Дело № 2-183/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 26 марта 2014 года
Октябрьский районный суд г.Тамбова в составе :
Председательствующего судьи Анохиной Г.А.
При секретаре Коломлине М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коршунова Алексея Павловича к Администрации г.Тамбова, Жилищному комитету Администрации г.Тамбова, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Тамбова, Комитету земельных ресурсов и землепользования Администрации г.Тамбова, МКУ «Долговой центр», ООО «Управляющая жилищная компания «Содружество-С», о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей, признании договора управления домом недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Коршунов А.П. обратился к Администрации г.Тамбова с иском, в котором просил признать отсутствие у собственников приватизированных жилых помещений права общей долевой собственности на муниципальный многоквартирный дом № по <адрес>, на муниципальное инженерное оборудование и несущие конструкции здания, на муниципальный земельный участок, занимаемый домом. Просил признать право муниципальной собственности на муниципальный многоквартирный дом № по <адрес>, на муниципальное инженерное оборудование и несущие конструкции здания названного муниципального дома, на муниципальный земельный участок под домом за Администрацией г.Тамбова. также просил обязать ответчика осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности в ЕГРП на муниципальный многоквартирный дом № по <адрес>, на муниципальный земельный участок, занимаемый домом, осуществить формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, поставить на государственный кадастровый учет данный дом и земельный участок, заключить договор управления домом с управляющей организацией ООО «УЖК Содружество-С». Данные требования истцом обоснованы тем, что в ЕГРП отсутствуют сведения о регистрации права общей долевой собственности собственников жилых помещений дома на муниципальный жилой дом, муниципальное инженерное оборудование и муниципальный земельный участок. Право муниципальной собственности на указные объекты возникло у Администрации г.Тамбова при разграничении государственной собственности Российской Федерации на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербург и муниципальную собственность» и на основании Федерального закона от 17.07.2001г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Также отсутствуют сведения о регистрации прав на земельный участок под домом, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, земельный участок не сформирован и не может быть предоставлен в собственность, во владение, пользование собственникам приватизированных жилых помещений многоквартирного дома, так как собственник участка – Администрация г.Тамбова не имеет права распоряжаться им до государственной регистрации права собственности на него.
Также в иске Коршунов А.П. просил признать незаконными бездействие Администрации г.Тамбова, выразившееся в неисполнении обязанностей собственника по содержанию, управлению и капитальному ремонту муниципального инженерного оборудования многоквартирного дома № по <адрес> <адрес> в нарушение ст.16 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой за бывшим наймодателем сохраняется обязанность проводить капитальный ремонт дома до момента возникновения из договора права общей долевой собственности на многоквартирный дом у собственников приватизированных жилых помещений и возникновения обязанности содержать, управлять и ремонтировать многоквартирный дом. Просил обязать Администрацию г.Тамбова в полном объеме произвести капитальный ремонт муниципального инженерного оборудования в доме: кровли, лифтов, систем электроснабжения и освещения, системы отопления, включая стояки и обогревательные приборы, системы холодного и горячего водоснабжения, включая стояки и приборы учета, системы канализации, включая стояки, герметизацию межпанельных швов фасада здания, указав, что многоквартирный дом введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, капитальный ремонт дома не производился, вследствие чего все коммуникационные системы достигли предельного износа, требуют капитального ремонта с полной заменой, исходя из установленных Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988г. № 312 сроков эксплуатации оборудования и систем до капитального ремонта. Неудовлетворительное состояние инженерного оборудования дома подтверждается актами комиссионных обследований, результатами проверки прокуратуры <адрес>.
Также просил обязать ответчика завершить работы по капитальному ремонту кровли и системы горячего водоснабжения в соответствии с решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от ДД.ММ.ГГГГ., которым Администрация г.Тамбова обязана произвести капитальный ремонт кровли дома и системы горячего водоснабжения.
В процессе рассмотрения дела Коршунов А.П. дополнил исковые требования и просил признать незаконными действия Администрации г.Тамбова, Жилищного комитета администрации г.Тамбова, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Тамбова, Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова по внесению в официальные документы, служебные письма не соответствующих действительности сведений о собственниках многоквартирного дома № по <адрес>, о принадлежности собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности общего имущества дома, об отнесении 12 лифтов дома к общему имуществу дома, о принадлежности земельного участка под домом собственникам помещений данного дома.
