Дело № 2-183/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2013 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Григорашенко О.В.,
при секретаре Калашниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Товарищества собственников жилья «Институтское» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг и по встречному иску ФИО1 к Товариществу собственников жилья «Институтское» о признании незаконными тарифов на содержание и ремонт жилья, капитальный ремонт, обязании произвести перерасчет платы за жилье и коммунальные услуги и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ «Институтское» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, с учетом уточненных исковых требований просит суд взыскать с ответчика образовавшуюся задолженность по оплате жилого помещения за содержание и ремонт в размере (...) руб., за капитальный ремонт в размере (...) за отопление в размере (...)., за горячую воду в размере (...). за период с ДАТА по ДАТА.
В обоснование заявленных требования истец ссылается на те обстоятельства, что ДАТА в многоквартирном доме <адрес>, выбран способ управления многоквартирным домом в виде управления товариществом собственников жилья «Институтское». ФИО1 является собственником <адрес> указанном доме. Истцом производится обслуживание указанного дома согласно договорам, заключенным с ресурсоснабжающими и подрядными организациями. Ответчик свои обязательства, предусмотренные ст. ст. 153 и 155 ЖК РФ не выполняет, в связи с чем, образовалась задолженность, которую истец просит взыскать с ответчика.
В судебном заседании представители ТСЖ «Институтское» ФИО2, ФИО3 и адвокат Тихонова Е.П. исковые требования поддержали, пояснив суду, что расчеты тарифы на капитальный ремонт, а также на содержание и ремонт жилья утверждены решениями общих собраний собственников помещений. Расчет платы за горячую воду и водотоведение произведен на основании п. 7, 25 – 27 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 с учетом установленного в доме индивидуального теплового пункта. Расчет водотоведения произведен исходя из количества потребленных и оплаченных ответчиком по факту коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению. Начисление платы за коммунальные услуги по горячей воде производится согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а также согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Начисления за коммунальные услуги на общедомовые нужды ответчику не производились и в исковых требованиях не заявлены. ФИО1 была частично оплачена задолженность в сумме (...) и (...) руб.. Оставшаяся сумма задолженности составляет (...)., которую истец просит взыскать с ответчика. От взыскания пени за просрочку платежа Истец отказался.
Представитель ответчика по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, по тем основаниям, что в нарушение положений ст. 156 ЖК РФ, а также Правил ТСЖ «Институтское» ФИО1 установлена плата содержание и ремонт жилья в большем размере, включены услуги и работы, не предусмотренные действующим законодательством, применен незаконный способ расчета платы. Со ФИО1 не заключен договор на содержание и ремонт жилья. Типовой договор, в котором указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, порядок определения цены договора, размер оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, а также порядок внесения такой платы, не утверждены общим собранием. Также собственниками помещения не принималось решений о проведении текущего либо капитального ремонта в соответствии с требованиями Правил. Плата за содержание и ремонт жилья содержит необоснованные суммы платежей, исчисленные с нарушением требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170. ТСЖ включило в плату за содержание и ремонт жилья оплату незаконных, навязанных дополнительных услуг, работ и приобретений, перечень которых не утверждался собственниками помещений в установленном законом порядке, в частности содержание придомовой территории, поскольку в состав общего имущества дома в 2011-2012 году земельный участок включен не был. Начисление платы за содержание мест общего пользования произведено не пропорционально доли ФИО1 в праве собственности на жилое помещение. Затраты на по электроэнергии на обслуживание общедомового имущества должны входить в оплату по электроснабжению. Общехозяйственные расходы и прочие затраты, а также содержание ТСЖ не могут быть отнесены к работам и услугам по содержанию общего имущества дома, т.к. не предусмотрены Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда. Начисление одинаковой оплаты за вывоз ТБО и пользование лифтами ФИО1 считает необоснованным. Содержание ИРЦ не может быть отнесено к работам и услугам по содержанию общего имущества дома. Земельный налог должен исчисляться каждому собственнику по налоговому уведомлению. Таким образом, начисления ФИО1 указанные платежи на сумму (...). незаконно включены в оплату содержания и ремонта жилья. Кроме того, общим собранием не принималось решение об оплате электроэнергии и газа непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Начисление платы за отопление, горячее и холодное водоснабжение не соответствует требованиям Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 и включает в себя потери на ГВС и ХВС. ТСЖ, отказавшись принять от ФИО1 плату за водотоведение, тем самым нарушило его права, как потребителя, предусмотренные ст. 17 Закона «О защите прав потребителей». В связи с чем, ФИО1 обратился в суд с встречным иском к ТСЖ «Институтское» о восстановлении нарушенных прав потребителя.
