ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-183/16 от 27.01.2016 Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 2-183/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«27» января 2016г.

Советский районный суд <адрес> РСО-Алания в составе:

председательствующего судьи Амбаловой Ж.Х.,

при секретаре Кесаевой Р.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к <данные изъяты> строительный техникум <данные изъяты> о признании трудового договора заключенным на неопределенный срок, включении в учебный план практику по геодезии, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к <данные изъяты> строительный техникум <данные изъяты>) о признании трудового договора от .... заключенным на неопределенный срок, признании трудового договора оформленным с административными правонарушениями, об обязании включить в учебный план практику по геодезии, компенсации морального вреда в размере 100.000 руб.

В обоснование исковых требований истица указала, что является педагогическим работником <данные изъяты> осуществляющего образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования. В указанном образовательном учреждении имеет место нарушение трудового законодательства в форме дискриминации трудовых прав. По трудовому договору от .... она была принята на работу в <данные изъяты> на ... учебный год преподавателем специальных дисциплин- основы геодезии. В период учебного года нагрузка у неё была более 720 часов (требуемых на ставку). При оформлении трудового договора работодателем было допущено нарушение, а именно с ней был заключен срочный трудовой договор, при том, что не было достаточных оснований, предусмотренных ст.59 ТК РФ. Затем в новом ... учебном году ей была установлена педагогическая нагрузка на неполную ставку - 493 часа, чем были нарушены её права.

В <данные изъяты> имеют место нарушения реализации образовательного стандарта. Из образовательных стандартов «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и «Строительство и эксплуатация дорог и аэродромов» в ... учебном году исчезла учебная практика по геодезии, которую она вела. В результате её педагогическая нагрузка снизилась из-за того, что часы практики убрали из учебной программы. Принятие такого решения можно расценивать как нарушение трудового законодательства, поскольку снижение учебной нагрузки влечет снижение заработной платы. Убрав учебную практику по геодезии (1150 часов) из образовательных стандартов руководство <данные изъяты> нарушило требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС СПО).

Ответчик своими незаконными действиями причинил ей моральный вред.

Просит признать срочный трудовой договор от .... заключенным на определенный срок, оформленным с административными правонарушениями; признать, что в <данные изъяты> имеет место нарушение в реализации образовательного стандарта ФГОС СПО, выразившееся в исчезновении из модульной программы учебных геодезических практик; обязать администрацию <данные изъяты> восстановить учебную геодезическую практику, оплатить заработную плату с учетом часов по геодезической практике, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100.000 руб.

В судебном заседании истица ФИО1 свои требования, изложенные в исковом заявлении поддержала полностью по доводам и основаниям, указанным в иске и показала, что учебную нагрузку в размере не менее 720 часов в год на ставку ответчик не обеспечил ей, убрав из учебной программы практику по геодезии. Причиной нежелания работодателя оставить ей прежнюю нагрузку считает дискриминационный характер отношений, неприязненные отношения, сложившиеся с заместителем по учебной части. Просит удовлетворить иск.

Представитель ответчика, действующий на основании доверенности от .... <данные изъяты> исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении по следующим основаниям. Исковое заявлении ФИО1. не содержит доводов и доказательств нарушения работодателем процедуры заключения с ФИО1 трудового договора. Образовательная деятельность в <данные изъяты> производится в соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами (ФГОС) на основании учебных планов и специализации преподавателей в соответствии с их квалификацией. Предусматривается общее количество учебной практики (в профессиональных модулях) без деления по дисциплинам.ФИО1. обучала студентов <данные изъяты> по 2-ФГОС (2-го поколения), а в новом учебном году изменились стандарты (3-го поколения), в которых уменьшилось количество часов по учебной практике. Геодезия осталась как отдельная дисциплина без модуля. Об учебной нагрузке на новый учебный год ФИО1 знала, но категорически отказалась приступать к работе, требуя вернуть ей практику по геодезии. В соответствии с имеющимся у ФИО1 образованием (инженер-геодезист), она преподавала в техникуме в основном геодезию. Изменение общеобразовательных стандартов, объективно повлияло на уменьшение её учебной нагрузки, восполнить которую, путем обеспечения занятости истицы на ставку за счет уменьшения учебной нагрузки других преподавателей, имеющих соответствующее образование по профилю преподаваемых ими дисциплин, считает невозможным и нецелесообразным. О предполагаемом снижении нагрузки ФИО1 была уведомлена своевременно еще до уведомления об изменении условий трудового договора. Никакой дискриминации в отношениях с истицей нет. Трудовой договор от .... был заключен на один учебный год, но по окончании учебного года .... было составлено дополнительное соглашение, в котором внесены изменения в трудовой договор и он считается заключенным на неопределенный срок с .... Просит в иске отказать.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает требования ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, истица ФИО1 является преподавателем дисциплины «Основы геодезии» <данные изъяты>, осуществляющего образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования. ФИО1 имеет образование по специальности "инженер геодезист".

... с ФИО1 был заключен трудовой договор , по которому ей предоставлена работа по должности –преподаватель специальных дисциплин без категории. Трудовой договор был заключен по основному месту работы на определенный срок- ... учебный год.

