Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2018 года г.Шелехов
Шелеховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Плындиной О.И., при секретаре Поповой О.С., с участием представителя административного истца ФИО2, действующей на основании доверенности от *дата скрыта**номер скрыт*, сроком действия до *дата скрыта*, административного ответчика судебного пристава-исполнителя Шелеховского РОСП ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-93/2018 по иску Администрации Шелеховского городского поселения к судебному приставу-исполнителю Шелеховского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области ФИО3 об освобождении от уплаты исполнительского сбора либо об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Шелеховского городского поселения обратилась в суд, указав в обоснование требований, что 08.12.2017 года Администрация г.Шелехова получила постановление о взыскании исполнительского сбора от 10.11.2017 года *номер скрыт*, вынесенное судебным приставом-исполнителем Шелеховским РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО3 в размере 50 000 рублей. Исполнительное производство *номер скрыт* было возбуждено 11.10.2017г. на основании исполнительного листа, выданного Шелеховским городским судом Иркутской области.
Истец считает, что вина Администрации в неисполнении в срок требований исполнительного документа отсутствует, так как в соответствии с действующим законодательством РФ для приобретения квартиры в целях предоставления жилого помещения взыскателю требуется проведение конкуретных процедур, при этом свободное жилье у ответчика отсутствует вообще.
Приобретение жилого помещения для взыскателя должно проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для этого потребуется проведение открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение квартиры.
Указанным Федеральным законом №44-ФЗ предусмотрена следующая процедура объявления аукциона:
1. В течение десяти рабочих дней после утверждения бюджета города Шелехова Администрации необходимо утвердить план-график закупок и в течение трех рабочих дней после этого разместить его в единой информационной системе.
Извещение об осуществлении соответствующей закупки может быть размещено не ранее десяти дней со дня размещения плана-графика (статья 21 Закона №44-ФЗ).
2. Проведение электронного аукциона:
так как начальная (максимальная) цена контракта не превышает трех миллионов рублей, извещение о проведении электронного аукциона размещается в единой информационной системе не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (статья 63 Закона № 44-ФЗ);
рассмотрение первых частей заявок на участие в аукционе не может превышать
семь дней с даты окончания срока подачи заявок (статья 67 Закона №44-ФЗ);
днем проведения аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе (статья 68 Закона №44-ФЗ);
срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона (статья 69 Закона №44-ФЗ).
контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона (статья 70 Закона №44-ФЗ).
Таким образом, срок для заключения муниципального контракта составляет не менее 50 дней.
Истец указывает, что к моменту истечения пятидневного срока, установленного постановлением о возбуждении исполнительного производства денежные средства, необходимые и достаточные для приобретения соответствующего жилого помещения отсутствовали. Соответственно, отсутствовала реальная возможность приобретения жилого помещения с использованием, установленных Федеральным законом №44-ФЗ процедур закупок (аукциона) к моменту истечения указанного срока.
Средства, необходимые для закупки жилого помещения ФИО1 предусмотрены решением Думы Шелеховского городского поселения от 19.10.2017 №32-рд «О внесении изменений в решение Думы города Шелехова от 15.12.2016 №37-рд «О бюджете города Шелехова на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».
По мнению истца, взыскание исполнительского сбора нарушает права, свободы и законные интересы Администрации, так как привлекает её к ответственности за несвоевременное исполнение требований исполнительного документа неимущественного характера в нарушение установленной действующим законодательством РФ процедуры и сроков приобретения жилого помещения для взыскателя по исполнительному производству *номер скрыт*
Просит освободить Администрацию Шелеховского городского поселения от уплаты исполнительского сбора либо уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного постановлением о взыскании исполнительского сбора от 10.11.2017г. *номер скрыт*, вынесенное ФИО3, судебным приставом- исполнителем Шелеховского РОСП УФССП России по Иркутской области.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 требования поддержала по доводам административного искового заявления, настаивала на их удовлетворении.
Ответчик судебный пристав-исполнитель Шелеховского РОСП ФИО3 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении дела не просили. Дело рассматривается в отсутствие третьего лица.
Суд, выслушав представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что в Шелеховском РОСП УФССП России по Иркутской области 11.10.2017 года возбуждено исполнительное производство *номер скрыт* на основании исполнительного листа ФС *номер скрыт* от *дата скрыта* по гражданскому делу № 2-579/2017 от *дата скрыта*, выданного Шелеховским городским судом, об обязании администрации Шелеховского городского поселения предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение.
Постановление о возбуждении исполнительного производства *номер скрыт* от 11.10.2017 года получено должником 20.10.2017 года, о чем имеется на постановлении штамп регистрации входящей корреспонденции Администрации Шелеховского городского поселения.
В связи с неисполнением судебного решения в отношении должника Администрации Шелеховского городского поселения, 10.11.2017 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Данное постановление получено должником 08.12.2017 года, что подтверждается штампом регистрации входящей корреспонденции Администрации Шелеховского городского поселения.
В силу части 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 1,2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 этой статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как разъяснено в пункте 74 постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Судом установлено, что истцом постановление о возбуждении исполнительного производства получено 20.10.2017 года.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства от 11.10.2017 года должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения, должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Как указывает истец, средства необходимые для закупки жилого помещения ФИО1 предусмотрены решением Думы Шелеховского городского поселения от 19.10.2017 №32-рд «О внесении изменений в решение Думы города Шелехова от 15.12.2016 №37-рд «О бюджете города Шелехова на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».
Таким образом, после истечения срока для добровольного исполнения должником требования исполнительного документа должником не исполнено, доказательств наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, не поступало.
В связи с чем, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении должника от 10.11.2017 года.
Суд, с учетом признания исковых требований ответчиком, принимает во внимание доводы истца, что вина Администрации в неисполнении в срок требований исполнительного документа отсутствует, так как в соответствии с действующим законодательством РФ для приобретения квартиры в целях предоставления жилого помещения взыскателю требуется проведение конкуретных процедур, при этом свободное жилье у ответчика отсутствует вообще.
Приобретение жилого помещения для взыскателя должно проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для этого потребуется проведение открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение квартиры.
Проанализировав положения статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 7 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» приходит к выводу, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора, уменьшение его размера должно быть связано с отсутствием или незначительной степенью его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, имущественное положение должника, а также и иные существенные обстоятельства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П и Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», размер исполнительского сбора должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости, индивидуализации и дифференцированности наказания, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Указанные обстоятельства исполнения должником требования исполнительного документа, по мнению суда, относятся к тем иным существенным обстоятельствам, указанным в части 7 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», которые позволяют освободить Администрацию Шелеховского городского поселения от уплаты исполнительского сбора.
Суд учитывает, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, в частности, длительность административных процедур, связанных с приобретением жилого помещения путем проведения торгов конкурентным способом осуществления закупки как открытый аукцион в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации Шелеховского городского поселения к судебному приставу-исполнителю Шелеховского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области ФИО3 об освобождении от уплаты исполнительского сбора либо об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Администрацию Шелеховского городского поселения от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением о взыскании исполнительского сбора от 10.11.2017 года *номер скрыт*, вынесенным судебным приставом- исполнителем Шелеховского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО3
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения 23 января 2018 года.
Судья О.И.Плындина