В обоснование требований указал, что является собственником квартиры <адрес>. Управление данным жилым домом осуществляет ТСЖ «Институтское». В нарушение Закона РФ "О защите прав потребителей" и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам ответчиком необоснованно произведено начисление корректировки коммунальных платежей за отопление и горячую воду в период с ДАТА. Также истец указал, что с апреля 2011 года получал квитанции, в которых была указана отдельная услуга "Капитальный ремонт", которая не предусмотрена Правилами. Содержание придомовой территории, содержание мест общего пользования, затраты электроэнергии, текущий ремонт и благоустройство и т.д. должно производится исходя из общей площади жилого помещения. Земельный налог должен производится каждым собственником по налоговому уведомлению. Указанные затрате не предусмотрены Правилами. Действиями ТСЖ нарушаются права ФИО1, как потребителя. В связи с указанными обстоятельствами, ФИО1 просит суд признать незаконным начисление платежей по следующим услугам: капитальный ремонт, содержание придомовой территории, освещение мест общего пользования, электричество, текущий ремонт, текущий ремонт и благоустройство, общехозяйственные расходы, прочие затраты, содержание ИРЦ, расходы ТСЖ, земельный налог, содержание мест общего пользования, вывоз ТБО, содержание лифтов, и обязать ТСЖ произвести перерасчет по указанным в квитанции услугам. Обязать произвести перерасчет платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами № за период с ДАТА по ДАТА, а также взыскать в счет компенсации морального вреда (...) руб. и судебные расходы.
В судебном заседании представитель истца по встречному иску ФИО4 встречные исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении и письменных возражениях на исковое заявление ТСЖ.
Представители ответчика по встречному иску в судебном заседании указали на необоснованность предъявленных требований, пояснив, что расчеты по оплате за отопление и горячую воду произведены в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 и № 354. Оплата за содержание и ремонт жилых помещений, а также за капитальный ремонт утверждена решениями общих собраний.
Свидетель ФИО5 показала, что является членом ревизионной комиссии ТСЖ «Институтское». Она принимала участие в комиссии по извещению ФИО1 о необходимости снятия показаний счетчика. В правлении ей сообщили, что ФИО1 не платит за квартиру, и зная ФИО5, как неконфликтного человека, попросили участвовать в комиссии. Свидетель с другими членами комиссии пошли в квартиру к ФИО1, но дверь открыла ФИО4. ФИО6 начала говорить, что они являются комиссией и пришли снять показания счетчика холодной и горячей воды, попросив позвать собственника, но ФИО4 ответила, что он спит или лежит. После этого ФИО4 закрыла дверь. Весь разговор происходит в эмоциональной обстановке.
Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает подлежащими удовлетворению требования ТСЖ, в удовлетворении встречного иска надлежит отказать по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДАТА (л.д.184). Управление домом с марта 2011 года осуществляет ТСЖ "Институтское".
Специализированной организацией, осуществляющей начисление платы за жилье и коммунальные услуги, - ООО "ИРЦ" ответчику ФИО1 за услуги «содержание и ремонт», «капитальный ремонт», «домофон», «отопление», «горячая вода», «водоотведение» предъявлены к оплате квитанции с апреля 2011 года по январь 2013 года на общую сумму (...). ФИО1 произведена частичная оплата услуг на сумму (...) Задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг составляет (...) (л. <...>).
Обязанность несения бремени содержания собственником принадлежащего ему имущества и общего имущества собственников в многоквартирном доме установлена законом (ст. 39 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что дом <адрес> оборудован общедомовым прибором учета холодной воды и тепловой энергии, в квартире истца не имеется индивидуального прибора учета тепла. Также имеются счетчики по отоплению в каждом нежилом помещении. Горячая вода для собственников помещений в доме подогревается в тепловом пункте (ИТП) многоквартирного дома, поступающим от ресурсоснабжающей организации – ОГЭ ОИЯИ, с которым у ТСЖ «Институтское» заключен договор № от ДАТА.
В соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 25 Правил При наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Размер платы за отопление в помещениях, не оборудованных распределителями, определяется исходя из общей площади жилых и отапливаемых нежилых помещений и нормативов потребления тепловой энергии. Если распределителями оборудованы жилые помещения, общая площадь которых составляет менее 50 процентов общей площади жилых помещений в многоквартирном доме, то размер платы за отопление рассчитывается в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам (пункт 26 Правил).
Величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления и рассчитанная в соответствии с подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23 и 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
Как установлено в судебном заседании, величина задолженности по отоплению состоит из ежемесячных начислений в отопительный сезон 2011,2012 и 2013 года, что подтверждается справками ТСЖ о расчете платы за отопление (88-95). Размер начислений был определен ТСЖ согласно формулы № 7 Приложения № 2 к Правилам № 307, согласно которой, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:
2) размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
, (7)
где:
- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Таким образом представленный ТСЖ расчет задолженности по отоплению исходя из площади принадлежащей ФИО1 квартиры – 102.7 кв.м. в размере (...) соответствует положениям вышеуказанных Правил.