Просил признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ. управления многоквартирным домом № по <адрес>, заключенный собственниками помещений дома с управляющей компанией ООО «УЖК Содружество-С» под влиянием обмана Администрации г.Тамбова и введения ею в заблуждение собственников помещений дома о принадлежности им многоквартирного дома.
Просил признать незаконным утрату Администрацией г.Тамбова всей технической документации на многоквартирный дом № по <адрес> <адрес> и обязать восстановить ее и передать по акту ООО «УЖК Содружество-С».
Признать технически необоснованными и не подлежащими применению сметы на капитальный ремонт сетей горячего водоснабжения и кровли в многоквартирном доме № № по ул.<адрес>, составленные МКУ «Долговой центр».
Устранить недостатки капитального ремонта кровли и сетей горячего водоснабжения.
Выполнить решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от ДД.ММ.ГГГГ
Признать незаконным бездействие и отказ Администрации г.Тамбова от выполнения Устава г.Тамбова, решения Тамбовской городской Думы от 28.05.2008г. № 639 «О положении «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа – город Тамбов», договоров о безвозмездной передаче жилья в собственность, заключенных Администрацией г.Тамбова, обязать Администрацию г.Тамбова выполнять названные Устав г.Тамбова, решение Тамбовской городской Думы и договоры.
Определением Октябрьского районного суда г.Тамбова от ДД.ММ.ГГГГ. в принятии к производству требований истца об обязании Администрации г.Тамбова в полном объеме выполнить решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от ДД.ММ.ГГГГ. было отказано.
По ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Жилищный комитет Администрации г.Тамбова, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Тамбова, Комитет земельных ресурсов и землепользования Администрации г.Тамбова, МКУ «Долговой центр», ООО «Управляющая жилищная компания «Содружество-С».
В судебном заседании истец Коршунов А.П., являющийся также представителем третьих лиц – собственников жилых помещений многоквартирного дома № по <адрес>, исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что является собственником квартиры № дома № по <адрес>, приобретенной в порядке приватизации в ДД.ММ.ГГГГ, проживает в доме с ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что собственники помещений многоквартирного дома не являются собственниками всего дома и инженерного оборудования, поскольку их право собственности на указанные объекты не зарегистрировано, данные объекты не передавались Администрацией г.Тамбова им в порядке приватизации. Земельный участок также находится в муниципальной собственности. Соответственно именно Администрация г.Тамбова как собственник названного имущества обязана заключить договор управления домом и инженерным оборудованием с управляющей компанией, осуществлять их капитальный ремонт. Действующий договор управления многоквартирным домом недействителен, поскольку заключен под влиянием обмана со стороны Администрации г.Тамбова, сообщившей собственникам жилых помещений о том, что они также являются собственниками инженерного оборудования и мест общего пользования дома. Невыполнение Устава г.Тамбова и Решения Тамбовской городской Думы заключается в том, что Администрация г.Тамбова отказывается признать, что многоквартирный дом является муниципальным, а также оказывается его содержать и управлять им. Капитальный ремонт дома и инженерного оборудования в доме с момента сдачи дома в эксплуатацию не проводился. По решению Октябрьского районного суда г.Тамбова от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация г.Тамбова как бывший собственник в соответствии со ст.16 Закона «О приватизации жилищного фонда в российской Федерации» была обязана произвести капитальный ремонт кровли и системы горячего водоснабжения. Однако иные системы и элементы дома находятся в неудовлетворительном состоянии. По решению суда Администрацией г.Тамбова проводится капитальный ремонт кровли и системы горячего водоснабжения, но не в соответствии со СНиП, в отсутствие утраченной технической документации на дом, вследствие чего и составленные МКУ «Долговой центр» сметы капитального ремонта кровли и системы горячего водоснабжения не могут быть признаны обоснованными.
Представитель Администрации г.Тамбова и Жилищного комитета Администрации г.Тамбова по доверенности ФИО3 в суде иск не признала, поддержав письменные отзывы на иск, пояснив, что собственники помещений многоквартирного дома в силу действующего законодательства одновременно с приобретением права собственности на помещение в доме приобретают и право общей долевой собственности в праве собственности на общее имущество. Договор управления многоквартирным домом по указанному истцом основанию недействительным признан быть не может, поскольку Жилищным Кодексом РФ предусмотрено, что выбор способа управления домом осуществляют собственники помещений дома на общем собрании, что и было сделано собственниками спорного дома, решение общего собрания не оспорено, недействительным признано не было, со стороны Администрации г.Тамбова обманных действий в отношении собственников помещений дома не осуществлялось. В настоящее время в доме имеются <данные изъяты> муниципальных квартир. Требования о возложении на Администрацию г.Тамбова обязанности произвести капитальный ремонт дома необоснованны, доказательств необходимости проведения капитального ремонта дома на момент приватизации первой квартиры в ДД.ММ.ГГГГ не представлено. С ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени состояние общего имущества собственников помещений многоквартирного дома могло ухудшиться, но обязанность по содержанию и капитальному ремонту дома действующим жилищным законодательством возложена на всех собственников помещений дома. Кроме того, вопросы о проведении капитального ремонта кровли дома, фасада, системы горячего водоснабжения, сетей канализации были предметом рассмотрения в суде, и по данным вопросам состоялось решение суда. Доказательств утраты технической документации на дом и неисполнения Устава г.Тамбова не представлено.
Представитель ответчика ООО «УЖК Содружество-С» ФИО4 в суде исковые требования о признании договора управления домом от ДД.ММ.ГГГГ. № недействительным признал в части, полагая, что с Администрацией г.Тамбова возможно заключение отдельного договора управления общим имуществом дома. А также пояснил, что в настоящее время окончен капитальный ремонт кровли дома, продолжается капитальный ремонт системы горячего водоснабжения. Однако иные инженерные системы дома находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют капитального ремонта. Техническая и иная документация на дом были переданы ООО «УЖК Содружество-С» согласно акту бывшей управляющей домом компанией ООО «УЖК» по решению Арбитражного суда Тамбовской области.
Представитель третьего лица ООО «Управдом 68» (ранее – ООО «УЖК») по доверенности ФИО5 в суде оставила разрешение иска на усмотрение суда, пояснив, что техническая документация передавалась по решению Арбитражного суда Тамбовской области ООО «УЖК Содружество-С».
Третьи лица ФИО6, ФИО7 и ФИО8, а также представитель третьего лица ФИО8 ФИО9 в суде поддержали иск по изложенным истцом ФИО1 основаниям, пояснив, что капитальный ремонт дома с момента его ввода в эксплуатацию не проводился, в настоящее время проводится капитальный ремонт кровли и системы горячего водоснабжения.
Представители ответчиков Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Тамбова, Комитета земельных ресурсов и землепользования Администрации г.Тамбова, МКУ «Долговой центр», а также представитель третьего лица Управления государственного жилищного надзора в Тамбовской области, третьи лица – собственники помещений многоквартирного дома в суд не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом. Представители Комитета земельных ресурсов и землепользования Администрации г.Тамбова и Управления государственного жилищного надзора в Тамбовской области просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданского дела № по иску прокурора Октябрьского района г.Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Тамбова о признании бездействий незаконными и возложении обязанностей по проведении капитального ремонта фасада, сетей канализации, горячего водоснабжения и кровли многоквартирного дома, оценив доказательства по делу в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Коршунова А.П. по следующим основаниям:
Судом установлено, что Коршунов А.П. является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру № многоквартирного девятиэтажного панельного жилого дома № по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки. Данная квартира была передана в собственность, в том числе и ему, на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ.
В доме 401 квартира. Приватизация жилых помещений указанного дома производилась с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время в доме имеется 25 муниципальных квартир.
Как следует из требований Коршунова А.П. фактически он просит признать за Администрацией г.Тамбова право муниципальной собственности на многоквартирный жилой дом в целом, его инженерное оборудование, места общего пользования и земельный участок, на котором расположен дом, а также зарегистрировать право муниципальной собственности на вышеуказанные объекты.
Однако данные требования удовлетворению не подлежат.
Так, согласно ст.15 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если принятым до вступления в силу настоящего Федерального закона решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное. Статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, в силу закона у собственников помещений многоквартирного жилого дома возникло право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и земельный участок под домом.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изменениями и дополнениями) права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
В силу ст.5 данного Федерального закона участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, иные лица в предусмотренных федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, - с другой.Учитывая изложенное, оснований для признания права муниципальной собственности на вышеназванные объекты, а также возложении на Администрацию г.Тамбова обязанности осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на объекты не имеется. Согласно кадастровой выписке на земельный участок под многоквартирным жилым домом № по <адрес> сведения о регистрации прав на земельный участок под домом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. отсутствуют, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями законодательства. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет на основании оценочной описи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ.
Из искового заявления и объяснений истца следует, что Коршунов А.П. также просит суд обязать Администрацию г.Тамбова осуществить формирование земельного участка под домом и поставить на государственный кадастровый учет.
