ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-183/13 от 23.04.2013 Сковородинского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-183/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 апреля 2013 года г.Сковородино

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,

при секретаре Бей О.Н.,

с участием помощника прокурора Сковородинского района Романченко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Сковородинского района, действующего в интересах субъекта РФ – Амурской области в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства к Администрации города Сковородино о взыскании неправомерно использованных средств субсидий областного бюджета,

у с т а н о в и л :

И.о. прокурора Сковородинского района, действующий в интересах субъекта РФ – Амурской области в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства обратился с иском к Администрации города Сковородино о взыскании неправомерно использованных средств субсидий областного бюджета, в обоснование которого указал, что прокуратурой Сковородинского района проведена проверка информации контрольно-счетной палаты Амурской области о результатах проверки исполнения администрацией г. Сковородино бюджетного законодательства в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2011-2013 годы». В ходе проверки установлено, что муниципальное образование г. Сковородино в 2011 году участвовало в реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2011-2013 годы». В соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 25.02.2011 года № 95 распределение из областного бюджета субсидий бюджету указанного поселения на софинансирование мероприятий, предусмотренных в рамках долгосрочной целевой программы в 2011 году составило 32.017.130 рублей. Соглашением от 25.04.2011 года № 185, заключенным между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и администрацией г. Сковородино предусмотрено предоставление субсидий из областного бюджета на софинансирование мероприятий долгосрочной целевой программы. На 2011 год названным соглашением предусмотрено финансирование в сумме 33.017.130 рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 32.017.130 рублей, местного бюджета – 1.683.700 рублей. Средства субсидий из областного бюджета доведены уведомлением по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам от 14.04.2011 года № 17-01 в сумме 32.017.130 рублей. По состоянию на 01.01.2012 года остатков средств областного бюджета, перечисленных на софинансирование мероприятий в рамках указанной долгосрочной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2011-2013 годы» на счетах администрации г. Сковородино не числится. Согласно представленным ответчиком документам, в 2011 году за счет средств областного бюджета оплачено по муниципальным контрактам в рамках реализации мероприятий по указанной целевой программе 31.893.070 рублей. Таким образом, отсутствуют платежные документы, подтверждающие целевое использование средств областного бюджета в сумме 124.060 рублей. Из объяснения начальника финансового отдела администрации г. Сковородино следует, что денежные средства в сумме 124.100 рублей профинансированы по коду бюджетной классификации местного бюджета, условия софинансирования со стороны муниципального образования г. Сковородино выполнены не в полном объеме. При несоблюдении ответчиком условий софинансирования на счет средств местного бюджета мероприятий долгосрочной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2011-2013 годы» орган местного самоуправления не вправе использовать средства субсидий, поступивших из областного бюджета. В данном случае указанные бюджетные средства должны быть возвращены в областной бюджет. При наличии потребности в данных трансфертах для проведения модернизации объектов коммунальной инфраструктуры муниципального образования г. Сковородино местной администрацией надлежало оформить необходимые документы для получения субсидий из областного бюджета в следующем финансовом году в соответствии с ч. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса. Таким образом, использование администрацией г. Сковородино средств областного бюджета в сумме 124.060 рублей, поступивших на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы, является незаконным. При этом, администрацией г. Сковородино в адрес главного распорядителя – Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области предоставлена недостоверная отчетность о ходе выполнения мероприятий долгосрочной целевой программы. Так, ответчиком в рамках реализации указанной целевой программы заключено 11 муниципальных контрактов с поставщиками и подрядчиками на общую сумму 37.330.400 рублей. Документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров, предоставлено на сумму 33.628.300 рублей. В 2011 году оплата произведена в сумме 33.097.200 рублей, в том числе за счет средств областного бюджета – 31.893.070 рублей, местного бюджета – 1.204.080 рублей. В сводной информации о ходе выполнения долгосрочной целевой программы за январь – декабрь 2011 года, являющейся обязательной отчетностью по условиям соглашения от 24.04.2011 года № 185, направленной администрацией г. Сковородино в адрес Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, указано, что мероприятия данной программы фактически профинансированы в сумме 33.700.830 рублей, в том числе за счет средств областного бюджета – 32.017.130 рублей, местного бюджета – 1.683.700 рублей. Фактическое выполнение согласно актам и заключенным договорам составило 33.700.830 рублей. По выявленным нарушениям прокурором Сковородинского района 16.01.2013 года внесено представление. Из ответа от 20.02.2013 года администрации г. Сковородино, следует, что требования прокурора в полном объеме не удовлетворены – органом местного самоуправления не приняты меры по восстановлению в областной бюджет незаконно использованных денежных средств в сумме 124.060 рублей. Между тем, собственником указанных бюджетных средств является Амурская область и право данного субъекта нарушено. На основании изложенного, просит взыскать с администрации г. Сковородино в пользу субъекта РФ – Амурской области в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области за счет средств казны муниципального образования г. Сковородино сумму неправомерно использованных средств субсидий областного бюджета, выделенную в 2011 году в целях реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2011-2013 годы» в сумме 124.060 рублей.

В судебном заседании помощник прокурора Сковородинского района Романченко С.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель истца – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, представитель ответчика – администрации г. Сковородино в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом. Представитель министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области согласно представленного отзыва, требования прокурора Сковородинского района поддерживает в полном объеме.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил, рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей истца и ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что муниципальное образование г. Сковородино в 2011 году участвовало в реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2011-2013 годы».

