ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-183/18 от 09.06.2018 Куйтунского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р.п. Куйтун 09 июня 2018 года

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Нахаёнок Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-183/2018 по иску прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «Межпоселенческая детская школа искусств», муниципальному казенному учреждению культуры «Социально-культурное объединение», муниципальному казенному учреждению культуры «Кундуйский социально-культурный центр», муниципальному казенному учреждению культуры «Ленинский ЦД», муниципальному казенному учреждению культуры «Социально-культурный центр «Радуга», муниципальному казенному учреждению культуры «Харикский социально-культурный центр», муниципальному казенному учреждению культуры «Чеботарихинский социально-культурный центр», муниципальному казенному учреждению культуры «Уховский социально-культурный центр», Куйтунскому потребительскому торговому кооперативу, муниципальному учреждению дополнительного образования «Дом детского творчества – Город мастеров», муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «Куйтунская детская юношеская спортивная школа», муниципальному казенному учреждению культуры «Карымский социально-культурный центр», муниципальному казенному учреждению культуры «Культурно-развлекательный центр «Колос», муниципальному бюджетному многофункциональному учреждению культуры «Социально-культурный центр «Кадинский» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований прокурор Куйтунского района указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения МКУ ДО «Куйтунская детская юношеская спортивная школа», МУ ДО «Дом детского творчества – Город мастеров», Куйтунским потребительским торговым кооперативом, МКУК «Уховский социально-культурный центр», МКУК «Чеботарихинский социально-культурный центр», МКУК «Харикский социально-культурный центр», МКУК «Социально-культурный центр «Радуга», МКУК «Ленинский ЦД», МКУК «Кундуйский социально-культурный центр», МКУК «Социально-культурное объединение», МКУ ДО «Межпоселенческая детская школа искусств», МКУК «Карымский социально-культурный центр», МКУК «Культурно-развлекательный центр «Колос», МБМУК «Социально-культурный центр «Кадинский» требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что ответчики в своей деятельности используют компьютеры, принтеры, орг. технику, а также люминесцентные (ртутьсодержащие) лампы, относящиеся к 1-4 классам опасности для окружающей среды, которые при поломке и завершении срока службы подлежат утилизации, в связи с чем требуется паспортизация отходов производства и потребления. При этом ответчиками не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также отсутствуют паспорта на опасные отходы 1-4 класса опасности для окружающей среды. Просит суд: Обязать муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Межпоселенческая детская школа искусств», муниципальное казенное учреждение культуры «Социально-культурное объединение», муниципальное казенное учреждение культуры «Кундуйский социально-культурный центр», муниципальное казенное учреждение культуры «Ленинский ЦД», муниципальное казенное учреждение культуры «Социально-культурный центр «Радуга», муниципальное казенное учреждение культуры «Харикский социально-культурный центр», муниципальное казенное учреждение культуры «Чеботарихинский социально-культурный центр», муниципальное казенное учреждение культуры «Уховский социально-культурный центр», Куйтунский потребительский торговый кооператив, муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества – Город мастеров», муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Куйтунская детская юношеская спортивная школа», муниципальное казенное учреждение культуры «Карымский социально-культурный центр», муниципальное казенное учреждение культуры «Культурно-развлекательный центр «Колос», муниципальное бюджетное многофункциональное учреждение культуры «Социально-культурный центр «Кадинский» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства. Составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы 1 -4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от их деятельности, в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Куйтунского района Серебренников С.Д. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Межпоселенческая детская школа искусств» Шевелева О.П. исковые требования признала.

В судебном заседании представитель ответчика муниципального казенного учреждения культуры «Социально-культурное объединение» Пузова С.Е. исковые требования признала.

В судебном заседании представитель ответчика муниципального казенного учреждения культуры «Кундуйский социально-культурный центр» Кузьмин Д.П. исковые требования признал.

В судебном заседании представитель ответчика муниципального казенного учреждения культуры «Ленинский ЦД» Шашкеева И.Н. исковые требования признала.

В судебном заседании представитель ответчика муниципального казенного учреждения культуры «Харикский социально-культурный центр» Негородова С.Н. исковые требования признала.

В судебном заседании представитель ответчика муниципального казенного учреждения культуры «Чеботарихинский социально-культурный центр» Чуприкова Н.П. исковые требования признала.

В судебном заседании представитель ответчика муниципального казенного учреждения культуры «Уховский социально-культурный центр» Алексеевич С.А. исковые требования признала.

В судебном заседании представитель ответчика муниципального учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества – Город мастеров» Низов С.А. исковые требования признал.

В судебном заседании представитель ответчика муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Куйтунская детская юношеская спортивная школа» Коржавин О.Н. исковые требования признал.

В судебном заседании представитель ответчика муниципального казенного учреждения культуры «Карымский социально-культурный центр» Синицина О.В. исковые требования признала.

В судебном заседании представитель ответчика муниципального казенного учреждения культуры «Культурно-развлекательный центр «Колос» Михашенко И.Н. исковые требования признала.

В судебном заседании представитель ответчика муниципального бюджетного многофункционального учреждения культуры «Социально-культурный центр «Кадинский» Лынкин Е.О. исковые требования признал.