Согласно ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В соответствии со ст.16 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
По смыслу ст.20 названного Федерального закона с заявлением о постановке объектов недвижимости на государственный кадастровый учет вправе обратиться собственники этих объектов или любые иные лица.
Соответственно действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления императивной обязанности осуществлять по собственной инициативе формирование и постановку на кадастровый учет объектов недвижимости, находящихся в собственности иных лиц.
При этом любой из собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и истец, вправе обратиться в соответствующие органы с заявлениями о формировании земельного участка под домом и постановке его и дома на государственный кадастровый учет.
Кроме того, земельный участок под многоквартирным домом № по <адрес> поставлен на кадастровый учет на основании оценочной описи земельных участков, его характеристики внесены в ГКН, ему присвоен кадастровый номер.
Соответственно названные выше требования Коршунова А.П. также удовлетворению не подлежат.
Суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований и в части признания договора управления многоквартирным домом недействительным ввиду заключения его собственниками помещений дома под влиянием обмана со стороны Администрации г.Тамбова и введения их в заблуждение относительно права собственности на общее имущество дома, а также обязании Администрации г.Тамбова заключить договор управления домом с ООО «УЖК Содружество-С».
Согласно ст.44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе и выбор способа управления домом.
В силу ч.2 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с ч.1 ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч.1 ст.162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Судом установлено, что на основании договора № управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ. управление домом до настоящего времени осуществляет ООО «УЖК «Содружество-С», избранное решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Данное решение оспорено не было, из объяснений истца следует, что и он лично принимал участие в собрании и проголосовал за управление домом названной управляющей компанией.
Таким образом, выбор на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома способа управления домом посредством управляющей компании, избрание конкретной управляющей компании и заключение между данной управляющей компанией и собственниками помещений многоквартирного жилого дома договора управления домом основано на требованиях закона.
Согласно ч.1 ст.178, ч.1 ст.179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел. Сделка, совершенная под влиянием насилия или угрозы, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Между тем, доказательств заключения договора управления многоквартирным домом собственниками жилых помещений дома под влиянием обмана или заблуждения относительно правовой природы такого договора или отдельных его положений, существенных условий договора не представлено.
Иных оснований признания договора управления многоквартирным домом недействительным не приведено.
В соответствии со ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Статьей 210 ГК РФ также на собственника возлагается обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества.
В силу ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Таким образом, Администрация г.Тамбова как собственник должна нести расходы по содержанию муниципальных квартир в многоквартирном доме и общего имущества собственников многоквартирного дома пропорционально своей доле в праве общей долевой собственности на общее имущество.
Принимая во внимание положения названных статей Жилищного Кодекса РФ и Гражданского Кодекса РФ, оснований для удовлетворения исковых требований о признании бездействий Администрации г.Тамбова в виде неисполнения обязанностей собственника по содержанию и управлению многоквартирным домом не имеется.
Также оснований к удовлетворению требований Коршунова А.П. о признании незаконными действий Администрации г.Тамбова, Жилищного комитета Администрации г.Тамбова, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Тамбова по внесению в официальные документы, служебные письма не соответствующих действительности сведений о собственниках многоквартирного дома № по <адрес>, о принадлежности собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности общего имущества дома, об отнесении 12 лифтов дома к общему имуществу дома, о принадлежности земельного участка под домом собственникам помещений данного дома не имеется.
Изучив и проанализировав содержание представленных истцом в суд сообщений и писем вышеназванных органов, суд приходит к выводу о том, что недостоверной информации по указанным истцом вопросам данные документы не содержат в силу изложенных выше обстоятельств.
Не усматривает суд и незаконности действий и бездействия Администрации г.Тамбова по утрате технической документации на многоквартирный дом № по <адрес> и неисполнению Устава г.Тамбова и решения Тамбовской городской Думы от 28.05.2008г. № 639 «О положении «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа – город Тамбов», договоров о безвозмездной передаче жилья в собственность.
В процессе рассмотрения дела не добыто доказательств утраты по вине Администрации г.Тамбова технической документации на дом. Так, технический паспорт дома представлен по запросу суда <данные изъяты>, по решению Арбитражного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ. на ООО «Управляющая жилищная компания» была возложена обязанность передать ООО «УЖК Содружество-С» техническую документацию и иные связанные с управлением домом документы: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению
государственного земельного кадастра; выписку из реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных
обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлялось строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии), бухгалтерскую документацию (лицевые счета) и документы паспортного стола (карточки регистрации, правоустанавливающие документы на жилые помещения).