Из объяснений истицы следует, что в период ... учебного года её учебная нагрузка составляла более 720 часов (требуемых на ставку), в том числе теоретические и практические занятия.

.... было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ...., которым с .... трудовой договор признан заключенным на неопределенный срок.

Как усматривается из материалов дела, трудовым договором, заключенным с истицей ...., педагогическая нагрузка ФИО1 не устанавливалась.

В соответствии со ст.333 Трудового кодекса РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников, с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 2.8.2. Приложения №1 к Приказу Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014г. № 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, к которым относится Техникум.

В силу ст.74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

С учетом специфики преподавательской работы причинами, связанными с изменением организационных или технологических условий труда, могут быть изменение учебных планов, программ, сокращение численности учащихся, изменения в организации работы учебного заведения.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено упомянутым Кодексом.

Установлено, что на ... учебный год учебная нагрузка ФИО1 изменилась.

Приказом от .... преподавателю ФИО1 была установлена педнагрузка на ... учебный год в объеме 493 часа, а приказом от .... истица на указанный учебный год назначена заведующей кабинетом геодезии и геологии.

В связи с изменением количества часов по учебному плану (<данные изъяты>.) .... составлено дополнительное соглашение к трудовому договору от .... ФИО1 была установлена учебная нагрузка в объеме 493 часа на ... учебный год и выплата компенсационного характера за заведование учебным кабинетом в размере 780 руб. ежемесячно.

В связи с изменением образовательного процесса ФИО1 уведомлением от .... поставлена в известность об изменении условий трудового договора в связи с изменением образовательного процесса и о том, что педагогическая нагрузка в ... учебном году изменится. Ознакомившись с данным уведомлением, ФИО1. выразила несогласие на продолжение работы с установленной нагрузкой. Вместе с тем в судебном заседании отметила, что уведомление считает несостоятельным, вынуждена согласиться под давлением администрации (угроза увольнения).

Разрешая спор, суд признает, что такие действия работодателя не противоречат нормам материального права, регулирующим правоотношения спорящих сторон.

Действующим законодательством не установлена безусловная обязанность работодателя по сохранению за преподавателем учебной нагрузки, соответствующей учебной нагрузке предшествующего года, предусмотрена возможность уменьшения объема учебной нагрузки, установленного преподавателю, в случае уменьшения количества часов по учебным планам и программам.Представленными ответчиком доказательствами подтверждается, что объем учебной нагрузки истицы был снижен вследствие сокращения часов по учебным планам и программам в связи с изменением стандарта.

Таким образом, установление истице педагогической нагрузки на ... учебный год в оспариваемом объеме обусловлено объективными причинами и само по себе о нарушении ее прав не свидетельствует, возможность обеспечить истицу педагогической нагрузкой в размере полной ставки у работодателя отсутствовала.

Процедура уведомления работника об изменении педагогической нагрузки работодателем в отношении истицы соблюдена. ФИО1. не отрицала, что была уведомлена об изменении учебной нагрузки.

После получения уведомлений об изменении педагогической нагрузки в ... учебном году и фактического уменьшения количества часов, истица не отказывалась от работы, но и не продолжала выполнять свои трудовые функции с изменением учебной нагрузки. С начала учебного года (....) до настоящего времени ФИО1 к работе не приступала.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО2 показала, что является <данные изъяты>. ФИО1 работала в <данные изъяты> а затем уволилась, т.к. не прошла очередную аттестацию. В соответствии с трудовым договором от .... ФИО1 была принята на работу преподавателем спец.дисциплины без категории. Договор с ней был заключен на определенный срок (один учебный год).

До .... они работали по государственному образовательному стандарту 2 поколения, в котором предусматривалась практика по геодезии (72 часа). Затем появились новые стандарты 3 поколения, в которых давалось общее количество практических занятий без деления по дисциплинам. Практические занятия предусматриваются в профессиональных модулях, а геодезия осталась, как отдельная дисциплина без модуля и практика по этой дисциплине не предусмотрена. ФИО1 ведет отдельную дисциплину- «Основы геодезии», а модули ведут инженеры-строители высшей категории. В техникуме с .... начали со 2 курса изучать профессиональные стандарты. По стандартам 2-го поколения оставалась геодезическая практика. В нескольких группах была предусмотрена геодезическая практика. В .... введены новые стандарты, и учебные планы переделали под новые стандарты. В них практика по геодезии предусматривается только в профессиональных модулях, которую ведут специалисты в отрасли (строительство, автодорожное строительство). ФИО1 профессиональные модули не ведет. По дисциплине, которую ведет ФИО1 (геодезия) практика не предусмотрена. Педагогическую нагрузку распределяет администрация техникума в соответствии с образованием и практической работой преподавателей. ФИО1 летом ... была уведомлена о том, что геодезической практики не будет. Её приглашали для обсуждения дальнейшей работы, но она игнорировала.