Поскольку ответчиком в январе 2013 года частично оплачено за отопление (...) руб., оставшаяся сумма задолженности составляет (...)
Доводы представителя ответчика о незаконности ежемесячной корректировки платы за отопление не могут быть приняты судом, поскольку данное решение утверждено общим собранием собственников помещений от ДАТА, которое в силу положений ст. 46 ЖК РФ является обязательным для всех собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Кроме того, действиями ТСЖ права ФИО1 не нарушены, поскольку общая сумма корректировки стоимости отопления за год не изменилась.
Что касается требований ТСЖ о взыскании задолженности по горячему водоснабжению, суд также находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 января 2015 г.
Таким образом, при расчете платы за горячее водоснабжение, ТСЖ «Институтское» обосновано руководствовался положениями вышеуказанного Постановления.
В соответствии п. 54 Постановления, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета. Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20:
,
где:
- объем (количество) горячей воды, определенный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил;
- тариф на холодную воду, использованную в расчетном периоде при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- объем v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия), использованный за расчетный период на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
- тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку взыскиваемая сумма является разовым начислением в октябре 2012 года, связанным с корректировкой стоимости данного коммунального ресурса, используемого для подогрева холодной воды в ИТП при производстве коммунальной услуге по горячему водоснабжению в летние месяцы 2012 года. Величина корректировки составляет (...) руб./ куб.м. дополнительно к нормативной величине, что подтверждается справкой ТСЖ о расчете платы за горячую воду в мае-сентябре 2012 года согласно приборам учета. Ответчиком в указанный период потреблено горячей воды по нормативу 36, 6767 куб.м., что подтверждается представленными в суд квитанциями на оплату горячей воды. Таким образом доплата составляет: (...) руб./ куб.м. х 36.6767 куб.м. = (...).. Согласно данным ИРЦ «г. Дубны» в январе 2013 года ФИО1 произведена частичная оплата услуги в размере (...)., и сумма подлежащей взысканию задолженности составляет (...)..
Что касается доводов ответчика о незаконности взимания с него платы по содержанию и ремонту жилого помещения, суд исходит из следующего:
В соответствии с п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 г. (Правила N 491), размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения.
В судебном заседании установлено, что размер задолженности по содержанию и ремонту жилого помещения за период с ДАТА по ДАТА составляет (...) на основании тарифов, утвержденных по решению общих собраний собственников от ДАТА, ДАТА и ДАТА.
В силу положений ч. 5 ст. 46 ЖК РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Доводы представителя ответчика о том, что договор, в котором указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, порядок определения цены договора, размер оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, а также порядок внесения такой платы, не утверждены общим собранием, такого договора ТСЖ с ним не заключало, судом отклоняются, так как договор, и соответствующие решения, оформленные протоколами от ДАТА, ДАТА и ДАТА в установленном порядке не оспорены и не признаны недействительными.
Также суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о незаконном включении в плату за содержание и ремонт жилья дополнительных услуг, работ и приобретений, перечень которых не утверждался собственниками помещений в установленном законом, по следующим основаниям.
Жилищный кодекс РФ предусматривает, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом (ст. 10); собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (ст. 30); собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (ст. 36); собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ст. 39); решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (ст. 46); товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (ст. 137); к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов (ст. 145); граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ст. 153); плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ст. 154); размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья (ст. 156); собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома (ст. 158).
Согласно п. 33 Правил содержания общего имуществ в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии с п. 2.3.1 -2.3.10 Устава ТСЖ "Институтское", утвержденного общим собранием ТСЖ ДАТА (л.д. 19 - 32), предметом деятельности товарищества является организация по содержанию, текущему и капитальному ремонту недвижимого имущества в многоквартирном доме, заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями в многоквартирном доме, содержание и благоустройство придомовой территории, контроль за исполнением обязательств по договорам.
Согласно п. 4.4 Устава, деятельность ТСЖ финансируется за счет членских взносов членов ТСЖ.
Как установлено в судебном заседании ТСЖ «Институтское» в период с ДАТА понесены текущие расходы на содержание здания, что подтверждается заключением соответствующих договором с ООО «Российско-финансовая компания «Экосистема», ИП ФИО7, ООО «Техсервис», ООО «Дубна-Телеком», на техническое обслуживание и эксплуатацию лифтов, на содержание, техническое обслуживание и ремонт общего имущества собственников с ООО «Техсервис», на прием платежей с ООО «ИРЦ г. Дубны», что подтверждается имеющимися в материалах дела документами.
ФИО1 не представлено доказательств обращения к истцу с заявлением о перерасчете начисляемой платы за жилье и коммунальные услуги, равно как и не представлено доказательств ненадлежащего оказания истцом услуг.
Обстоятельства отказа ФИО1 в заключении договора с ТСЖ в нарушение положений ч. 6 ст. 155 ЖК РФ, на которые ссылается представитель ответчика в обоснование своих требований, и как следствие отсутствие у него обязанности по несению расходов по содержанию общего имущества дома, ничем объективно не подтверждены.
Доводы представителя ответчика о том, что у ФИО1 отсутствует обязанность по оплате капитального и текущего ремонта общего имущества здания, содержания мест общего пользования, основаны на неправильном толковании приведенных норм права. Данные доводы противоречат положениям ст. 154 ЖК РФ, согласно которой плата за жилое помещение включает в себя плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В силу изложенного данные доводы не могут служить основанием для освобождения от обязанности несения собственником жилого помещения соответствующих расходов.
Отклоняя доводы представителя ФИО1 об отсутствии у ответчика (истца по встречному иску) обязанностей по несению расходов на содержание придомовой территории, благоустройству и оплате земельного налога, суд принимает во внимание следующее.
В силу ст. 138 Жилищного кодекса РФ, товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно же ст. 36 Жилищного кодекса РФ, к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относятся в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные назначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
В материалы дела представлено Постановление главы г. Дубны от ДАТА№-ПГ, письма администрации г. Дубны № от ДАТА, согласно которым в 2010 году был подготовлен проект межевания земельного участка для размещения многоквартирного дома по адресу: <адрес>, ДАТА, указанный земельный участок прошел государственный кадастровый учет, и в соответствии с положениями п. 5 ст. 16 ФЗ «О введение в действие Жилищного Кодекса РФ», с этого момента перешел бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что с ДАТА у ФИО1 возникла обязанность по оплате земельного налога.
Из представленных суду тарифов ТСЖ (л.д.97-100) следует, что за 2011 и 2012 годы налог на землю в тариф включен не был. Земельный налог введен в тариф только в 2013 году. В связи с чем, нарушений норм действующего законодательства по включению в тариф ТСЖ незаконных платежей суд не усматривает.
Учитывая, что ФИО1 является собственником квартиры, обязанным нести бремя содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, указанного в ст. 36 Жилищного кодекса РФ, в том числе вносить своевременно и полностью плату за услуги и работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполнять решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, взносы в фонд капитального ремонта, благоустройства и развития, независимо от того, является ли он членом ТСЖ, не оспорил решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в установленном законом, не представил доказательств необоснованности начисленных платежей, суд считает исковые требования ТСЖ «Институтское» обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению. С учетом этого, во встречном иске ФИО1 надлежит отказать.
Ссылка ответчика на то, что в предъявленных платежных документах он производил оплату за водоотведение, которая незаконно направлялась на оплату иных услуг, не может быть принят во внимание. Как установлено в судебном заседании, поступающие от ответчика по квитанции платежи распределялись ООО «ИРЦ г. Дубны» пропорционально начисленной ему оплате за жилье и коммунальные услуги. При этом изменение наименования платежа и поступление денежных средств в счет оплаты услуги по водоотведению, размер общей задолженности не уменьшало.
Как следует из представленных истцом квитанций об оплате коммунальных услуг, они соответствуют требованиям п. 38 Правил, а также Приказу Минрегиона РФ от 19.09.2011 N 454, поскольку содержат сведения о применяемых тарифах, единицах измерения, объеме потребленной услуге, достоверных доказательств, свидетельствующих о неправильности указанных в квитанциях сведений, истцом не предоставлено.
На сумму задолженности истцом в соответствии с п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ были начислены пени в размере (...) Истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, а именно отказался от заявленных требований в части взыскания пени.
Кроме того, истец просит взыскать с ответчика судебные расходы по договору об оказании юридической помощи от ДАТА в размере (...) руб..
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
На основании вышеизложенного, в связи со сложностью правового спора, а также учитывая количество судебных заседаний, суд считает обоснованным размер понесенных истцом расходов в размере (...) руб., которые надлежит взыскать со ФИО1
Взыскание с ответчика в пользу истца расходов по оплате госпошлины согласуется с положениями ст. 98 ГПК РФ и 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Товарищества собственников жилья «Институтское» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг удовлетворить.
Взыскать со ФИО1 в пользу Товарищества собственников жилья «Институтское» задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг за период с ДАТА по ДАТА в размере (...)., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере (...), расходы на оплату услуг представителя в размере (...) рублей, а всего подлежит взысканию (...).
В удовлетворении встречного иска ФИО1 к Товариществу собственников жилья «Институтское» о признании незаконными тарифов на содержание и ремонт жилья, капитальный ремонт, обязании произвести перерасчет платы за жилье и коммунальные услуги и компенсации морального вреда отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Григорашенко О.В.