Согласно соглашения от 25.04.2011 года № 185, заключенного между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и администрацией г. Сковородино предусмотрено, что стороны обязуются осуществить совместные действия в 2011 году по реализации постановления Правительства Амурской области от 15.09.2010 года № 509 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2011-2013 годы», постановления Правительства Амурской области от 25.02.2011 года № 95 «Об утверждении распределения из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий, предусмотренных в рамках долгосрочной целевой программы «Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2011-2013 годы», муниципальной долгосрочной программы модернизации Получателя бюджетных средств, утвержденной постановлением от 13.04.2011 года № 85, а также инвестиционного проекта получателя бюджетных средств.

Как следует из п.2.1.3 указанного соглашения главный распорядитель – Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области осуществляет в установленном порядке контроль за ходом реализации проектов. По результатам проверок принимает решение о целесообразности продолжения финансирования работ по настоящему соглашению и направляет в компетентные органы в установленном порядке предложения о применении санкций к получателю бюджетных средств в соответствии с действующим законодательством.

П. 2.1.4 соглашения предусматривает, что в случае нецелевого использования бюджетных средств или при предоставлении недостоверной информации, содержащейся в отчетных документах, расторгает настоящее соглашение и (или) направляет в компетентные органы в установленном порядке предложения о применении санкций к получателю бюджетных средств в соответствии с действующим законодательством.

К указанному соглашению приложен перечень инвестиционных проектов, на реализацию которых предусмотрены субсидии из областного бюджета на софинансирование мероприятий, предусмотренных в рамках долгосрочной целевой программы «Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2011-2013 годы». Предусмотрено предоставление субсидий из областного бюджета в сумме 33.017.130 рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 32.017.130 рублей, местного бюджета – 1.683.700 рублей.

28 ноября 2011 года заключено дополнительное соглашение к соглашению № 185 от 25.04.2011 года о предоставлении из областного бюджета субсидий на софинансирование мероприятий, предусмотренных в рамках долгосрочной целевой программы «Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2011-2013 годы» в 2011 году, к которой также приложен перечень инвестиционных проектов на реализацию, которых предусмотрены субсидии из областного бюджета на софинансирование мероприятий, предусмотренных в рамках долгосрочной целевой программы «Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2011-2013 годы».

Также судом установлено, что средства субсидий из областного бюджета доведены администрации г. Сковородино уведомлением по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам от 14.04.2011 года № 17-01 в сумме 32.017.130 рублей, что подтверждается также платежными поручениями № 741 от 11.05.2011 года в сумме 9.605.139 рублей, № 42 от 08.06.2011 года в сумме 4.802.569 рублей 50 копеек; № 28 от 12.07.2011 года в сумме 10.000.000 рублей; № 544 от 09.09.2011 года в сумме 7.609.421 рубль 50 копеек.

Согласно представленной администрацией г. Сковородино информации в 2011 году за счет средств областного бюджета оплачено по муниципальным контрактам в рамках реализации мероприятий по указанной целевой программе 31.893.070 рублей.

Отсутствуют платежные документы, подтверждающие целевое использование средств областного бюджета в сумме 124.060 рублей.

Из объяснения начальника финансового отдела администрации г. Сковородино следует, что денежные средства в сумме 124.100 рублей профинансированы по коду бюджетной классификации местного бюджета, условия софинансирования со стороны муниципального образования г. Сковородино выполнены не в полном объеме.

Согласно сообщению контрольно-счетной палаты Амурской области № 01-11/1295 от 24.12.2012 года прокурору Амурской области следует, что администрацией г. Сковородино в адрес главного распорядителя направлена недостоверная отчетность о ходе выполнения долгосрочной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2011-2013 годы». Отсутствуют платежные документы, подтверждающие целевое использование средств областного бюджета в сумме 124.060 рублей. По мнению контрольно-счетной палаты приведены примеры неправомерных действий должностных лиц администрации г. Сковородино, которые содержат признаки преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, просит принять меры прокурорского реагирования.

По выявленным нарушениям прокурором Сковородинского района 16.01.2013 года администрации г. Сковородино внесено представление.

Из ответа от 20.02.2013 года администрации г. Сковородино, следует, что требования прокурора в полном объеме не удовлетворены – органом местного самоуправления не приняты меры по восстановлению в областной бюджет незаконно использованных денежных средств в сумме 124.060 рублей.

Согласно ст. 136 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

При несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьи 107 настоящего Кодекса, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.

В соответствии со ч. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств. В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Поскольку, судом установлен факт нарушения условий софинансирования мероприятий долгосрочной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2011-2013 годы», то орган местного самоуправления не вправе использовать средства субсидий, поступившие из областного бюджета, в данном случае указанные бюджетные средства должны быть возвращены в областной бюджет. В связи с чем, требования прокурора Сковородинского района подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования и.о. прокурора Сковородинского района, действующего в интересах субъекта РФ – Амурской области в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства к Администрации города Сковородино о взыскании неправомерно использованных средств субсидий областного бюджета - удовлетворить.

Взыскать с администрации города Сковородино за счет средств казны муниципального образования город Сковородино в пользу субъекта Российской Федерации - Амурской области в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области сумму неправомерно использованных средств субсидий областного бюджета, выделенную в 2011 году в целях реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2011-2013 годы» в сумме 124.060 (сто двадцать четыре тысячи шестьдесят) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий Н.Б. Федорчук