ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1839/2013 от 31.07.2013 Таганского районного суда (Город Москва)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 июля 2013 года                                        г. Москва

Таганский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Подмарковой Е.В., при секретаре Алексанян А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1839-13/10с по заявлению ФИО1 об оспаривании действий Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в регистрации многоконтурного земельного участка, расположенного по адресу: №, указывая в обоснование заявления, что Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии своим ответом № от <дата> в нарушение № 93-ФЗ от 30.06. 2006г., договора купли продажи пустующего жилого дома и договора на выращивание сельхозпродукции от 30.10.87г., который приобщается к договору купли продажи пустующего жилого дома и без которого он не действует (далее по тексту договор купли продажи), ситуационного плана с координатами поворотных точек, необоснованно отказал ему в регистрации многоконтурного земельного участка и отправил в суд. Многоконтурный земельный участок состоит: из приусадебного участка с домом (11.(1)), участка для сенокошения с садом (11.(2)), участка для заготовки 2х-тонн сена (11.(3)), где в скобках указаны порядковые номера контуров в соответствии с прилагаемым ситуационным планом многоконтурного земельного участка №. В РОСРЕЕСТРЕ зарегистрирована только одна его часть под номером 11. (1) на ситуационном плане. Поэтому РОСРЕЕСТР своим отказом в регистрации в нарушение № 93-ФЗ лишил заявителя права собственности на многоконтурный земельный участок предоставленный государством в бессрочное пользование Федеральным законом № 93-ФЗ и Договором купли продажи заключенного на основании Постановления №854 от 25.07.87г. ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об использовании пустующих жилых домов и приусадебных участков, находящихся в сельской местности». В тоже время государство принимает все меры по упорядочиванию регистрации и учету земельных участков выданных и приобретенных при СССР т.к. Россия является правопреемником СССР. Поэтому государство объявило земельную реформу и приняло №93-ФЗ от 30.06.2006г. для упрощения оформления участков. Федеральный закон № 93-ФЗ прямо указывает Росреестру, что в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на земельный участок, представленный ему до введения Земельного Кодекса РФ для ведения личного подсобного хозяйства не указано право на котором представлен такой земельный участок, или не возможно определить вид такого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на ираве собственности. Государственная регистрация права собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст.25.2 ФЗ от 21.07.97г. №122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятия решения о предоставлении таких земельных участков в собственность не требуется». (Федеральный закон №93-ФЗ от 30.06.2006г «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимости» Глава 6,Статья 7 ввести в ст.3 ФЗ от 25.11.01г. № 137- ФЗ «О в ведение в действие Земельного Кодекса», п. 4) Дополнение п.9-1). Росреестр данный закон №93-ФЗ не исполняет.

На основании изложенного, заявитель просит суд признать действия государственного органа Росреестр в отказе регистрации земельного участка не правильными, не правомерными, не обоснованными и в исполнение Федерального закона № 93-ФЗ от 30.06.2006г., обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) зарегистрировать многоконтурный земельный участок, состоящий из трех контуров, в соответствии с представленным ситуационным планом расположения многоконтурного земельного участка, с каталогом координат поворотных точек и Договором купли продажи.

Заявитель ФИО1 в настоящем судебном заседании свои требования поддержал в полном объеме, пояснив что, действия Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, которые он считает незаконными, выражены в том, что Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии своим письменным ответом от <дата> № отказал ему в регистрации права собственности многоконтурного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Представитель заинтересованного лица Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения требований заявителя, указав, что со стороны Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии не было нарушений прав ФИО1, Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии не отказывало заявителю в регистрации права собственности на земельный участок, как это указывает ФИО1, в своем письме от <дата> Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии заявителю разъяснила порядок осуществления государственной регистрации прав гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской федерации (до 30.10.2001).

Суд, выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст.20 ФЗ РФ от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.

Судом в ходе судебного разбирательства из письменных материалов дела и объяснений заявителя и представителя заинтересованного лица установлено.

В Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии на рассмотрение поступили два обращения заявителя ФИО1 от <дата> № и от <дата> № 0089-2/13, по результатам рассмотрения, которых ФИО1 в сроки и в порядке, установленными Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», направлен ответ письмом от <дата> № (л.д. 12-16).

Данные обстоятельства объективно подтверждаются материалами дела и не оспорены сторонами.

В обоснование своего заявления ФИО1 указал на то, что считает незаконными действия Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, выразившиеся в отказе регистрации права собственности на земельный участок, о котором было указано в письме от <дата> № 14-00545/13

Представитель заинтересованного лица Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии возражала против удовлетворения требований заявителя, указав, что со стороны Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии не было нарушений прав ФИО1, Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии не отказывало заявителю в регистрации права собственности на земельный участок, как это указывает ФИО1, в письме от <дата> заявителю был разъяснен порядок осуществления государственной регистрации прав гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской федерации (до 30.10.2001).

Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Суд, оценив доводы сторон, проанализировав содержание письма Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от <дата> № в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к выводу о том, что указанное письмо не содержит отказа заявителю в регистрации права собственности на землю, в указанном письме Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии на обращение заявителя лишь разъясняет, на основании каких документов и в каком порядке может быть осуществлена государственная регистрация права собственности на указанные в обращении объекты недвижимого имущества.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы в сфере государственной регистрации прав осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации).

Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и кратографии, являющейся федеральным органом в области государственной регистрации, определены статьей 10 Закона о регистрации, а также положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 №457.

В соответствии с Законом о регистрации решение о проведении государственной регистрации прав (приостановлении государственной регистрации, отказе в государственной регистрации) принимается государственным регистратором после проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав, и проверки законности сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о регистрации государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы, при этом Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (центральный аппарат) осуществляет государственную регистрацию прав только на предприятия как имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения — объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными или неделимыми вещами).

Согласно пункту 4 статьи 2 и абзаца второго пункта 1 статьи 9 Закона о регистрации государственная регистрация прав на иные объекты недвижимого имущества осуществляется по месту нахождения данных объектов в пределах соответствующего регистрационного округа органом по государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.10.2009 № 395 (далее - типовое положение), территориальным органом в сфере государственной регистрации прав Федеральной по субъекту (субъектам) Российской Федерации является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации.

В соответствии с типовым положением одной из основных задач Управления Росреестра является осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объекты недвижимого имущества, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со статьей 16 Закона о регистрации регистрация права собственности носит заявительный характер.

Таким образом, для того, чтобы государственная регистрация перехода права собственности состоялась, необходимо соблюдение процедуры, указанной в Законе о регистрации прав на недвижимое имущество. В частности требуется, чтобы заявитель обратился в территориальный орган Росреестра по месту нахождения недвижимого имущества в Управление Росреестра по Тверской области с заявлениям о совершении соответствующего действия.

Из материалов дела усматривается, что на момент обращения заявителя в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии, заявления от Лен?ва Г.И. о проведении государственной регистрации прав, ограничений (обременении) прав на указанные в обращении объекты недвижимого имущества в Управление Росреестра по Тверской области не поступали.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем, заявителем не представлены доказательства нарушения его прав и свобод или, что Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии созданы препятствия для заявителя при осуществлении им своих прав и свобод, и (или) на заявителя незаконно возложена обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований ФИО1 следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании действий Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Московского городского суда через Таганский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: