Дело № 2-1839/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 14 апреля 2021 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,
при секретаре Семенюк С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Центральному управлению социальной защиты населения Администрации города Челябинска о признании права на меры социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО5 обратился в суд с иском к Центральному управлению социальной защиты населения Администрации города Челябинска (далее - Центральное УСЗН администрации г. Челябинска) об установлении факта постоянного проживания на территории г.Челябинска с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с составом семьи из пяти человек, включая: супругу ФИО12ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении государственного пособия; признании права на назначение и выплату ежемесячной денежной выплаты в виде ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет с момента первичного обращения ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности назначить и выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения возраста ребенка трех лет.
В обосновании иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Центральное УСЗН администрации г.Челябинска за назначением ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Центральное УСЗН администрации г. Челябинска было отказано в назначении государственного пособия в виду отсутствия постоянной регистрации на территории Челябинской области. С указанным решением не согласен, полагает, что данный отказ не соответствует закону.
Истец ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Центрального УСЗН администрации г. Челябинска - ФИО6 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, указанным в письменном отзыве.
Представители третьего лица Администрации г. Челябинска, привлеченный к участию в деле определением суда протокольной формы от 18 февраля 2021 года - ФИО7 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, указанным в письменном мнении, поддержав позицию ответчика.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела письменными доказательствами, что ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО5 обратился в Центральное УСЗН администрации г.Челябинска за назначением ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения ребенком трех лет.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Центрального УСЗН администрации г. Челябинска истцу было отказано в назначении государственного пособия в виду отсутствия постоянной регистрации на территории Челябинской области.
Не согласившись с отказом, истец обратился с настоящим иском в суд.
Указом Президента РФ от 09 октября 2007 № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии с которой демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области народонаселения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.
Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
Для решения задач, поставленных в настоящей Концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения.
Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.
Законом Челябинской области от 30 августа 2012 года № 371-ЗО «О ежемесячной денежной выплате, назначаемой в случае рождения третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», предусмотрено, что право на ежемесячную денежную выплату имеет один из родителей, усыновителей, опекун (далее - заявитель) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области. На третьего ребенка и (или) последующих детей, рожденного (рожденных) начиная с 1 января 2020 года, право на ежемесячную денежную выплату имеют семьи со среднедушевым доходом, размер которого не превышает двукратную величину прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области во втором квартале года, предшествующего году подачи заявления о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты (далее - заявление).
В соответствии со ст. 1 Закона Челябинской области от 30 августа 2012 года № 371-ЗО настоящий Закон устанавливает дополнительную меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (далее - ежемесячная денежная выплата).
В силу ст. 2 Закона Челябинской области от 30 августа 2012 года № 371-ЗО действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Челябинской области.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ФИО17 был зарегистрирован брак. В соответствии с представленными свидетельствами о рождении, ДД.ММ.ГГГГ в семье ФИО10 родилась дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ в семье ФИО10 родилась дочь ФИО3
Как следует из представленной копии паспорта ФИО5, истец ДД.ММ.ГГГГ был снят с регистрационного учета ОУФМС России по <адрес> в <адрес>.
Как следует из представленных свидетельств о регистрации по месту пребывания, семья Д-вых в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по 2025 год имеет временную регистрацию по месту пребывания в <адрес>.
Согласно представленных сведений ООО УК «Тополинка» на судебный запрос, семья Д-вых в составе пяти человек (истец, супруга и трое детей) временно зарегистрированы по адресу: <адрес> 2019 года по 2025 год.
Как следует из договоров найма жилого помещения, семья Д-вых с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживает на территории г. Челябинска в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма.
Как пояснил истец в судебном заседании постоянной регистрации на территории г. Челябинска его семья не имеет, поскольку нет в собственности жилого помещения.
В силу ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В силу ст. 1 Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В силу ст. 2 Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
В силу ст. 3 Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета, в связи с чем, суд приходит к выводу, что требования истца об установлении факт постоянного проживания (места жительства) на территории г. Челябинска в составе семьи из пяти человек является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 30 августа 2012 года № 371-ЗО право на ежемесячную денежную выплату имеет один из родителей, усыновителей, опекун (далее - заявитель) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области. На третьего ребенка и (или) последующих детей, рожденного (рожденных) начиная с 1 января 2020 года, право на ежемесячную денежную выплату имеют семьи со среднедушевым доходом, размер которого не превышает двукратную величину прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области во втором квартале года, предшествующего году подачи заявления о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты (далее - заявление).
В соответствии со ст. 5 Закона Челябинской области от 30 августа 2012 года № 371-ЗО назначение ежемесячной денежной выплаты и формирование электронных реестров для зачисления денежных средств на счета физических лиц в кредитных организациях и для осуществления доставки ежемесячной денежной выплаты гражданам через организации федеральной почтовой связи производятся органом социальной защиты населения по месту жительства заявителя на основании его заявления.
Заявление с приложением предусмотренных настоящей статьей документов подается гражданином лично, через его представителя или в форме электронного документа, оформленного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается руководителем органа социальной защиты населения по месту жительства заявителя в течение десяти рабочих дней со дня подачи заявления.
Выплата ежемесячной денежной выплаты осуществляется ежемесячно не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем назначения указанной выплаты.
В соответствии со ст. 6 Закона Челябинской области от 30 августа 2012 года № 371-ЗО ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается со дня рождения ребенка, если заявление подано не позднее трех месяцев со дня рождения ребенка, по день достижения ребенком возраста трех лет. При обращении за ежемесячной денежной выплатой по истечении трех месяцев со дня рождения ребенка указанная выплата назначается и выплачивается со дня подачи заявления.
Оценивая исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истцом при обращении с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, были предоставлены все необходимые и достаточные основания для назначения такой выплаты, а значит исковые требования об отмене решения об отказе в назначении государственного пособия № 389 от 04 декабря 2020 года, признании права на меры социальной поддержки и обязании назначить и выплачивать с 23 ноября 2020 года ежемесячную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка до достижения возраста ребенка трех лет подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Установить факт постоянного проживания (места жительства) на территории города Челябинска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с составом семьи: супруга ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Признать право ФИО5 на назначение и выплату ежемесячной денежной выплаты в виде ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет с момента первичного обращения ДД.ММ.ГГГГ.
Отменить решение Центрального управления социальной защиты населения Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО5 в назначении государственного пособия.
Обязать Центральное управление социальной защиты населения Администрации <адрес> назначить и выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 ежемесячную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения ребенка возраста трех лет.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: п/п Ю.Н. Резниченко
Мотивированное решение составлено 21 апреля 2021 года.
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко
Секретарь: С.А. Семенюк
2-1839/2021
74RS0002-01-2020-010250-49
Центральный районный суд г. Челябинска