Свидетель ФИО3 показала, что является <данные изъяты> В ...ФИО1 уже знала о том, что у неё учебная нагрузка на новый учебный год изменится, но её это не устраивало, она требовала вернуть ей практику по геодезии. .... ФИО1 было направлено уведомление о необходимости явиться к директору для утверждения предметной комиссии строительных дисциплин и назначении зав.кабинетом, её просили прийти и ознакомится с приказом о педагогической нагрузке на ... учебный год, и только .... ФИО1 была ознакомлена с педагогической нагрузкой под роспись. Но к работе ФИО1 не приступила.

При установленных обстоятельствах оснований полагать, что по вине работодателя ФИО1 за два месяца не была ознакомлена об изменении условий трудового договора (уменьшении учебной нагрузки), судом не установлено.

Из объяснений <данные изъяты>ФИО2 следует, что ФИО1 приглашали для обсуждения учебной нагрузки на предстоящий учебный год, однако, она на связь не выходила. Она появилась только в ...., когда учебный год уже начался. Подписать дополнительное соглашение от .... к трудовому договору от .... истица отказывалась.

Это обстоятельство ФИО1 не опровергла, объясняя тем, что не согласна учебной нагрузкой.

Тем самым доводы истицы, что до наступления учебного года она не знала об изменении учебной нагрузки, суд считает несостоятельными.

Нарушений требований законодательства при распределении учебной нагрузки судом не установлено. Педагогические часы по дисциплинам, которые вела ФИО1 в ... учебном году, никому в ... учебном году не передавались. Оснований для признания действий ответчика в отношении истицы дискриминационными, суд не установил. Указанные истицей факты не относятся к дискриминации в сфере трудовых отношений, поскольку не свидетельствуют об ограничении трудовых прав и свобод истицы по сравнению с другими работниками.

Доводы истицы о том, что работодатель имел возможность перераспределить нагрузку других преподавателей с тем, чтобы обеспечить её учебной нагрузкой не менее, чем установлено за ставку заработной платы, судом отклоняется как бездоказательный.

Функции по расстановке кадров, установлении педагогической нагрузки и другие организационные вопросы находятся в исключительном ведении работодателя.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемый трудовой договор от ... изменен дополнительным соглашением, в связи с чем, исковые требования ФИО1 о признании трудового договора заключенным на неопределенный срок необоснованны.

Требования ФИО1 о признании трудового договора оформленным с «административными правонарушениями» и, что в <данные изъяты> имеет место нарушение в реализации образовательного стандарта ФГОС СПО также необоснованны.

Государственной инспекцией труда в РСО-Алания проводилась проверка заявления ФИО1

Из акта проверки следует, что с учетом дополнительного соглашения от ... трудовой договор, заключенный с ФИО1 является заключенным на неопределенный срок. Таким образом, очевидного нарушения трудовых прав ФИО1 не выявлено.

Кроме того, многочисленные заявления ФИО1 о незаконном уменьшении учебной нагрузки рассматривались Министерством образования и науки РСО-Алания.

Минобрнауки РСО-Алания неоднократно разъяснялось ФИО1 об обоснованности изменения учебной нагрузки. В ответах на заявления ФИО1 указано, что объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность (приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014г. №1601"О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре"). Распределение учебной нагрузки относится к исключительной компетенции образовательной организации.

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста <данные изъяты> пояснила, что <данные изъяты> рассматривались многочисленные заявления ФИО1, основным требованием которых было ввести в учебный план <данные изъяты> практические занятия по предмету геодезии. Ей неоднократно разъясняли, что организацию и осуществление образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования регулирует «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 14.06.2013г. №464. Указанным документом определено, что структура, объем, условия реализации и результаты освоения образовательных программ среднего профессионального образования, разрабатываемых и утверждаемых образовательными организациями самостоятельно,- определяются соответствующими государственными образовательными стандартами (ФГОС СПО). Распределение учебной нагрузки относится к исключительной компетенции образовательной организации. Письмом от .... Минобрнауки <данные изъяты>ФИО1 сообщено, что переписка по озвученным ею вопросам, в связи с неоднократной дачей устных и письменных ответов по существу прекращена.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Основанных на доказательствах доводов, которые могли бы повлиять на принятие судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к удовлетворению исковых требований, исковое заявление и объяснения ФИО1 в судебном заседании не содержат, поэтому оснований для удовлетворения требований суд не находит.

Довод истицы о том, что сокращение учебной нагрузки является следствием конфликта с <данные изъяты> техникума по <данные изъяты> объективно материалами дела не подтверждается.

Сам по себе факт обращения истицы с жалобой в вышестоящие организации, трудовую инспекцию, при отсутствии очевидных нарушений трудовых прав, таковым доказательством не являются.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях работодателя нарушений трудовых прав истицы.

Поскольку трудовые отношения истицы с работодателем не прекращены, заявленное требование в данном случае не может считаться способом защиты прав.

Поскольку суд пришел к выводу о необоснованности требований ФИО1, то не могут быть удовлетворены и требования о компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к <данные изъяты> о признании трудового договора от .... заключенным на неопределенный срок, признании трудового договора от .... оформленным с административными правонарушениями, восстановлении учебной геодезической практики, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда в размере 100.000 руб. оставить без удовлетворения.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования <адрес> РСО-Алания госпошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания в течение месяца.