Из объяснений представителей ответчика ООО «УЖК Содружество-С» и третьего лица ООО «Управдом 68» (ранее – ООО «Управляющая жилищная компания»), а также представленного акта приема-передачи следует, что частично документация на многоквартирный дом передана ООО УЖК Содружество-С».
При этом из решения Арбитражного суда Тамбовской области следует, что ООО «УЖК» не отрицало, что техническая документация на дом находится в его распоряжении.
Статьей 6 Устава города Тамбова определены вопросы местного значения городского округа - город Тамбов, к числу которых отнесены вопросы владения пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Решением Тамбовской городской Думы от 28.05.2008 г. N 639 утверждено Положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа - город Тамбов", которое реализует право органов местного самоуправления от имени города Тамбова и в интересах его населения владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом.
В силу ст.5 названного Положения Администрация города управляет и распоряжается имуществом в соответствии с действующим законодательством, Уставом города Тамбова, нормативными правовыми актами городской Думы и настоящим Положением.
Полномочия Администрации г.Тамбова по управлению и распоряжению муниципальной собственностью города Тамбова определены статьей 6 данного Положения.
По мнению истца невыполнение Устава г.Тамбова и названного выше Решения Тамбовской городской Думы выражается в отказе Администрации г.Тамбова от регистрации права муниципальной собственности на жилой дом № по <адрес>, а также в заключении с нанимателями жилых помещений данного дома договоров о безвозмездной передаче жилья в собственность без законных к тому оснований.Однако с такими выводами истца согласиться нельзя, поскольку многоквартирный жилой дом № по <адрес> был принят городом Тамбовом и учтен в Реестре муниципального имущества г.Тамбова. Осуществление регистрации права муниципальной собственности на жилой дом представляется возможной в силу изложенных выше обстоятельств, а заключение Администрацией г.Тамбова договоров о безвозмездной передаче жилья в собственность с нанимателями квартир в доме обусловлено обязанностью, возложенной п.2 ст.6 Положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа - город Тамбов", согласно которой администрация города передает объекты муниципальной собственности во владение и (или) пользование, в доверительное управление, аренду, безвозмездное пользование, отчуждает их, а также совершает иные сделки в соответствии с гражданским законодательством, настоящим Положением, нормативными правовыми актами городской Думы.
Согласно ст.1 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Статьей 16 данного Закона определено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Следовательно, обязанность по проведению капитального ремонта дома, не исполненная наймодателем до приватизации гражданином жилого помещения в доме, сохраняется до исполнения этой обязанности.
Аналогичное толкование закона дано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2007 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007г.
В соответствии со ст.ст.140, 141 ЖК РСФСР, действовавшего на момент начала приватизации жилых помещений в доме, государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны заботиться о сохранности жилищного фонда и повышении его благоустройства. Наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» к видам работ по капитальном ремонту многоквартирных домов относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
С 01.03.2005г. в действие введен Жилищный Кодекс РФ, согласно ст.158 которого предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по несению расходов на содержание принадлежащего ему жилого помещения и расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество путем внесения платы. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества содержится также и в ст.210 ГК РФ.
Между тем, исходя из системного толкования вышеуказанных статей Жилищного Кодекса РСФСР, Жилищного Кодекса РФ, Гражданского Кодекса РФ, Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» на собственников жилых помещений, приобретших эти помещения в порядке приватизации, обязанность по капитальному ремонту жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме возлагается лишь после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома.
Бывшим наймодетелем по отношению к собственникам жилых помещений многоквартирного дома, приобретших их в порядке приватизации, является Администрация г.Тамбова.
Капитальный ремонт жилого дома проводится согласно плану капитального ремонта, составляемому на основании Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р), утвержденного приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988г. N312.
Приложением N3 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р), определен нормативный срок эксплуатации отдельных элементов здания. Так, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта трубопроводов холодной воды из оцинкованных труб-30лет, из газовых черных труб – 15 лет, чугунных трубопроводов канализации-40лет, системы отопления с чугунными (стальными) радиаторами при открытых схемах – 20 (15) лет, электрооборудования: вводно-распределительные устройства и внутридомовые магистрали (сеть питания квартир) с распределительными щитками – 20 лет, сеть дежурного освещения мест общего пользования – 10 лет.
Из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле следует, что с момента ввода дома в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт дома не производился.
Истец приобрел право общей долевой собственности на квартиру № дома № по <адрес>, в результате безвозмездной передачи ему в ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.Тамбова данной квартиры в собственность.
