) непрерывности обеспечения такими услугами, нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги и взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами при рассмотрении указанных обращений, проведении проверки фактов, изложенных в них, устранении выявленных нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

4) обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу в многоквартирном доме для осуществления приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме либо по соглашению с ресурсоснабжающими организациями осуществлять приостановку или ограничение предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме.

В силу части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Таким образом, непосредственным исполнителем по поставке теплового ресурса в принадлежащее истцу жилое помещение от границы общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома <адрес> до потребителя- истца Глупановой Р.П. является АО «Управдом Кировского района», которое вправе взимать с собственника помещения, не установившего индивидуальный прибор учета горячей воды, повышающий коэффициент при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, и обязано осуществлять расходование полученных в качестве повышающего коэффициента денежных средств на повышение энергоэффективности <адрес>.

При указанных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Глупановой Р.П. должно быть отказано.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

В удовлетворении исковых требований Глупановой Раисы Павловны к Акционерному обществу «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» о понуждении к перерасчету платы за коммунальные услуги отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья: В.В.Барышева