Представитель ответчика Куйтунского потребительского торгового кооператива Зуенок О.А в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика муниципального казенного учреждения культуры «Социально-культурный центр «Радуга», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя данного ответчика.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом.

Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

В силу ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

На основании статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. (часть 3 указанной статьи).

Согласно Критериям отнесения отходов к классу опасности для окружающей природной среды, разработанным в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона, и утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 04.12.2014 №536, класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Роспотребнадзора от 18.07.2014 №445, утратившие потребительские свойства лампы люминесцентные, картриджи печатных устройств с содержанием тонера 7% отработанные, жидкокристаллических мониторы, клавиатуры, манипуляторы «мышь» с проводами, принтеры, сканеры, системные блоки отнесены к 1, 4 классам опасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 №712, утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности (далее Правила проведения паспортизации отходов).

Солгано п. 4, 7 Правил проведения паспортизации отходов, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712.

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Согласно справке прокуратуры Куйтунского района от 10.04.2018 года, у ответчиков, в нарушение требований Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отсутствуют паспорта на опасные отходы 1-4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от их деятельности.

Таким образом, МКУ ДО «Куйтунская детская юношеская спортивная школа», МУ ДО «Дом детского творчества – Город мастеров», Куйтунским потребительским тороговым кооперативом, МКУК «Уховский социально-культурный центр», МКУК «Чеботарихинский социально-культурный центр», МКУК «Харикский социально-культурный центр», МКУК «Социально-культурный центр «Радуга», МКУК «Ленинский ЦД», МКУК «Кундуйский социально-культурный центр», МКУК «Социально-культурное объединение», МКУ ДО «Межпоселенческая детская школа искусств», МКУК «Карымский социально-культурный центр», МКУК «Культурно-развлекательный центр «Колос», МБМУК «Социально-культурный центр «Кадинский» в своей деятельности используют компьютеры, принтеры, орг. технику, а также люминесцентные (ртутьсодержащие) лампы, относящиеся к 1-4 классам опасности для окружающей среды, которые при поломке и завершении срока службы подлежат утилизации, в связи с чем, требуется паспортизация отходов производства и потребления, при этом, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства, не разработаны, а также отсутствуют паспорта на опасные отходы 1-4 класса опасности для окружающей среды.

Суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Куйтунского района подлежат удовлетворению в полном объеме.

С учетом недостаточного бюджетного финансирования суд считает возможным освободить ответчиков от уплаты государственной пошлины полностью.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Куйтунского района удовлетворить полностью.

Обязать муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Межпоселенческая детская школа искусств» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства; Составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы 1 -4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Межпоселенческая детская школа искусств», в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное казенное учреждение культуры «Социально-культурное объединение» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства; Составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы 1 -4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности муниципального казенного учреждения культуры «Социально-культурное объединение», в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное казенное учреждение культуры «Кундуйский социально-культурный центр» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства; Составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы 1 -4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности муниципального казенного учреждения культуры «Кундуйский социально-культурный центр», в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное казенное учреждение культуры «Ленинский ЦД» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства; Составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы 1 -4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности муниципального казенного учреждения культуры «Ленинский ЦД, в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное казенное учреждение культуры «Социально-культурный центр «Радуга» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства; Составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы 1 -4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности муниципального казенного учреждения культуры «Социально-культурный центр «Радуга», в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное казенное учреждение культуры «Харикский социально-культурный центр» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства; Составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы 1 -4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности муниципального казенного учреждения культуры «Харикский социально-культурный центр», в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное казенное учреждение культуры «Чеботарихинский социально-культурный центр» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства; Составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы 1 -4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности муниципального казенного учреждения культуры «Чеботарихинский социально-культурный центр», в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное казенное учреждение культуры «Уховский социально-культурный центр» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства; Составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы 1 -4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности муниципального казенного учреждения культуры «Уховский социально-культурный центр», в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Куйтунский потребительский торговый кооператив разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства; Составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы 1 -4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности Куйтунского потребительского торгового кооператива, в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества – Город мастеров» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства; Составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы 1 -4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности муниципального учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества – Город мастеров», в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Куйтунская детская юношеская спортивная школа» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства; Составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы 1 -4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Куйтунская детская юношеская спортивная школа», в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное казенное учреждение культуры «Карымский социально-культурный центр» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства; Составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы 1 -4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности муниципального казенного учреждения культуры «Карымский социально-культурный центр», в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное казенное учреждение культуры «Культурно-развлекательный центр «Колос» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства; Составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы 1 -4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности муниципального казенного учреждения культуры «Культурно-развлекательный центр «Колос», в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное бюджетное многофункциональное учреждение культуры «Социально-культурный центр «Кадинский» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства; Составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы 1 -4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности муниципального бюджетного многофункционального учреждения культуры «Социально-культурный центр «Кадинский», в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйтунский районный суд в течение месяца со дня его вынесения через Куйтунский районный суд Иркутской области.

Судья Степаненко В.ПРешение не вступило в законную силу