Таким образом, на момент приватизации квартиры истца предельные сроки эксплуатации трубопроводов холодной воды из газовых черных труб, системы электроснабжения, системы отопления из металлических труб истекли.
Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ был удовлетворен предъявленный в интересах неопределенного круга лиц, в том числе и в интересах истца Коршунова А.П., иск прокурора Октябрьского района г.Тамбова к Администрации г.Тамбова, и последняя, как бывший наймодатель жилых помещений в многоквартирном доме № по <адрес> обязана произвести капитальный ремонт сетей горячего водоснабжения и кровли дома. В удовлетворении требований об обязании Администрации г.Тамбова произвести капитальный ремонт фасада дома, сетей канализации было отказано ввиду признания судом установленным факта проведения ремонта межпанельных швов всего дома 10 лет назад и отсутствия достоверных доказательств о необходимости поведения капитального ремонта сетей канализации.
Таким образом, оснований для возложения на Администрацию г.Тамбова обязанности произвести герметизацию межпанельных швов фасада дома не имеется.
Судом установлено, что на основании вышеназванного решения суда производившийся за счет Администрации г.Тамбова ремонт кровли дома окончен, ремонт сетей горячего водоснабжения продолжается.
В силу ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Принимая во внимание, что в настоящее время нарушений прав истца бездействием Администрации г.Тамбова в непроведении капитального ремонта кровли дома и сетей горячего водоснабжения не производится, требования о возложении на Администрацию г.Тамбова обязанности произвести капитальный ремонт кровли и сетей горячего водоснабжения удовлетворению не подлежат.
Из актов проверки мест общего пользования жилого дома № по <адрес> Управления государственного жилищного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., акта общего весеннего осмотра здания от ДД.ММ.ГГГГ приложения к договору управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ. между ООО «УЖК» и собственниками помещений дома, объяснений истца, третьих лиц, представителя третьего лица ФИО9, представителя ответчика ООО «УЖК Содружество-С», представленных истцом фоторгафий следует, что сети канализации, системы холодного водоснабжения, отопления, электроснабжения находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют капитального ремонта.
Из акта проверки Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что лифты с первого по двенадцатый подъезды дома функционируют в рабочем режиме.
При этом Управление Государственного жилищного надзора Тамбовской области осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда и техническим состоянием жилищного фонда, имеет право проводить инспекционные обследования и проверки объектов, в связи с чем акты поверок Управления являются допустимым доказательством и подтверждают техническое состояние дома.
Администрацией г.Тамбова не представлено доказательств, подтверждающих, что до передачи квартир в доме в собственность в порядке приватизации, в том числе квартиры истца не требовалось проведение капитального ремонта вышеуказанных инженерных систем.
О невыполнении бывшим наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта дома свидетельствуют и многочисленные обращения граждан в Администрацию г.Тамбова, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая, что на момент приватизации истцом жилого помещения системы холодного водоснабжения, отопления, электроснабжения нуждались в капитальном ремонте, бывший наймодатель обязанность по производству капитального ремонта дома не исполнил, суд находит требования Коршунова А.П. о незаконности бездействия администрации г.Тамбова по проведению капитального ремонта названных систем незаконными и приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований о возложении обязанности на ответчика по проведению капитального ремонта этих систем.
При этом оснований для возложения обязанности на администрацию г.Тамбова провести капитальный ремонт систем канализации и освещения и лифтов не имеется, поскольку предельно допустимый срок эксплуатации системы канализации не истек, лифты функционируют в рабочем режиме, убедительных доказательств нуждаемости системы освещения в капитальном ремонте не предоставлено.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не представлено доказательств нарушений при проведении капитального ремонта кровли и системы горячего водоснабжения многоквартирного дома, в силу чего требования об обязании Администрации г.Тамбова устранить недостатки ремонта кровли и системы горячего водоснабжения удовлетворению не подлежат. Кроме того, ремонт системы горячего водоснабжения в доме не окончен.
По тому же основанию не подлежат удовлетворению и требования истца о признании технически необоснованными и не подлежащими применению смет на капитальный ремонт дома кровли и системы горячего водоснабжения с учетом того, что ремонт кровли завершен.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г.Тамбова произвести капитальный ремонт системы холодного водоснабжения, отопления, сетей электроснабжения в многоквартирном жилом доме № по ул.<адрес>.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Анохина Г.А. Мотивированное решение изготовлено 02.04.2014г.
Судья Анохина Г.А.